Фредерик Уэртхэм
ЦАРСТВО ФАНТАЗИИ
|
ФЭНЗИНЫ ФАНТАСТИКИ |
© by Southern Illinois University Press, 1973; Пер. с англ. В. Фёдоров
Wertham F. The World of Fanzines: A Special Form of Communication.- Carbondale and Edwardsville: Southern Illinois University Press, 1973.- p. 40-44.
Пер. в эл. вид Б. Завгородний, 2002 |
Назад Начало Вперед
Чем больше росла моя коллекция, тем больше я понимал, что ключевое слово для познания фэнзинов это фантазия. Это, конечно же, очень общее понятие и охватывает оно самые разнообразные явления. Материал, освещаемый фэнзинами состоит из самого широкого диапазона тем фантастической ориентации - все, что тяготеет к фантазии и фантастическому.
Говоря о епархии фэнзинов Том Ожеховский определяет её, как "всё со сколь-нибудь фантастической основой" - "Ye Graphic Gazette" ("Йе Графикс Газзет") № 8. "Искусство фантазии" ссылается на таких иллюстраторов как Фрэнк Фразетта, которыми к слову говоря, очень сильно и часто восхищаются в фэнзинах, но также включают в качество "фантазиста" и Максфильда Пэрриша - "Quintessence" ("Квинтэссенция") № 1. Ханнес Бок назван "одним из самых прекрасных фантастических художников всех времён и народов" - "Green Dragon" ("Зелёный Дракон") № 12. Единая колонка "Книжная полка фантазии" числит среди прочих книг в мягкой обложке, ныне весьма модного направления фантастической литературы - "Героическая Фэнтези" - таких авторов как Жюль Верн, Артур Кларк, Дональд А. Уолхейм, Джеймс Блиш, Роберт Хайнлайн, Роберт Э. Говард, Алексей Паншин, Ричард Лупофф и Роджер Желязны ("Mithras" № 4).
В названиях многих фэнзинов присутствует слово "фантазия" или "фантастический". Например: "Fantasy World" ("Мир Фантазии"), "Fantasy Features" ("Облик Фантазии"), "Fantastic Fanzine" ("Фантастический фэнзин"), "Phantasia" ("Фантазия"), "Fantasy Adventures" ("Фантастические приключения"), "Fantasy News" ("Новости Фэнтези"), "The Fantasy Collector" ("Коллекционер Фантастики"), "The Fantasy Journal" ("Журнал Фэнтези"), "Fantasy Realm" ("Царство Фантазии"), "Fantasy Trends" ("Тенденции в Фэнтези"), "Fantasy Illustrated" ("Иллюстрированная Фэнтези") (впоследствии переименованный в "Graphic Story Magazine" ("Журнал Графического Рассказа")), "Fantasy Commentator" ("Комментатор Фантазии"), "Fantastic Adzine" ("Журнал Фантастических приключений"), "Fantastic Fanzine Newsroom" ("Отдел новостей Фантастического фэнзина"), "Fantasy Advertiser" ("Реклама Фантазии"), "Graphic Fantasy" ("Рисованная Фантазия").
За этой фантазией не стоит никакой продуманной теории, системы координат или философии. Её невозможно определять по строго эстетическим или философским критериям. Но у неё есть определённые характеристики. Это не просто вымысел в отличие от факта, или искусство в отличие от жизни. Её сущность очевидно заключается именно в том, что имеет в виду профессор Марк Хиллетас когда пишет в предисловие к своей книге "Тени Воображения: Фантазии К. С. Льюиса, Дж. Р. Р. Толкиена и Чарльза Уильямса", 1969 год, "что фантазия это способ преподнести вещи которые невозможно выразить посредством реалистической литературы и искусства". Это высказывание вполне в духе того, что писал Джонатан Свифт в "Сказке о бочке": "Воображение может создать куда более благородные сцены, и добиться куда более чудесных решений, чем это втридорога обеспечат удача или природа".
