История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Ю. Зубакин

ОБРАТНАЯ СТОРОНА ЛУНЫ

Фантастика в филателии

ФАНТАСТИКА В ФИЛАТЕЛИИ

© Ю. Зубакин, 2014

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2014

Таблички на стол купить настольные таблички

Парагвай, 1976 год

(Michel № 2826)

8 июля 1976 года в Парагвае появилась серия почтовых марок с изображением античных богов. Парагвайцы рассудили, что если популярную среди филателистов тему «живопись» скрестить с не менее популярной космической темой, то спрос на марки будет ещё больше. И поэтому добавили на марки изображения космических кораблей – как реально существующих, так и фантастических. Особенно интересен космический корабль на почтовой миниатюре номиналом 3 гуарани (Michel № 2826). Как оказалось, он непосредственно связан с научной фантастикой, а его прототип – с американской астронавтикой.

Уругвай, 1976 год

(Michel block № 34)

Попутно отмечу, что «скрещивание» тем не редкость на рисунках почтовых марок. Некоторые почтовые выпуски настолько перегружены несвязанными между собой темами, что вызывают неприязнь. Например, в том же 1976 году в другой южноамериканской стране, Уругвае, появилась серия из четырёх марок и двух блоков, посвящённая международной филателистической выставке «Уругвай–77». Один из блоков (Michel block № 34) показан вверху. На нём можно найти картину Рубенса, пионеров авиации, филателистические выставки, чемпионат мира по футболу, историю уругвайского футбола, нобелевского лауреата, и даже фантастический проект атомной ракеты, способной заменить трёхступенчатую ракету-носитель «Сатурн».

Джованни Баттиста Тьеполо

Нептун предлагает Венеции морские сокровища

На парагвайской марке изображён Нептун с рогом изобилия, из которого сыплются кораллы, золотые монеты, жемчуг, драгоценные камни. Это фрагмент картины Джованни Баттисты Тьеполо «Нептун предлагает Венеции морские сокровища». Картина написана в 1740-х годах и сейчас находится в венецианском Дворце дожей.

Рисунок космического корабля на парагвайской марке напечатан серебряной краской и плохо различим, поэтому пришлось перерисовать его, чтобы он стал понятнее. Вверху слева показан фрагмент марки, справа – рисунок фантастического космического корабля.

Судя по надписи «Proyecto Neptuno», корабль предназначен для исследования планеты Нептун. А если внимательно приглядеться, то посредине планетолёта можно различить надпись «2».

Чехословакия, 1963 год

(Michel № 1400)

Выполняя рисунки для марок с фантастическими сюжетами, художники зачастую заимствуют идеи у собратьев по ремеслу. Например, чехословацкий художник Франтишек Худачек (František Hudeček) использовал рисунок американца Фрэнка Тинсли (Frank Tinsley), поместив космический корабль для исследования Марса совсем в другое место Солнечной системы – к Юпитеру (марка Чехословакии 1963 года (Michel № 1400)). О рисунке Тинсли рассказано в заметке «Фантастика Фрэнка Тинсли».

То же самое произошло и с рисунком на парагвайской марке – он взят у другого художника, а космический корабль предназначался для исследования другой планеты.

Парагвайский художник позаимствовал корабль с обложки майского выпуска американского журнала фантастики «Galaxy Science Fiction» (1953). Рисунок Мела Хантера (Mel Hunter) называется «Спасение над Луной»: с космического корабля, движущегося по селеноцентрической орбите, космонавт бросает трос своему товарищу, отлетевшему от корабля.

Мел Хантер (полное имя Milford Joseph Hunter) нарисовал много фантастических иллюстраций. В 1960, 1961 и 1962 годах он номинировался на американскую премию фантастики «Хьюго» как лучший художник года.

Забавно, что парагвайский художник скопировал у Мела Хантера не только форму космического корабля, но и надпись «2», сине-красный рисунок на корпусе, а также фрагмент руки космонавта, стоящего на корабле.

Народно-Демократическая Республика Корея, 1980 год

(Michel № 2007 A)

Фрагменты обложек книг и журналов фантастики можно найти и на других марках. Особенно много заимствований на марках «Завоевание Вселенной», появившихся в 1980 году в Народно-Демократической Республике Корее. Одна из этих марок (Michel № 2007 A) показана вверху. На почтовой миниатюре коллаж из фрагментов обложек книг и журналов англоязычной фантастики.

К примеру, космонавт в правом нижнем углу рисунка позаимствован с обложки мартовского выпуска журнала научной фантастики «Galileo» за 1978 (№ 7).

Автор обложки – Джон Скоенерр (John Schoenherr). Вверху фрагмент оригинального рисунка.

