Фредерик Уэртхэм
ДОРОГА К ФЭНЗИНАМ
|
ФЭНЗИНЫ ФАНТАСТИКИ |
© by Southern Illinois University Press, 1973; Пер. с англ. В. Фёдоров
Wertham F. The World of Fanzines: A Special Form of Communication.- Carbondale and Edwardsville: Southern Illinois University Press, 1973.- p. 36-38.
Пер. в эл. вид Б. Завгородний, 2002 |
Назад Начало Вперед
Не существует никакого легкого пути к собиранию достаточно большого и представительного количества фэнзинов. Они представляют собой неортодоксальную тему, и ортодоксальные библиографические методы применимы лишь в очень ограниченной степени. Они рассеяны во времени и пространстве. Для того чтобы найти и приобрести их, приходится следовать по всевозможным наводкам, включая объявления, рекламу, описания и критику в других фэнзинах, старых и новых. Никакого кратчайшего пути напрямик не существует.
Среди издающихся в настоящее время фэнзинов, в которых есть полезная информация о других, числятся, если назвать, лишь немногие: "Carandaith" ("Карандейт"), "Energumen" ("Энергумен"), "Fandom Unlimited" (Фэндом Анлимитед), "Графэн" (Grafan), "Granfalloon" (Гранфаллун), "Haverings" (Хэврингз), "Locus" ("Локус"), "Yandro" ("Яндро"). 2 Во многих фэнзинах печатаются обсуждения, обозрения и письма о других фэнзинах, и для собирания их надо пользоваться этим, даже если они перестали выходить. Зачастую маленький труднодоступный фэнзин может дать ценные намеки относительно других фэнзинов. Фамилии и адреса авторов и редакторов публикуются в " Fandom's Fans" ("Фэны Фэндома"), издаваемом Джо Бранкателли, Бруклин, Нью-Йорк (т. 1 № 1 июль 1970). "John's House of Info" ("Информаторий Джона"), издаваемый Джоном МакДжиханом, г. Санта Ана, штат Калифорния (№ 30 за 1971 и № 31 за 1972) содержат списки фэнзинов, ориентированных на комиксы и на поклонников Эдгара Райса Берроуза.
Моим поискам сильно помогло то, что многие редакторы привлекли мое внимание к чужим фэнзинам и порекомендовали мне обязательно посмотреть их. Я также приобрел самые разнообразные фэнзины у коллекционеров-оптовиков и любителей-фэнов. Ещё один отличный способ найти фэнзин это посещать конвенции фэнов. Там часто выставляют на всеобщее обозрение фэнзины. Это ценный источник.
В этой области исследования существует великое множество библиографических трудностей, и поэтому обычные академические методы здесь не срабатывают. В связи с этим делать точные ссылки и датировки может стать трудным или невозможным. В некоторых фэнзинах страницы не пронумерованы. Прошлые выпуски, даже самые недавние, зачастую все распроданы и их очень трудно достать или совершенно невозможно приобрести. Иногда меняются редакторы. Например "Dateline: Comicdom" издавал в 1963 году Ронн Фосс, в 1965 году Боб Грин, в 1969 году Майк Рауб. Или тот же самый редактор может издавать также и похожий фэнзин или может просто изменить название фэнзина. Не существует никакого единого центра где всё это регистрируется. Это является частью чуждой условностям природы фэнзинов.
Подавляющее большинство фэнзинов более-менее эфемерны. Немногие из них существуют долгие годы, вроде "Stefantasy" ("Стефантазия") издаваемой в Кеннерделле, штат Пенсильвания, или "Horizon" ("Горизонт") Гарри Уорнера-младшего, издаваемый в Хейгерстауне, штата Мэриленд. Но многие по той или иной причине - личной, экономической, связанной с учёбой или работой - перестают издаваться после нескольких выпусков. Или даже после всего одного. Например первый выпуск фэнзина "Care" ("Плащ") изданный летом 1971 года Грегом Поттером в городе Уорвике, штата Род-Айленд, стал также и последним. Вполне утвердившиеся фэнзины такие как "Science Fiction Review" ("Обозрение Научной Фантастики"), "Tolkien Journal" ("Журнал Толкиена") 3, "Comic Fandom Monthly" ("Ежемесячник поклонников комиксов") или "George" ("Джордж"), считались стабильными и устойчивыми, и неожиданно перестали издаваться в 1972 году. И конечно в связи с этим любая информация которые кто либо рискнул бы дать об издающихся в настоящее время фэнзинах может с лёгкостью оказаться устаревшей.
