В. Афонин, Р. Дышленкова, Н. Курочкин
ВОЗВРАЩЕНИЕ «МОГИЛЫ ТАМЕ-ТУНГА»
Памяти магнитогорского писателя-фантаста Константина Нефедьева
|
ФАНТАСТЫ И КНИГИ |
© В. Афонин, Р. Дышленкова, Н. Курочкин, 2001
Магнитогорский рабочий (Магнитогорск).- 2001.- 7 апр.- ( 67 (18735)).- С. 3, 12.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002 |
Когда держишь в руках ту или иную законченную вещь, то почему-то никогда не задумываешься над тем, что прежде чем появиться на свет, эта вещь была кем-то задумана, осмыслена, выношена и, наконец, рождена в муках. Я почему-то уверен, что прежде чем поставить последнюю точку в талантливой и гениальной работе, будь то картина или музыкальное произведение, книга прозы или стихов, автор обязательно должен много чего пережить и перечувствовать, потерять и обрести, умереть и воскреснуть. Просто так, само собой, или от обильной пищи, лени и сонливости, похотливости и пьянства блестящую и убойную вещь не создашь. Вдохновение, творческий экстаз появляются только после упорнейшего, многолетнего труда, после полного растворения в каторжной, но одновременно и сладостной работе, где перемешано все на свете: кровь и пот, любовь и радость, страдания и надежды...
В КОНЦЕ февраля 1964 г. скончался Константин Нефедьев - первый в истории Магнитки писатель-фантаст. После четырех десятилетий вспомнили, не без помощи сакральных сил, что Нефедьев жил и работал среди нас. Живы еще его современники, с которыми приходилось встречаться и беседовать. Это поэтесса Римма Дышаленкова, поэт Леонид Новиков, прозаик Николай Курочкин (умер, к сожалению, в прошлом году). Активное участие в "воскрешении" имени первого фантаста, а также в работе по переизданию его произведений приняли и чиновники из заводоуправления ОАО ММК. Не один же спорт финансировать, надо и о культуре не забывать.
Когда-то давно, в детстве, я прочитал "Могилу Таме-Тунга" и "Тайну алмаза". Для впечатлительного детского ума такое чтение есть волнующие событие. Сейчас понимаешь, что книги о людях, добивающихся своей цели, не имея корыстных мыслей, жертвующих покоем, рискующих жизнью, - очень полезное занятие для незрелой детской нравственности. Неважно, что читает ребенок - фантастику типа "Могилы Таме-Тунга" или реалистическое произведение "Овод" Этель Войнич - польза будет огромной для развития будущей личности. Практическая и эстетическая польза книг К. Нефедьева не вызывает "массовой культуры", где кровавые сцены чередуются со сценами разврата, где превозносятся культы ненависти, продажности и денег: книги Нефедьева - душеполезное чтиво.
Поэтесса
Римма ДЫШАЛЕНКОВА:
"Могила Таме-Тунга" - книга во многом чудесная, художественно яркая, мастеровито точная, ритмически упругая, упорядоченная по композиции.
Константин Михайлович Нефадьев состоялся как писатель в городе Магнитогорске. В 50 - 60-е годы в нашем городе появились три прозаика: К. П. Воронов, С. В. Мелешин и К. М. Нефедьев. Но в отличие от многочисленных собратьев по перу, писавших о рабочем классе, Нефедьев пошел по неизведанной дороге. Он решил стать фантастом. Выбор пути - вот чудо К. Нефедьева. Он должен был стать певцом рабочего класса, потому что родился в рабочей семье и сам был "черномазым" коксохимического цеха. Он легко бы стал маститым советским писателем, если бы начал писать о ратном труде рабочих и колхозников. В те годы наши издательства прямо-таки вырывали из рук молодых авторов рукописи на рабочую тему. Но Нефедьев преодолел иронию и непонимание со стороны издателей, некоторых друзей и подруг. Таким образом, два его приключенческо-фантастических романа "Тайна алмаза" и "Могила Таме-Тунга" появились вопреки реальным обстоятельствам.