Что же касается Мела Хантера, нарисовавшего обложку для «Galaxy Science Fiction», то и он позаимствовал космический корабль у другого американского художника. Правда, в отличие от коллеги-парагвайца, Хантер изменил рисунок и внёс в него новые детали.

Мел Хантер переосмыслил рисунок Чесли Бонестелла (Chesley Bonestell), сделанного для статьи Вернера фон Брауна. Статья называлась «Пересечение последней границы» (Crossing the last frontier) и появилась в американском журнале «Collier's» в 1952 году (22 march.- p. 24–29, 72, 74).

На рисунке изображён космический корабль, предназначенный для облёта Луны. У него необтекаемая форма, потому что он перемещается в безвоздушном пространстве. Корабль собирается на орбите, около космической станции.

С 1952 по 1954 год журнал «Collier's» публиковал статьи о будущих полётах в космос. Рисунок Чесли Бонестелла с космическим кораблём странной формы появился в первом номере космической серии «Collier's». За два года журнал рассказал читателям тщательно продуманную, яркую, логичную и очень привлекательную концепцию освоения космического пространства. В статьях рассказывалось о космической станции, полёте вокруг Луны, посадке на неё и Марс, и о многом другом. «Collier's» показал, что космос достижим, что космические полёты из фантастики превращаются в реальность, что уже сегодня, сейчас, можно лететь к Луне и Марсу.

Содержание статей удачно дополняют реалистичные рисунки Чесли Бонестелла, Фреда Фримана (Fred Freeman) и Рольфа Клепа (Rolf Klep).

В 1952 году появилась книга «Across the Space Frontier» (NY: Viking Press, 1952. – 147 p.) с переработанным текстом статей и иллюстрациями из «Collier's». На 51-й странице воспроизведён рисунок Чесли Бонестелла. Впоследствии эта иллюстрация вдохновила Мела Хантера в работе над обложкой «Galaxy Space Fiction».

Чехословакия, 1963 год

(Michel № 1397)

Судя по статьям в «Collier's», люди и материалы будут доставляться на орбиту с помощью трёхступенчатых ракетных кораблей. На орбиту выводится последняя, третья ступень, несущая экипаж и груз. Она же потом возвращается на Землю.

Трёхступенчатый ракетный корабль фон Брауна появился на нескольких марках, в том числе на почтовой миниатюре Чехословакии 1963 года (Michel № 1397). На ней изображён стартующий ракетный корабль (только он почему-то оказался на орбите Земли со всеми тремя ступенями), а за ним – знакомый по рисунку Чесли Бонестелла космический корабль для облёта Луны (слева) и его модификация (справа).

Модифицированный корабль для облёта Луны также можно увидеть на рисунке конверта первого дня, появившегося в Чехословакии 26 марта 1962 года.

Рисунок из книги «Across the Space Frontier» (1952)

Корабль для облёта Луны собирается на орбите и не предназначен для посадки на планеты. Двигательная установка извлекается из последней ступени ракетного корабля и крепится к лёгкой скелетной конструкции, состоящей из алюминиевых балок. После этого на ней закрепляются топливные контейнеры и наполняются компонентами ракетного топлива. Затем монтируется система трубопроводов и электропроводка, и, наконец, сверху, устанавливается кабина для экипажа, оборудованная системами воздушной и водной очистки, навигации и управления.

В результате получится транспортное средство странной формы, по размерам немногим большее, чем третья ступень ракетного корабля, но способное перенести экипаж из нескольких человек от космической станции к обратной стороне Луны, облететь Луну и вернуться к станции.

Устройство корабля для облёта Луны:

1. Сфера для экипажа;

2. Входной люк;

3. Сжатый азот;

4. Гидразин;

5. Отсек хранения;

6. Азотная кислота;

7. Радарная антенна, направленная на Землю;

8. Перекись водорода;

9. Солнечное зеркало. Оно всегда повёрнуто к Солнцу и концентрирует лучи на стальной трубе. Жидкая ртуть подаётся под давлением в один конец трубы, а горячий пары ртути выходят через другой конец. Этот пар поступает к турбогенератору, вырабатывающему электричество;

10. Азотно-кислотные и гидразиновые насосы;

11. Рулевой механизм;

12. Четыре поворотных ракетных двигателя.

На рисунке корабль находится в 50 милях от лунной поверхности. Два больших кратера – Автолик (13) и Аристилл (14). Диаметр последнего 35 миль. На горизонте видны горы – это Лунные Апеннины.

Над кораблём три космонавта и космическая обсерватория (15).

