ФЭНЗИНЫ ФАНТАСТИКИ |
© by Southern Illinois University Press, 1973; Пер. с англ. В. Фёдоров
Wertham F. The World of Fanzines: A Special Form of Communication.- Carbondale and Edwardsville: Southern Illinois University Press, 1973.- p. 53-57.
Пер. в эл. вид Б. Завгородний, 2002 |
Назад Начало Вперед
Ещё одна тема популярная в фэнзинах это то, что можно говоря широко назвать "Фэнтези". И объём и границы этого жанра определены не очень точно. Есть диффузия с научной фантастикой и, конечно же, с литературой основного потока вообще. В предисловии к антологии "Где-то, когда-то, как-то иначе", 1970 год, Мириам Аллен де Форд противопоставляет чистой научной фантастике невероятные возможности фэнтези - правдоподобные невозможности.
Понятие "фэнтези-приключения" приложимо к большой доле этой литературы. Все аспекты этого жанра широко обсуждались и рецензировались в фэнзинах. Дискуссии эти зачастую интересны и иногда отличаются отменной эрудицией. Поразительно в них то, что у них нет никакого особого языка кроме искренней обратной связи читателя с критиком и автором материала, то есть с писателем. Эта искренность, опять же, одно из качеств фэнзинов вообще.
Социальный смысл возобновившегося в последние годы интереса к фэнтези рассмотрен Джоном Бордменом в статье "Великий побег" помещённой в фэнзине "Unicorn" ("Единорог") № 2. Хотя есть много авторов работающих в этом жанре, в самом широком смысле этого слова, выделяются четыре имени: Дж. Р. Р. Толкиен, Эдгар Райс Берроуз, Роберт Э. Говард и Г. Ф. Лавкрафт. У всех четверых есть специальные круги фэнов и в своих фэнзинах они уделяют много места их произведениям.
Берроуз любимый фэнзинёрами автор, больше всего известен благодаря своим книгам о Тарзане 26 и другой просто приключенческой литературе. Но он также писал и научную фантастику - Марсианскую серию, Пелюсидарскую серию и другие серии типа Лунной, Венерианской. Джон Макджихан написал хорошо документированы. Статью о созданном Берроузом Джоне Картере с Марса - в кино, газетных и книжных комиксах, БМКах (Больших Маленьких Книжках), и в фэнзинах ("Mithras" ("Митра") № 7). Книга Ричарда Лупоффа "Эдгар Райс Берроуз", которую Винсент Старрет назвал "первопроходческим исследованием", является путеводителем по произведениям Берроуза и родственной литературе по миру фэнтези. Лупофф указывает на пристрастие Берроуза к "необыкновенным героям совершающими великие деяния в экзотической обстановке" и предлагает такое объяснение популярности книг Берроуза: "Его герои не сублимируют свои душевные расстройства и не дают выхода своим неодолимым психологическим влечениям, а действительно благородны, действительно смелы... действительно героичны!" Это можно рассматривать в свете обзора творчества Берроуза в газете "Уолл Стрит Джорнал": "В любом случае, в нынешней литературе благородство очень и очень большой дефицит". Росс Роклинн в фэнзине "Shangri-L'Affaires" ("Дела Шангри-Ла") за номером 70 описывает как он читал Берроуза в детстве и может по-прежнему получать от него удовольствие много лет спустя, и хвалит его как создателя "модели бескорыстного супермена".
ЭРБ, как его склонны называть в фэнзинах, оказал влияние на Роберта Э. Говарда, создателя саги о Конане, которая началась с рассказа "Башня Слона" в 1933 году. Лин Картер в фэнзине "Alef Null" ("Алеф Нуль") № 2 пишет: эти рассказы и романы принадлежат к тому типу эпически-героической фэнтези, которую мы называем "Меч и Магия", термин, создание которого приписывают Фриц Лейберу ("Amra" ("Амра") № 52). И это самый подходящий термин для литературы того типа, который она обозначает. Некоторые писатели проводят чёткое разграничение между Эпической Фэнтези, Героической Фэнтези и Мечом и Магией. Но сходство между этими разновидностями столь велико, что иногда трудно решить какие произведения соответствуют тому или иному определению ("Mythlore" ("Мифлор") № 8).
