Н. Василькова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ УТОПИЯ В РОМАНЕ И. ЕФРЕМОВА «ТУМАННОСТЬ АНДРОМЕДЫ»
|
КОНВЕНТЫ ФАНТАСТИКИ |
© Н. Василькова, 1988
Тезисы докладов и сообщений на Всесоюз. науч. конференции-семинара, посвящ. творчеству И. А. Ефремова и проблемам науч. фантастики.- Николаев, 1988.- С. 118 - 120.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001 |
С древнейших времен и до наших дней выдающихся педагогов-мыслителей волновали проблемы создания идеальной школы. Томас Мор - первый Провозвестник педагогических идей раннего утопического социализма, описывая жизнь на воображаемом острове "Утопия", выдвигает идею соединения теоретического образования с трудом, высказывает мысли о необходимости разностороннего развития личности.
Французский просветитель Жан-Жак Руссо дополнил педагогическую теорию Т. Мора, провозгласив три задачи нравственного воспитания: воспитания добрых чувств, добрых суждений и доброй воли. Его идеи поддерживает и Песталоцци.
Социалист-утопист Р. Оуэн обосновывает и реализует идею общественного воспитания в коммунистической колонии "Новая Гармония".
Создавая в романе "Туманность Андромеды" модель "школы будущего", И. Ефремов творчески переработал и ваял за основу лучшие из идей социалистов-утопистов о воспитании.
1. Как Я. А. Коменский, Руссо, Луи Лепелетье И. Ефремов разделяет учеников на четыре возрастных цикла, которые располагаются в различных местах, так как совместная жизнь разных возрастных групп мешает воспитанию и раздражает учащихся. Старшие школьники 3-го цикла навещают расположенные поблизости школы 1-го или 2-го циклов, наблюдая за учением и воспитанием выбранных подопечных, тем самым оказывая существенную помощь учителю.
2. С исполнением 17-летия учащиеся оканчивает школу и вступают в трехлетний период подвигов Геркулеса, после которых окончательно определяются влечения и способности. Тогда следует двухлетнее высшее образование, дающее право на самостоятельную работу в избранной специальности. За свою жизнь человек успевает пройти высшее образование по пяти-шести специальности. Выпускникам предоставляется широкий свободный выбор жизненного пути.
3. Автор книги подчеркивает важность выбора удачного места для постройки школ, считая важнейшей стороной воспитания - развитие острого восприятия природы и тонкого общения с ней.
4. Большая часть занятий в такой школе проводится не в помещениях, а на лужайках под деревьями на чистом воздухе. Занятия в каждом цикле школы чередуются с уроками труда. 5. Школа всегда должна давать ученикам самое новое, постоянно отбрасывая старое. Нельзя обеспечить быстрое движение вперед, если новое поколение будет повторять устарелые понятия. В то же время главное в школьной истории, пишет И. Ефремов, - "изучение исторических ошибок человечества и их последствий".
6. Большое внимание в школах всех циклов уделяется заботе о физическом воспитании учеников, так как это избавляет их от "страшного врага человеческой психики - равнодушия пустой и ленивой души".
7. И. Ефремов вслед за Руcco, Гельвецием, Песталецци утверждает, что общественная среда - самый важный фактор для воспитания и учебы человека. Человек воспитывается и учится всю жизнь, создавая высокую духовную среду, от которой зависит и восхождение общества. Чем лучше будут ученики, тем лучше и выше будет все общество, потому что здесь взаимная зависимость.
Вдохновленный гуманными педагогическими идеями утопического социализма, И. Ефремов в романе "Туманность Андромеды" создает пример школы будущего, в которой образование - это и есть воспитание. Целью и задачей такой школы является восхождение к все большей высоте знания и чувств, науки и искусства, стремление к познанию действительности мира.
Н. И. ВАСИЛЬКОВА
Николаев
|