Космическая обсерватория – это небольшая конструкция на некотором расстоянии от станции. С её помощью производится фотосъёмка с длительной экспозицией. Обсерватории беспилотные, ведь любое движение человека-оператора нарушило бы их стабилизацию. Технический персонал, работающий в скафандрах вне обсерватории, регулярно загружает в фотокамеру специальные пластины или плёнки. С помощью радиосигналов, передаваемых с космической станции, осуществляется удалённое наведение камеры и фотографирование.

Гвинея-Бисау, 1981 год

(Michel block № 177 A)

Любопытно сравнить работы по обслуживанию космической обсерватории на рисунке Чесли Бонестелла с техническими работами американских астронавтов на космическом телескопе «Хаббл» – их можно увидеть на блоке Гвинеи-Бисау 1981 года (Michel block № 177). Самое примечательное на рисунке в том, что телескоп «Хаббл» выведен на орбиту только через девять лет после появления этого блока, 25 апреля 1990 года. Так космический проект стал реальностью.

Йеменская Арабская Республика, 1971 год

(Michel № 1177)

Йеменская Арабская Республика, 1971 год

(Michel № 1184)

Корабль для облёта Луны монтируется у 250-футовой космической станции. Её изображение можно найти на почтовых миниатюрах Йеменской Арабской Республики 1971 года (Michel № 1177, 1184).

Бурунди, 1972 год

(Michel block № 60 A)

Или на почтовом блоке Бурунди 1972 года (Michel block № 60 A) и на многих других марках.

По замыслу фон Брауна, станция должна монтироваться из 20 секций, изготовленных из гибкого пластика, в кольцо, и после герметизации надуваться. Станция движется по орбите на высоте 1075 миль и совершает полный оборот вокруг Земли за два часа.

Греция, 1965 год

(Michel № 885)

Рядом с космической обсерваторией изображены три человека в скафандрах. В журнале «Collier's» есть рисунок космонавта в открытом космосе. В 1965 году, через 13 лет после появления статьи фон Брауна, в Греции была выпущена почтовая марка (Michel № 885), рисунок которой выполнен по мотивам рисунка из «Collier's». Автор оригинальной иллюстрации в журнале – Рольф Клеп.

Фон Браун полагал, что скафандры будут оборудованы небольшими ракетными двигателями. На рисунке хорошо видно, что человек держит в руках портативный двигатель, соединённый шлангом с кислородным баллоном. Выпуская кислород, космонавт перемещается. Фон Браун писал, что, скорее всего, все космонавты во время работы в открытом космосе будут прикреплены к кораблю тросами, чтобы случайно не уплыть от корабля. Инструменты, используемые для работы, должны быть прикреплены к скафандрам.

Парагвай, 1979 год

(Michel block № 336)

В 1979 году фрагмент рисунка Чесли Бонестелла появился на марке блока Парагвая (Michel block № 336). Надпись под маркой: «Проект станции с постоянным экипажем на орбите около Луны». Но, как мы уже выяснили, это не станция с постоянным экипажем, а корабль для облёта Луны.

На полях парагвайского блока воспроизведена северная полусфера старейшей в Европе карты звёздного неба. Гравюру на дереве выполнил Альбрехт Дюрер в Нюрнберге в 1515 году. На блоке воспроизведена раскрашенная вручную карта.

Острова Кука, 1980 год

(Michel № 689–690)

Острова Кука, 1980 год

(Michel block № 105)

Корабль для облёта Луны можно найти и на других почтовых миниатюрах, например, на марке и блоке Островов Кука 1980 года (Michel № 689, block № 105), посвящённых 350-летию со дня смерти Кеплера. Детали рисунка указывают, что он выполнен по мотивам иллюстрации Чесли Бонестелла.

Бутан, 1970 год

(Michel № 412)

Отмечу, что и до статьи фон Брауна встречались путешествия вокруг Луны, например, в научно-фантастической книге Жюля Верна «Вокруг Луны», написанной в 1872 году. Этому произведению французского писателя посвящены многие марки. Вверху показана одна из них – почтовая миниатюра с «объёмным» изображением (Бутан, 1970 год (Michel № 412)).

Украина, 1997 год

(Michel № 204)

Украина, 2002 год

(Michel № 526)

А в 1929 году в книге «Завоевание межпланетных пространств» Ю. Кондарюк (О. Шаргей) писал про ракету и станцию (у Кондратюка – «межпланетная база») на селеноцентрической орбите:

«Эта ракета становится спутником Луны с такою возможно большею орбитой, чтобы только не подвергаться опасности быть обратно притянутой к себе Землею, после чего она разворачивает большую сигнальную площадь из материала, обладающего возможно большим отношением отражательной способности видимых лучей к весу его квадратного метра. [...] Около этой сигнальной площади и должна быть образована межпланетная база для полетов по солнечной системе».