К тому же не всегда можно знать наверняка окончательно ли прекратил выходить тот или иной фэнзин, или его выпуск задерживается по какой-то причине. Например в 1965 году я подписался на "Sense of Wonder" ("Чувство чудесного") у его редактора Билла Шелли из Айдахо. Он написал мне что прекратил издавать его. Но два года спустя он снова принялся издавать свой фэнзин и прислал мне экземпляр. Мне довелось столкнуться со множеством подобных случаев.
В конечном итоге я собрал большую и представительную коллекцию отличающуюся сильным разнообразием. Мои цели и задачи заключались не в том чтобы давать какие-либо особые определения ценности фэнзинов, а в том чтобы включить в коллекцию всё являющееся в каком-то типичным для этих изданий. Что же касается качества. То я склонен согласиться в целом - хотя возможно и не буквально - с Линдой Бутъегерь написавшей в "Granfalloon" ("Гранфаллуне") № 9: "Даже в среднем фэнзине есть какие-то хорошие черты. Даже в плохо изданных с полиграфической точки зрения фэнзинах зачастую скрываются увлекательные редакторские статьи или великолепные сочинения фэнов, ужасные рецензии украшают прекрасные рисунки художников... немногие из них конечно совершенны и большинство отличаются крайне неровным качеством... но даже в самых худших грубзинах могут быть какие-то подкупающие моменты".
Несмотря на их величайшее несходство и разнообразие фэнзины представляют собой отдельный жанр. Я попытался взглянуть на них в целом, уловить дух фэнзинов. И с помощью конкретных образцов и описаний представить фэнзины с их собственной точки зрения.
Конечно множество фэнзинов можно, да и нужно разделить на подгруппы. Для некоторых целей можно сделать чёткое различие между строго научно-фантастическими фэнзинами и ориентированными в основном на любителей комиксов. Но обе разновидности всё равно принадлежат к одному и тому же особому средству массовой коммуникации, структурная обрисовка которого и является целью данного исследования. Подчёркивать различные категории значит раздувать различия вместо сходства. Это было бы прямо противоположно тому, к чему стремятся фэнзины. Они хотят не возводить ограды, но наводить мосты. Кроме того разные виды фэнзинов, склонны всё больше и больше заезжать на территорию друг друга и многие из них меняют свою редакционную политику для увеличения числа освещаемых тем. Поскольку фэнзины являются совершенно непедантичной формой коммуникации, их в целом и невозможно охватить педантичными методами.
В прошлом бывали собраны немалые количества различных фэнзинов, охватывающие вместе тысячи и тысячи читателей, но без какой либо твёрдой основы. Точного числа фэнзинов не знает никто. Пытаясь как-то определить их общее количество, с тех пор как фэны начали их издавать, пришли к выводу, что всего с начала их изданий и по сегодняшний день, было выпущено более семи тысяч названий фэнзинов ("Granfalloon" ("Гранфаллун") №9). Расхождения которые при этом возникают, основываются на разногласиях определения, что такое фэнзины и из того факта что у некоторых фэнов их вышло всего один-два номера, после которого они приказали долго жить, а также из-за маленьких тиражей многих фэнзинов, так как некоторые из них были изданы менее ста экземпляров, ну и конечно из других подобных факторов.
2. "Carandaith", c/o Alpajuri, Box 69, Ocean Park, Washington 98640; "Energumen", edited by Mike and Susan Glicksohn, 267 St. George Street, Toronto, Canada; "Fandom Unlimited", Randall Larson, 774 Vista Grande Avenue, Los Altos, California; "Grafan", Walter Jaschek, 2351 Dotly Avenue, Jennings, Missouri; "Granfalloon", Linda and Ron Bushyager, 1614 Evans Avenue, Prospect Park, Pennsylvania 19076; "Haverings", Ethel Linsay, Surbition, Surrey, U.K.; "Locus", published by Charlie and Dena Brown, P.O.Box 3938, San Francisco, California; "Yandro", Robert and Juanita Coulson, Route 3, Hartford City, Indiana. Рекламные объявления разных фэнзинов, старых и новых, находятся в издающемся сейчас "Rocket's Blast and Comicollecter", полученных от G. B. Love, Miami, Florida и в "Buyer's Guide" by Alan Light, East Moline, Illionois. Они также имеют много списков дилеров с фанзинами для продажи.
3. "Tolkien Journal" слился с фэнзином "Mythlore" ("Tolkien Journal" № 15).
|