А. Рассолов
ФУНКЦИЯ ФАНТАСТИЧЕСКОЙ УСЛОВНОСТИ В ПОВЕСТИ А. ПЛАТОНОВА «КОТЛОВАН»
|
КОНВЕНТЫ ФАНТАСТИКИ |
© А. Рассолов, 1988
Тезисы докладов и сообщений на Всесоюз. науч. конференции-семинара, посвящ. творчеству И. А. Ефремова и проблемам науч. фантастики.- Николаев, 1988.- С. 107 - 109.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001 |
Наше время по-новому освещает жизненный и творческий путь Андрее Платоном, заставляя изменить позиции, с которых в прошлом рассматривалось его художественное наследие.
Гуманистический пафос наполняет все творчество писателя. Содержанием его является пристальное, концентрированное внимание к драматизму человеческого существования, к одухотворению окружающей действительности, к поиску истины. Но гуманизм у Платонова никогда не имел застывшую, канонизированную форму. Он обогащался и дополнялся в условиях развития советской действительности. Новое качество творчества писателя в полной мере проявилось в повести "Котлован", написанной в 1929-193О г.г. и увидевшей свет лишь в 1987 году.
Анализируя своеобразие художественного мира А. Платонова, С. Залыгин сделал проницательное обобщение: "...чем более высока в философском смысле задача, поставленная автором, тем сильнее и настойчивее эта задача вынуждает его отрешиться от образов совершенно правдоподобных и повседневных", (1) заставляет обращать свой взгляд к художественной символике.
Фантастическая условность в повести "Котлован" не переходит границу допустимых представлений о реальном мире. И медведь-кузнец, самый фантастический из персонажей, и сплав по реке на плотах собственников, - все это жизнеподобно. Но то качество, которое им придает автор, распределение ролей и функций, совмещение и взаимоотношения реальных и ирреальных элементов наполняет новым философским содержанием сказочно-фантастический мир повести.
Этот своеобразный платоновский антропоморфизм и анимизм позволяет автору с огромной художественной силой показать революционные и уродливые явления действительности 30-40-х годов. Такой реализм писателя сближает его творчество с мифом, былиной, притчей, где возможно существование не столько фантастических элементов, сколько необыкновенных по своей условности событий, вынуждающих жизнеподобных по своей природе героев вступать в фантастические отношения между собой.
Платоновская условность, отвлеченность ради реальности, ради ее более глубокого постижения и является основой метода, который позволяет писателю решать проблемы человеческого бытия. Это сближает творчество А. Платонова с художественным опытом ведущих прозаиков XX века.
1. Залыгин С. Литературный эаботы. М., Современник, 1972, С. 147.
|