Говард действительно употребил это выражение, так как его герои сражаются "мечом и магией". В фэнзинах часто обсуждается этот жанр. Как выражается одна реклама: "Меч и Магия - слова воспламеняющие воображение всех фэнов фэнтези", ("Rocket's Blast and Comicollector" ("Пламя Ракеты и Собиратель Комиксов") № 66). Подробности жизни Говарда, почти легендарного писателя покончившего с собой в 1936 году, тридцати лет отроду, содержатся в подобранном Л. Спрэгом де Кампом "The Conan Reader" ("Читателе "Конана") (1968) - сборнике статей впервые опубликованный в фэнзине "Amra" ("Амра").
Одним из предтеч современных романов Героической Фэнтези был Уильям Моррис. Его роман "Дом Вульфингов", 1889 год, начинается с фразы вводящей нас в атмосферу этого жанра: "Предание гласит, что в давно минувшие времена около великого леса стояло жилище людей...".
Говардовский Конан - здоровенный, примитивный героический воин "Гиперборейского века", который процветал после гибели Атлантиды и до начала письменной истории. Это был мир где действовала магия, но современная наука была неизвестна ("Titan Comics" ("Титан-комиксы") № 5). Он переживает много опасных приключений сражаясь с людьми, животными (например - волками), чудовищами и сверхъестественными существами. Технология в этом мире естественно была та которая была в нашем мире до изобретения пороха.
Лин Картер описал "Меч и Магию" как, "не более чем приключенческую фантазию в обстановке вымышленных миров, где действует магия" ("Амра" № 46), а её героя как "героического воина вступающего в прямой конфликт с силами или созданиями сверхъестественного зла" ("Алеф-нуль" № 2), а сюжеты как "рассказы которые напускают мускулистых варваров-героев с мечами и тому подобным оружием на злых колдунов или сверхъестественных чудовищ", смотрите в книге "Толкиен: Взгляд за кулисы Властелина Колец" [1969]. Рисунки во многих фэнзинах иллюстрируют именно это. Дух рассказов Говарда хорошо передан рисунками на всю страницу художника Роберта Клайна в "Anomaly" ("Аномалии") № 1 и 2. Сжатая история Героической Фэнтези или Мечерубки-Магии (Swordplay-and-Sorcery) содержится в предисловии к сборнику "Волшебники и Воины" Л. Спрэг де Кампа, вышедшего в 1970 году. Эта антология с биографическими заметками о каждом авторе - блистательное обозрение данной области литературы.
Говард сочинял не только литературу Меча и Магии. Он к примеру написал реалистический рассказ о небольшом городке в воскресенье, где молодёжь болтается без дела на зная чем заняться (напечатано в "The Howard Collector" ("Собирателе Говарда") № 11, весна 1969 года). Место действия рассказа, очевидно, родной город Говарда - Кросс-Плейнс, в штате Техас. Своей сжатостью и кратким реалистическим диалогом он напоминает один из рассказов Джеймса Т. Фаррела "Стадс", начало саги о Стадсе Лонигане, ("This Quarter" ("Этот квартал") вып. 3, № 1, 1930 год).