В своё время обсуждались разные аспекты фантазии: "Фантазия", - пишет Дж. Р. Р. Толкиен - "это разумная а не иррациональная деятельность". И далее: "Фантазия это естественная деятельность человека. Она определённо не притупляет интереса к, ни туманит восприятие научной достоверности" 5. А математик К. Л. Питерс говоря о пионерах современной физики вроде Эйнштейна, Нильса Бора, Энрико Ферми и Эрнеста Резерфорда утверждал: "У этих людей не было никаких компьютеров, но у них была фантазия". 6 Редакционная передовица в "Eon" ("Эоне") № 2 Роберта Густавсона заявляет: "Если бы существовало какое-то место за пределами бесконечности и оно не было бы Раем... то его можно было бы описать только как воображение". Доктор Алекс Комфорт, поэт, писатель, критик и исследователь в области медицины, делает такое обобщение: "Вся человеческая жизнь и деятельность, от брака до полёта на Луну тесно связана с реализацией фантазии" ("Medical Opinion" ("Медицинские Мнения"), июль, 1972 год).
Отражённая в фэнзинах фантазия простирается далеко во времени - из отдалённого будущего и назад в средневековье и доисторические времена. Она проецируется и далеко в пространстве - в межпланетный космос и например к центру земли, как в "Пеллюсидаре" Эдгара Райса Берроуза, или даже в то, что называют "внутренним космосом" (Дж. Г. Боллард). Епархия НФ-фэнтези настолько широка, что Джужит Мэррил говорила о её природе, как о подобной "природе плавучего острова" 7. Фантазия помогает самым разнообразным художественным целям. Фред Паттен, например, различает две крайности: "фэнтези-как-литература-бегства-от-действительности" и "фэнтези-как-литература-указывающая-с-тревогой" ("Locus" ("Локус") № 87).
Большая часть мира фэнзинов представляет собой поиск каких-то волнующих аспектов жизни не вполне раскрываемых повседневной действительностью. Именно такая установка описана Полом Джорданом-Смитом в связи с Анатолем Францем который написал фантастический роман "Белый камень", связующий прошлое, настоящее и будущее: "читатель переносится из реализма тусклой действительности в мир где есть фантазия и чудо" 8. Существуют важные отличия воображения от суеверия - воображение явление позитивное. А суеверие негативное и обскурантистское. В фэнзинах суеверие не играет почти никакой роли.
Мы можем также обнаружить некоторые попытки понять действительность при посредстве фантазии. Джерри Лейбовиц пишет в "Fanzation" № 3: "Нас призывают смотреть серьёзные и учебные программы по телевидению... Любое произведение искусства чтобы быть действенным. Должно искажать реальные явления, должно иногда использовать метафоры и символы. Помните рекламную кампанию изображавшую инфляцию в виде огнедышащего дракона? Совершенно очевидно, что инфляция это отнюдь не дракон - или всё таки дракон? Инфляция съедает заработанные нелёгким трудом сбережение людей... Разве в этом случае дракон не передаёт реальность куда в большей степени чем это могло бы выразить всего-навсего словарное определение?" Говоря о "предпочтении фантастического" один фэнзин спрашивает: "Да разве сама жизнь не фантастична?" (Дуайт Деккер в "Marvel Mirror" № 3 и 4) в то время как другой фэнзин, даёт на всю страницу рисунок Грега Поттера изображающий астронавтов "Апполона-11" подымающих на Луне американский флаг, а под рисунком расположив надпись: "Что есть фантазия?" ("Fan Fair" № 11).
Рассматривая содержание фэнзинов необходимо принимать в расчёт и обстановку на фоне которого они существуют. Что мы в настоящее время предлагаем в столь многих романах, фильмах и на сцене? Доктор Синтаксис сказал:
Сегодня дело обстоит определённо не так. В одном из наиболее откровенных интервью данных художником-иллюстратором, Алекс Тот говорит что современная литература, театр, телевидение и другие СМИ сплошь излишне зачарованы негативизмом. Он говорит о "болезненных фильмах, о болезненных людях" ("Grafic Story Magazine" № 10, под редакцией Билла Спайсера).
То, что нравится фэнзинёрам возможно и не является столь изощрённым как многое предлагаемое в настоящее время в книгах, на сцене, и на экране, но может быть оно является более здоровым. А к фантастическому их привлекает то, что им нравится считать себя людьми с неограниченным, нескованным воображением" ("Fan Focus" ("Фокус Фэна") № 3). Как сказано в стихах Гёте:
Я попытался проанализировать ту фантазию, которой так интересуются издатели и читатели фэнзинов. Нет ли в этих различных проявлениях что-то общее?
