Ю. Зубакин
МАРС, ГОД 1969
Фантастика в филателии
|
|
Чехословакия, 1966 год
(Michel № 1655)
|
26 сентября 1966 года в Чехословакии появилась серия почтовых марок, посвящённая исследованию космического пространства. На марке номиналом 1 крона изображён космический корабль странной формы. Как выяснил вчера, на рисунке не вольная фантазия художника, а реальный космический проект.
Он описан в третьем выпуске «Исследования полётов орбитальных аппаратов для Марса и Венеры, запущенных трёхступенчатой ракетой-носителем «Saturn C–1B», подготовленного 31 декабря 1963 года Лабораторией реактивного движения (Jet Propulsion Laboratory) Калифорнийского технологического института. Целью работы было рассмотрение межпланетных полётов, выполненных по программе планетарных исследований NASA. Такие полёты могли последовать за полётами космического аппарата «Mariner B». Исследование выполнено по заказу NASA с 1 июня 1962 по 1 августа 1963 года и рассматривает орбитальную и посадочную ступени космического корабля, который предполагалось отправить к Марсу в 1969 году.
На иллюстрации показан один из вариантов космического корабля – в тексте работы он назван «Космический корабль конфигурации номер 1». Под иллюстрацией поясняющий текст: «Общий дизайн конфигурации номер 1».
Космический корабль состоит из орбитального аппарата (правая часть) и закреплённой на нём посадочной ступенью (левая часть, до панелей солнечных батарей). На чехословацкой почтовой марке космический корабль развёрнут в другую сторону, поэтому орбитальный аппарат изображён слева, а посадочный модуль – справа. После того, как космический корабль окажется на околомарсианской орбите, спускаемый модуль отправится на поверхность планеты, а орбитальный аппарат останется на орбите.
Космический корабль оснащён системой ориентации, солнечными батареями, двумя антеннами, одним двигателем и одним баком двигательной установки. В сферическом баке содержатся отсеки с топливом и окислителем.
Космический корабль получает электроэнергию от солнечных батарей, имеющих общую доступную площадью в 354 фута. Солнечные батареи состоят из неподвижной 40-футовой панели, шести раскладывающихся панелей, и установленного со стороны Солнца электронного оборудования. На каждой из шести раскладывающихся панелей есть по два небольших сгиба, которые придают панелям форму, как показано на иллюстрации.
Система связи на космическом корабле работает как в S-диапазоне (диапазон частот дециметровых и сантиметровых длин волн), так и на УКВ частотах. С помощью антенны с большим коэффициентом усиления космический корабль связывается с Землёй в S-диапазоне. УКВ антенна предназначена для связи посадочного аппарата с орбитальным аппаратом.
Сравнивая рисунок марки с описанием проекта, становятся видны вольности, который допустил чехословацкого художника Ярослав Лукавский (1924–1984). Так, на рисунке марки космический корабль изображён у Сатурна, а не Марса, как в проекте. А если перевести текст на почтовой миниатюре, то выявится ещё одно несоответствие. Надпись на марке: «Космическая связь. Лазерный луч – двоичный код». Но в проекте космический корабль связывается с Землёй совсем другим способом.
Помимо общего вида космического корабля конфигурации номер 1, в работе также приводятся его чертежи.
|