По утверждению Л. Спрэг де Кампа, на Говарда повлияли произведения Г. Ф. Лавкрафта, ещё одного писателя фэнтези. Лавкрафт был мастером сверхъестественной литературы и в своих произведениях жонглировал временем и пространством. Он наследует традицию готического романа, ассоциируемого с именами Горация Уолпола, автора романа "Замок Отранто", Анны Радклифф и Джейн Остин, чьё произведение "Аббатство "Нортангер" - сатира на роман ужасов. Лавкрафт написал много произведений, но при его жизни была опубликована только одна его книга "Тень над Инсмутом" в 1936 году. Рассказы Лавкрафта и Говарда печатались в журнале "Weird Tales" ("Мистические Повести"), который называли "первым чисто фэнтезийным журналом в мире". ("Gothique" ("Готика") № 2). Дэшиел Хэммет относил Лавкрафта к числу наилучших писателей ужасов и включил его рассказ "Музыка Эриха Зана" в свою исторически достопримечательную антологию "Современные рассказы ужасов" (Лондоне, 1932).
В последние годы произведения Лавкрафта приобрели немалую популярность, что и отразилось в фэнзинах. Огаст Дерлет, который не давал умереть интересу к Лавкрафту, называет его "крупным писателем в мелком, жутком разделе Литературы", предисловие к сборнику "Ужасы Данвича и другие сверхъестественные рассказы: рассказы Г. Ф. Лавкрафта" (1963). В "Обществе Научной Фантастики" в городе Лос-Анджелесе устроили симпозиум по Лавкрафту. Его результаты напечатали в приложении к "Riverside Quarterly" ("Риверсайд квортерли") с аннотациями Огаста Дерлета. Участвовали в симпозиуме: Фриц Лейбер, Роберт Блох, Сэм Рассел, Артур Джин Кокс и Лиланд Шапиро.
Выдающееся место в фэнтези и в мире фэнзинов занимает роман в трех книгах Дж. Р. Р. Толкиена "Властелин Колец" с его прелюдией "Хоббит". По его поводу проводятся многочисленные и зачастую весьма учёные дискуссии в таких специализированных фэнзинах как "The Tolkien Journal" ("Журнал Толкиена"), "Orcrist" ("Оркрист"), "Glyph" ("Глиф"), "Green Dragon" ("Зелёный дракон") и "Carandaith" ("Карандейт"), а также во многих и многих других вроде "Mythlore" ("Мифлора"), "Xero" ("Ксеро"), "Unicorn" ("Единорога"), "Schamoob" ("Шамуба") и "Heckzapoppin"!. Сам Толкиен не считал свой роман "Властелин Колец" трилогией, как его зачастую называют. Он видит в нём "трёхпалубный роман" и предпочёл бы обозначить три тома лишь номерами, а не давать им названий ("Orcrist" ("Оркрист") № 4, "The Tolkien Journal" ("Журнал Толкиена") № 13).
Коллекция рисунков "Книга "Хоббита" в цвете" (1969), была издана редакторами "Locus" ("Локуса") Чарли и Маршей Браун. Иллюстраторы в ней передают дух книги "Хоббит". Особенно удачен рисунок Тима Кёрка, показывающего хоббита в пещере изучающего своё генеалогическое древо. Тим Кёрк кажется настроен на дух Толкиена точно также как художник С. Х. Сайм был настроен на Лорда Дансени, который писал о том, что он называл "таинственным царством где кончается география и начинается волшебная страна" ("Нью-Йорк Таймс" от 27 октября 1957 года). Рассказы Дансени повлияли на многих авторов фэнтези. Оригинальных иллюстрированных изданий давно уже днём с огнём не сыщешь, но вот недавно был издан сборник "Боги, Люди и Духи" с рисунками Сайма, 1971 год.