(Кондратюк Ю. Завоевание межпланетных пространств: Изд. 2-е. – М: Оборонгиз, 1947. – С. 58–59).

В 1997 и 2002 годах на Украине выпущены марки с портретом Кондратюка и траекторией космического корабля вокруг Луны.

Венгрия, 1969 год

(Michel № 2552 B)

Первыми людьми, облетевшими Луну, стали американские астронавты Ф. Борман, Д. Ловелл и У. Андерс: в декабре 1968 года корабль «Аполлон–8» совершил несколько витков по селеноцентрической орбите. В отличие от корабля фон Брауна 1952 года, «Аполлон–8» не монтировался на орбите, а был запущен с земли с помощью ракеты-носителя «Сатурн–5».

Полёту корабля «Аполлон–8» посвящено много марок. Вверху почтовая миниатюра Венгрии 1969 года (Michel № 2552 B).

В 1950-х рисунок корабля фон Брауна и Бонестелла появился в Советском Союзе, правда, без ссылок на американцев. Рисунок снабжён пояснением:

«Форма межпланетного корабля, совершающего полеты вне земной атмосферы, может быть и неудобообтекаемой».

(Гильзин К. Путешествие к далёким мирам. – М.: Гос. изд. дет. лит., 1960. – С. 223).

Мелвин Шуетз (Melvin H. Schuetz), биограф Бонестелла, пишет в своей книге «A Chesley Bonestell Space Art Chronology», что при просмотре книг и журналов того времени видна заинтересованность космическим путешествием. Эта заинтересованность почти превратилось в навязчивую идею: игрушки, рекламные объявления, кино, телевидение – всё, казалось, имело ракетную или космическую окраску. Космический корабль и даже сами рисунки из «Collier's» были много раз скопированы другими художниками. Если кто-то иллюстрировал ракетный корабль, то он должен был напоминать рисунок ракетного корабля из «Collier's», иначе изображение было неправильным. Рисунки из журнала были стандартом.

Space Science Fiction, 1952, ноябрь (№ 3)

Erich Dolezal «Raumflotte I startet – ein Tatsachenbericht von morgen» (1952)

Erich Dolezal «Unternehmen Mars» (1955)

Erich Dolezal «Unternehmen Mars» (1955)

Philip St. John «Adventure in Time»

(American Science Fiction, 1953 (№ 11))

«Astronomy Funbook» (1955)

John Raymond «We Land on the Moon: Based on NASA's Project Apollo» (1963)

Wallace West «The Everlasting Exiles» (1967)

С этим высказыванием невозможно не согласиться – рисунки из «Collier's» вдохновили очень многих художников. Вверху показано несколько иллюстраций из фантастических книг и журналов, на которых обнаруживается корабль для облёта Луны.

Лунный корабль на рисунке Бонестелла – это живописное воплощение идей фон Брауна. В работе над иллюстрациями для «Collier's» Бонестелл был связующим звеном между учёными и другими художниками. Именно он получал от фон Брауна эскизы, схемы и описания, а затем, после дополнительных консультаций с учёными, давал указания Фреду Фриману и Рольфу Клепу. Бонестелл вспоминал: «Фон Браун передавал мне эскизы, сделанные на миллиметровке, которые я преобразовывал в рабочие чертежи, а затем в перспективу».

Центрально-Африканская Республика, 1987 год

(Michel № 1270 A)

Вернеру фон Брауну посвящены марки многих стран. Вверху марка Центрально-Африканской Республики 1987 года (Michel № 1270 A): учёный изображён на фоне проекта марсохода.

В 1952 году фон Браун выполнил на миллиметровке эскиз корабля для облёта Луны. Именно с этого эскиза был сделан чертёж, на основании которого Бонестелл нарисовал иллюстрацию для журнала «Collier's». С этой иллюстрации изображение корабля разошлось по многим научно-фантастическим книгам и журналам. И, наконец, с обложки одного из журналов корабль попал на почтовую марку Парагвая.

Прошедший 15 октября 2008 года аукцион показал, что и сегодня людям интересны работы фон Брауна и его корабль для облёта Луны: эскиз на миллиметровке был продан за 132 тысячи долларов.

Парагвай, 1977 год

(Michel block № 309)

Через три года после публикации в «Collier's» рисунка Бонестелла, появился диснеевский фильм «Man and the Moon» (1955). Для фильма фон Браун изменил внешний вид космической станции, трёхступенчатой ракеты и многого другого. Изменился и вид корабля для облёта Луны, он стал таким, каким изображён на почтовом блоке Парагвая 1977 года (Michel block № 309).

Но это уже совсем другая история...



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001