О. Мишуков
ЭЛЕМЕНТЫ МЕМУАРНОГО ЖАНРА В ГОБИЙСКИХ ЗАМЕТКАХ ИВАНА ЕФРЕМОВА «ДОРОГА ВЕТРОВ»
|
КОНВЕНТЫ ФАНТАСТИКИ |
© О. Мишуков, 1988
Тезисы докладов и сообщений на Всесоюз. науч. конференции-семинара, посвящ. творчеству И. А. Ефремова и проблемам науч. фантастики.- Николаев, 1988.- С. 23 - 28.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001 |
В предисловии своей книги автор сам определяет цель, которую он ставил перед собой как писатель, способы ее достижения, делает попытку определить жанровую природу своего произведения. Свою книгу он предлагает рассматривать как записки путешественника. Однако, как нам кажется, это несколько сужает жанровое своеобразие, жировую природу "Дороги ветров", ибо есть все основания говорить о наличии целого комплекса элементов, сближающих это произведение И. Ефремова с мемуарной литературой.
I. По Л. Левицкому признаками мемуарного жанра являются:
а) фактографичность;
б) преобладание событий;
в) ретроспективность изображенного материала;
г) непосредственность авторских свидетельств.
В книге И. Ефремова изложены подлинные факты нескольких палеонтологических экспедиций, которыми руководил автор книги. Он стремится насытить свое произведение упоминанием, рассказом о большом количестве научных находок, открытий. Автор называет конкретные имена, даты, географические точки, т. е. все то, что имеет хоть какое-то отношение к открытию, будь то находка остатков ископаемых ящеров или яиц динозавров, раскопки большого кладбища динозавров-зауролофов или целый ряд других интереснейших научных изысканий.
О преобладании событийности в книге И. Ефремова надо говорить со специальными оговорками и уточнениями. Определяя жанр своей будущей книги автор собирался рассказать в ней только о научной экспедиции, "...о самоотверженном труде коллектива ее участников". Но позже, уже по мере работы, план изменился, ибо почти все место в книге отведено описанию природы Гоби, раскрытию значения научных достижений, хода научного поиска.
Однако можно, на наш взгляд, говорить о встрече с дикой, во многом загадочной и необычной природе Гоби, как о вполне реальном и определенном событии, ибо каждая такая встреча - целое откровение для автора и читателя. Под событием следует также понимать то или иное палеонтологическое открытие, каких немало отражено на страницах книги.
Ретроспективность также носит у Ефремова несколько своеобразный характер. Она означает у него, во-первых, то, что автор сам непосредственно видел и слышал, что пережил во время экспедиций; во-вторых, то, что стало уже результатом общественного мнения, научным открытием, мнением, сложившимся в научном мире и тоже им усвоенном. Так, это наблюдается в рассказе о находках, сделанных задолго до ефремовских экспедиций профессорами Обручевым, Борисякой, группой американских палеонтологов.
Можно также, на наш взгляд, говорить о двойной ретроспекции у Ефремова. Он часто как бы делится с читателем своими "воспоминаниями о воспоминаниях". Так, во время II экспедиции он постоянно вспоминает о том, что упустили, не успели они в 1946г. Постоянно вспоминают у Ефремова и старые проводники (о виденных в молодости кладбищах драконов) и т. д.
Говоря о непосредственности авторских впечатлений, подчеркнем, что автор не только ученый, но и патриот, интернационалист, гражданин своей Родины. Перед нами не сухое, лишенное жизни, перечисление находок и указаний, кто их сделал, а страстный, внимательный рассказ советского ученого об увиденном на земле Монголии. Так, это явно ощущается в его рассказе о первой встрече с Улан-Батором, в картинах контраста между молодой, строящейся социалистической Монголией и теснотой бывших богатых дворов, одиноким трудом лавочников-кустарей.
II. Память - неотъемлемая черта мемуарного жанра. Ефремова интересует в прошлом лишь то, что имеет прямое или косвенное отношение к экспедиции. Научные интересы - вот тот стержень, вокруг которого строится все повествование. Можно говорить об избирательности памяти автора, что также сближает его произведение с мемуаристикой.
III. Известно, что мемуары обладают особой социально-познавательной функцией. Гобийские заметки Ефремова дают представление о черных пустынях Гоби, геологической шкале времен, об истории животного мира, восстановленной на основе находок в геологических отложениях. Автор пропускает увиденное через себя, рисует не только то, что уже стало достоянием науки, но и неизученное, загадочное, определяет перспективу научных изысканий древней наземной жизни Азиатского материка. Социально-познавательная функция присуща практически всем фантастическим произведениям Ефремова.
Таким образом, если говорить о тяготении "Дороги ветров" к мемуаристике, то это позволяет считать мемуарный жанр не только литературой социально-философских, но и научных проблем. Мемуары постепенно перемещается с периферии литературы в ее центр, охватывая все более разнообразные стороны действительности.
IV. Белорусскому литературоведу Л. Гаранину принадлежит мнение о наличии в мемуаристике особого документального образа. Согласимся с ним и проследим функционирование документального образа в "Дороге ветров" И. Ефремова. Документальный образ (ДОБ) - это особая эстетическая реальность. У Ефремова документальный образ строится на мотиве разыскания, исследования, научного поиска. Этому подчинено все произведение. Документальными являются образа участников экспедиции: Громова, Орлова, Эглона, Лукьяновой и др. С документалистикой это произведение сближает отсутствие всякого интереса к бытописательству, вымыслу, что придает запискам особую ценностную значимость. Ефремов стремится раскрыть исторический, научный, познавательный смысл изображаемых в книге событий, им движет не собственно художественная, а практическая цель. Это позволяет говорить о создании им документальных образов ученых, членов экспедиционной исследовательской группы, о собирательном образе (документальном) советского ученого-исследователя.
Можно говорить о некотором тяготении "Дороги ветров", именно как документального жанра, к историко-этнографическому исследованию и даже к публицистике. Автор ищет в изображаемых событиях внутреннюю энергию, скрытую пружину, помогающую исследователю в пути, подвигающую его к новым и новым находкам и изысканиям. Различные индивидуальные, на первый взгляд мелкие факты экспедиции, складываются в документальный образ, ибо все факты объективно взаимосвязаны, подчинены общей цели. Это цементирует их вокруг единого целевого стержня.
В пейзажных зарисовках автор проявляет себя как незаурядный писатель, понимающий специфику создания образа пустыни. Именно Гобийская пустыня, на наш взгляд, это тоже своего рода документальный образ, проходящий через все повествование.
Таким образом, из всего сказанного можно сделать вывод, что в "Дороге ветров" есть целый комплекс элементов мемуарного жанра. Это еще раз доказывает ту мысль, что грань, отделяющая мемуаристику от художественной литературы, исторического, научного исследования становится все тоньше. И, кстати сказать, многие черты мемуаристики мы Можем встретить в научно-фантастических произведениях Ефремова, что вполне может стать темой отдельного исследования.
|