История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Фредерик Уэртхэм

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФЭНЗИНОВ И ИХ РАННЯЯ ИСТОРИЯ

ФЭНЗИНЫ ФАНТАСТИКИ

© by Southern Illinois University Press, 1973; Пер. с англ. В. Фёдоров

Wertham F. The World of Fanzines: A Special Form of Communication.- Carbondale and Edwardsville: Southern Illinois University Press, 1973.- p. 38-40.

Пер. в эл. вид Б. Завгородний, 2002

Назад Начало Вперед

Не совсем ясно когда именно первый любительский журнал был действительно назван "фэнзином". По словам Линды Бутъегерь в "Granfalloon" ("Гранфаллуне") № 9, цитирующей Боба Такера, авторитетного знатока ранних любительских публикаций в жанре фэнтези, первый фэнзин вышел в 1930 году. Он назывался "The Comet" ("Комета") и посвящался науке и научной фантастике, с той оговоркой что "The Comet" специализировалась "в основном на небольших статьях о науке". За ним последовала целая уйма других подобных изданий, начиная с "The Time Traveler" ("Путешественник во времени"). Одним из ранних и довольно примитивных фэнзинов был "Science Fiction" ("Научная Фантастика"), выпущенный в 1932 году Джеромом Зигелем и Джо Шустером, которые впоследствии прославились, как создатели комикса "Супермен".

Самый старейший по году основания фэнзин в моей коллекции это "Fantasy News" ("Новости Фэнтези"), который начал издаваться в тридцатые годы. В 1940 году его редактировал Уильям Сикора в городе Лонг-Айленд, штата Нью-Йорк, а помощниками редактора работали тогда Джимми Таураси и Сэм Московиц. Московиц впоследствии стал ведущим профессиональным писателем-фантастом, редактором и историком фантастики. "Fantasy News" был дитятей своего времени. У них был лозунг "Вознесём Научную Фантастику на небывалую высоту!" Этот фэнзин был очень важным прототипом и предвестником дальнейшего развития фэнзинов, дискуссий и споров. Поэтому какой-нибудь его отдельный типичный номер заслуживает более подробного описания.

Например, в № 114 от 26 августа 1940 года, Дэн Уэйд предлагает такую классификацию фантастики: "сверхъестественная литература, "научная фантастика, "фэнтези" и "литература сверхвоображения". Томас С. Гарднер хвалит комиксы про Бака Роджерса и Флэша Гордона, но критикует "книжки НФ комиксов" того времени говоря о них, что в то время существовало 125 различных названий подобных комиксов: "Тогда как взрослые могут мысленно представить себе лучевые пистолеты, космические корабли, войну, интриги, любовь и смерть, они не в состоянии проглотить такие вещи как человека швыряющего линкоры, пролетающего много миль рассекая воздух с огромными тяжестями на руках, прошибающего отверстия в бетоне и стали, вспыхивающего по его желанию пламенем и ещё с умениями в тысячу и одну глупость рисуемую в книжках комиксов".

Одна заметка привлекает внимание к статье "В поисках мощностей для Космических Ракет" помещённой в тогдашнем текущем номере журнала "Popular Mechanics" - "Популярная Механика" - проиллюстрированная на обложке рисунком Бэйда, показывающим ракету достигающую стратосферы, и называет этот рисунок "лучшим чем те, что появляются в НФ журналах". Сэм Московиц в гостевой передовице утверждает что нужны более крупные а не просто местные конвенции "научных фантастистов".

Пространное объявление рекламирует фэнзин "Bizarre" ("Экстравагантный") и называет в качестве его сотрудников художника Ханнеса Бока и таких писателей как Г. Ф. Лавкрафт, Джона В. Кэмпбелла-младшего, А. Меррит, Эдварда Элмера Смита (более известного как "Док Смит") и Форреста Дж. Аккермана.

При каких же на самом деле обстоятельствах сложился этот особый способ коммуникации? Данное историческое развитие определённо можно проследить и обобщить в четырёх фразах:

    1. Одним первым пунктом было то, что профессиональные коммерческие журналы научной фантастики начали вводить у себя специальные обширные колонки в которых они печатали письма читателей.

    2. Когда журналы добавили к тем письмам адреса их авторов, читатели начали писать не только в журналы но и друг другую

    3. Пор мере того как всё чаще возникали НФ организации, клубы и устраивались конвенции, переписка становилась всё более и более обширной. В результате этого и начали появляться информационные бюллетени и любительские "фэновские" журналы к которым прикладывали руку все: любители и полулюбители, профессиональные и полупрофессиональные писатели. В них сошлись не только читатели с читателями, но и писатели с читателями. Любители (многие из которых впервые стали известны именно как авторы фэновских писем в журналы) могли писать НФ рассказы и статьи о науке и научной фантастике, и так далее, и всё это именно в духе свободного общения.

    4. Данная область постепенно расширялась не только в масштабах, но также и в разнообразии тем. Литературные и зачастую личные контакты шли рука об руку. 4

При всём этом росте в содержании и численности, происхождение и начальная история фэнства и фэнзинов по прежнему имеет огромное значение. От самых ранних УР-фэнзинов и фэн-магов - фэновских журналов пролегает одна чёткая линия. Общие очертания, сущность и характер типичных фэнзинов остались верными своим началам и по прежнему более-менее те же что и в начале их появления.

4. См. "Amra" № 44 и Robert A. W. Lowndes, "The Influence of Fandom", "Algol" № 17.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001