То, что говорят о Толкиене фэнзины куда понятнее некоторых посвящённых ему профессиональных критических статей. Например в "Эссе о современных писателях" - издания Колумбийского Университета, № 41 за 1969 год, статья "Дж. Р. Р. Толкиен" Кэтрин Р. Стимпсон не только грешит фактическими ошибками, но и отличается определённой предвзятостью. Профессор Стимпсон называет автора "сердитым" - шаблонная инвектива столь часто адресуемая авторам которые - в любой области - выражают то, что она называет "стрелами недвусмысленной социальной критики". Она несправедливо обвиняет его в "отчаянии", "гневе", пессимизме", "дурном характере", негибкости 27. Она также отзывается о выпускаемом "Толкиеновским Обществом Америки" "The Tolkien Journal" с типичной снисходительностью, как об "основанном одним трудолюбивым учеником средней школы". Многие из читателей Толкиена молоды и некоторые из наиболее приверженных читают фэнзины или пишут в них. Поэтому брошюра Стимпсон в действительности представляет собой столкновение между академической обывательщиной и фэнзинной искренностью. Это атака на молодёжь со стороны стариков-преподователей.
Тщательно изучив работы Толкиена я пришёл к мысли, что на одном уровне всё ж таки можно различить лежащий в основе романа смысл. Кольцо Власти в одном из своих аспектов представляет собой ничто иное, как злоупотребление властью посредством применения силы и насилия. Кольцо можно уничтожить и оно будет уничтожено. Вызванный этим эффект, указывает роман, может и не продлится целую вечность, но растянется на долгую-предолгую эпоху. Разлагающее влияние человеческого насилия также велико как разложение, которое приводит к насилию.
С этим тесно связано утверждение романа о ценности человеческой жизни. В эссе "Толкиен и Кольридж" ("The Tolkien Journal" № 11, "Orcrist" № 3), профессор Клайд С. Кёрби пишет о "негромком великолепном ощущении значимости человеческой жизни у Толкиена". Такой позиции, по его словам придерживались оба этих писателя. 28.
В этом смысле "Властелин Колец" выступает против цинизма и за оптимизм, и представляет собой надежду не в поверхностном значение выдавания желаемого за действительное, а в более глубоком, конкретном смысле.
Мои исследования индивидуального и коллективного насилия привели меня к выводам согласующимися с этой идеей во "Властелине Колец"; а именно, что человеческое насилие не является наследственным и неискоренимым инстинктом как столь часто утверждается, и его вполне можно победить 29. Наши жертвы ражи того чтобы добиться этого будут не такими романтическими как в опусе Толкиена, но они являются равно необходимыми. Никакой другой писатель не получил столько серьёзного внимания в фэнзинах как Толкиен - что безусловно означает плюс для мира фэнзинов.
Наблюдается значительный моральный прогресс от "Кольца Нибелунгов" Рихарда Вагнера до Толкиеновского "Властелина Колец". В Вагнеровской легенде после четырёх длинных опер Кольцо, принёсшее столько зла, остаётся на дне Рейна - увы! Если воспользоваться ключевой фразой во "Властелине Колец", кольцо было "утеряно, но не уничтожено" 30. В романе Толкиена Кольцо тоже исчезает в реке, Великой реке Андуин. Но оно снова найдено и должно быть уничтожено, Это означает не только задачу, но и надежду, что это можно сделать.
26. Кино существенно изменило образ Тарзана по сравнению с созданным Берроузом в его книгах. (Камиль Казадессус-мл., редактор "ERB-dom" ("Эрбятина"), в книге Edgar Rice Burroughs's "Tarzan and the Lost Empire" [New York: Ace, 1968]).
27. См. Claire Howard, "The Vented Spleen", "Mythlore" № 7 и рецензию Ричарда Веста на книгу Стимпсон в "Ocrist" № 5, и "Tolkien Journal" № 14.
28. См. Robert Lewis Shayon, "Open to Criticism (New Nork: Beacon Press, 1971), где содержится новая интерпретация "Сказание о Старом Мореходе".
29. См. "The Show of Violence" (New York: Macmillan Co., 1949); "A Sign for Cain" An Exploration of Human Violence (New York: Macmillan Co., 1966, 1968); и статью "Human Violence Can Be Abolished" в "Johns Hopkins Magazine", Summer 1971.
30. "The Lord of the Rings" (New York: Ballantine, 1969), pt. 1, "The Fellowship of the Ring" (1969).
|