Ключ возможно удастся найти в произведениях фантазии сильно отдалённых и находящихся в действительности на противоположном полюсе от фантазии охватываемых фэнзинами. Картины и литографии Чарльза Кондера 10, которые вдохновили многих писателей фантастов, пользовались необыкновенным успехом в Англии и некоторых других странах до первой мировой войны. Он создал целый вымышленный мир: привлекательные женщины и мужчины в прекрасной и романтической обстановке. Они вообще-то ничего не делают, очевидно наслаждаясь беззаботной жизнью. Это было по словам Джона Роттенштейна "видение счастливых существ где-то далеко в пространстве и времени". В этой Аркадии был только покой - никаких трудностей, никаких лишений. Никакой борьбы. Иногда слегка указывался полутон ностальгии или быстротечности всего сущего. Но вот одно всегда напрочь отсутствовало - действие.
На фоне этого художественного достижения мы и можем различить общий знаменатель в разношёрстной массе фэнзинов. Их фантастические произведения всегда фантазия плюс действие. Это важный момент для их понимания и оценки. Многим людям привили обычный взгляд будто действие и насилие одно и тоже. Однако и в жизни и в искусстве может быть очень даже много действия и без насилия.
Репертуар материалов фантастической ориентации широк. Он включает различные формы и темы, например научную фантастику, фэнтези, газетные и книжные комиксы, произведения "Меча и Магии", рассказы о сверхъестественном и ужасах, героико-приключенческие произведения, "фантастическую литературу", фильмы-фэнтези, "фантастические книжки в мягких обложках", фэнтезийные телесериалы, радиокассеты, рисунки и иллюстрации, пластинки. Стихи, науку - особенно её гипотетические аспекты, ссылки на литературу и другие более-менее родственные предметы. Некоторые фэнзины имеют дело лишь с одной двумя из этих тем, другие же со многими. Сами фэны такие называют "мультизинами с самыми разными интересами" ("Comicology" № 3).
Выделяются три главных области, фактически это три столпа на которых в сущности покоится структура фэнзинов:
Между этими тремя областями, конечно же наблюдается некоторое взаимопроникновение: Научная Фантастика (например произведения Рэя Бредбери) и героико-приключенческая литература (например произведения о "Конане" Роберта Э. Говарда) появляются в виде комиксов, а "Меч и Магия! Рассматривается некоторыми как субспециальность научной фантастики. Чтобы вполне понять фэнзины, необходимо подробно ознакомится со всеми тремя областями о которых говорилось выше - сплошь связанными с фантазией - которые поддерживают их и господствуют в них. Без полного знания этих трёх областей невозможно понять что отстаивают фэнзины, чем они занимаются и что они означают.
Далеко не все в мире фэнзинов согласны относительно этих трёх категорий. Но многие утверждают что это определение является абсолютным. Например, фэнзины приверженные исключительно научной фантастике, могут исключать всё связанное с комиксами. Но единство того, что можно назвать Духом Фэнзинов куда больше этих разделений. Хотя данная область и отличается многообразием. В ней нет фундаментальных и существенных расхождений ("Amra" № 44). Некоторые фэнзины, например "Anomaly" ("Аномалия") редактируемая Джен Отрнад удаётся успешно быть более-менее равно ориентированными и на научную фантастику и на комиксы и на фэнтези, включая сюда и "Меч и Магию". На то, что кажется тенденцией указывает следующее заявление редакции: "YGG" [Ye Grafic Gazette] в основном и изначально наш фэнзин ориентирован на комиксы, но недавнее изменение формата дало место для "Меча и Магии", НФ, стихов, обзоров ТВ передач и всего прочего, хоть с какой-то фантастической основой" ("YGG" № 8).
5. J. R. R. Tolkien, "On Fairy Stories", в книге "The Tolkien Reader" (New York: Ballantine Books, 1966).
6. Joseph Wechsberg, "A Walk Through the Garden of Science" (London: Weidenfeld and Nicolson, 1967).
7. "The 7th Annual of the Year's Best S.F.", ed. Judith Merrill (New York: Simon & Schuster, 1962).
8. "On Strange Altars": A Book of Enthusiams (New York: Albert and Charles Boni, 1924).
9. Die Phantasie in ihrem hochsten Flug Sie strengt sich an und tut sich nie genug.
10. Frank Gibson, "Charles Conder" (London: John Lane, 1914), с многочисленными репродукциями; John Rothenstein, "The Life and Death of Conder" (London: Dent, 1938), автор - директор галереи "Тей" в Лондоне; Charles Holme and Malcolm C. Salaman, "The Graphic Arts of Great Britan" (London: Studio, 1917).
|