В 60-х годах наступило "похолодание" после "оттепели", рожденной в нашем обществе XX съездом КПСС. "Подводные течения", усилившиеся во время "оттепели" в сердцах и умах молодых и взрослых писателей, поэтов, стали раздражать партийных чиновников. Секретарь ГК КПСС Соловков решил уничтожить эту "магнитогорскую литературную крамолу". Подключился городской отдел КГБ. В кабинетах чекистов побывали почти все литераторы Магнитки: Воронов - руководитель литобъединения, Машковцев как автор "крамольных" стихов, прозаики Курочкин, Немов, Нефедьев... Этот провинциальный "разгром" тяжело лег на судьбы писателей... В 1964 году в возрасте 42 лет покончил с собой прозаик-фантаст Константин Нефедьев, оставив на письменном столе рукопись романа "Могила Таме-Тунга".
Автор романа проделал гигантский духовный труд. Нефедьев изучил более 300 книг специальной литературы о флоре и фауне, историю тех стран и народов, в джунглях и топях которых происходило действие романа. После пыльных, горячих, одуряющих ночных смен в коксохимическом цехе он работал в читальных залах городских библиотек. Но по ходу создания "Могилы Таме-Тунга" он чутко улавливал в окружающей атмосфере устойчивое недоверие к себе как писателю. Он ушел из жизни, ни минуты не веря в выход своего романа. Однако в 1967 году роман был издан Южно-Уральским книжным издательством".
Прозаик
Николай КУРОЧКИН:
"В те далекие годы литературным кружком руководил писатель Николай Воронов. Это был человек эрудированный. Сами собрания были многолюдные и проходили интересно. Однажды пришел невысокий мужчина в кожаной куртке, назвался: Нефедьев Константин.
- Что пишете? - поинтересовался Воронов. - Стихи? А может, рассказы?
- Да вот, - несколько смущенно произнес новенький. - Роман я написал... "Тайна алмаза".
Мы и рты поразинули: эка! Роман! Поглядели, действительно много написано. И даже отпечатано на машинке. Было заведено: сначала чью-либо рукопись читал руководитель, и если он решит, что она стоит обсуждения, то в литобъединении принимались исследовать материал со всех сторон. Через неделю Воронов, уезжая по делам а Свердловск, сказал: "Начинайте читку и правку. Малограмотно. Грамматика хромает и синтаксис. Затем еще раз обсудим и будем рекомендовать к изданию".
Вот это да! К изданию!!! Тогда у самого Воронова только-только ожидался выход первой книги "Весенней порой". К тому же партия и правительство нацеливали нас писать о жизни современной, о металлургах. Да здравствуют советские сталевары и т. д. А тут... приключения и фантастика. "Первому исследователю Тунгусского метеорита профессору Кулику посвящает автор".
Роман читался целых полгода. Мы убирали лишние эпизоды, трупы и разные ужасы. Потом рукопись отправили в областное издательство. И хоть "Тайна алмаза" и являлась коллективным трудом, но было ясно, что автор имел искру Божию. Определенно.
Между прочим, после издания "Тайны алмаза" (Челябинск, 1958 г.) литературный язык Нефедьева резко изменился. По нашему совету он записался в вечернюю школу в восьмой класс. Через некоторое время Костя начал работу над книгой о Бразилии. "Могила Таме-Тунга" впоследствии стала самой знаменитой из его книг.
Как-то, подражая стилю Кости, хохмы ради и я написал главу "Осьминог и мадонна". Костя, однако, исправив кое-что, включил ее в книгу. Узнав об этом уже после кончины автора, редактор Раиса Ушеренко предложила мне довести книгу до конца. Я отказался. Возможно, напрасно, потому что некий Плотников после выхода книги (Челябинск, 1967 г.) вдруг заявил, что является соавтором книги. Но это вранье.
Во вьюжный день, 21 февраля 1964 года, мы похоронили Костю на левобережном кладбище, и его знакомый музыкант исполнил на аккордеоне полонез Огинского, как и просил Костя в предсмертной записке".
|