Ю. Зубакин
ЛУННАЯ ПОДВЕСКА КРАФТА ЭРИКЕ
Фантастика в филателии
|
|
Уругвай, 1977 год
(Michel № 1461)
|
21 июля 1977 года в Уругвае выпущена серия марок, посвящённая событиям года: 75-летию учреждения Нобелевской премии, чемпионату мира по футболу 1978 года, 50-летию перелёта Чарьза Линдбега через Атлантический океан, 400-летию Рубенса. В серии четыре марки и два блока (Michel № 1453–1456, block № 33, 34). Рисунки почтовых миниатюр выполнил испанский художник Анхель Медина. На марке одного блока (Michel № 1461) портрет физика Виктора Франца Гесса, в 1936 году получившего Нобелевскую премию за открытие космических лучей. Слева и внизу под портретом космический аппарат необычной формы и надпись: «Атомная ракета, которая заменяет третью ступень [ракеты-носителя] «Сатурн». Как выяснилось, на почтовой миниатюре изображён пилотируемый космический корабль для полёта на Луну.
|
Уругвай, 1977 год
(Michel block № 34)
|
В 1959 году Крафтом Эрике, сотрудником отделения «Convair» корпорации «General Dynamics Corporation», был предложен проект и дизайн космического корабля для полёта на Луну (в некоторых источниках указывается, что на Луну и другие планеты). Проект получил название HELIOS, по первым буквам слов, описывающих его функцию – Heteropowered Earth-Launched Inter-Orbital Spacecraft, что можно перевести как «Запущенный с Земли межорбитальный космический корабль с разными типами двигателей».
Описание проекта HELIOS можно найти в книге «Космическое оружие: Руководство по военной астронавтике» (NY: Praeger, 1959) и в очень подробной инструкции по сборке модели HELIOS, выпущенной американской компанией «Revell» в 1959 году. Судя по описаниям, HELIOS – это корабль с химическим и ядерным двигателем, состоящий из двух ступеней. Нижняя ступень представляет собой ракетный планер на химическом топливе, управляемый пилотом из прикреплённой к корпусу капсулы, которая может покинуть корабль в случае чрезвычайной ситуации. Верхняя ступень несет ядерный ракетный двигатель и расположенный под ним отсек экипажа, закрытый снаружи рубчатым кожухом-цилиндром. Этот кожух не только защищает отсек экипажа, но и скрепляет ступени ракеты-носителя.
Предполагалось, что длина HELIOS составит 200 футов, а вес приблизительно 1800000 фунтов. Размах треугольных крыльев нижней ступени равен 90 футов, диаметр корпуса ракеты – 20 футов. Реактивная тяга составит 2700000 фунтов, она достигается двумя двигателями по 1350000 фунтов каждый.
Нижняя ступень доставит космический корабль на высоту 170000 футов. После этого ступень-планер отделится и, планируя, возвратится на Землю. Затем от отсека экипажа отделится рубчатый кожух, а сам отсек экипажа удалится от ядерного двигателя на расстояние 1000 футов, причём отсек экипажа и ядерные двигатели соединены между собой кабелями. Удаление выполняется с помощью небольших тормозных ракет, расположенных на корпусе отсека экипажа. После этого включается ядерный двигатель, и космический аппарат следует к своему месту назначения.
Когда космический аппарат достигает Луны (в инструкции по сборке модели написано «луны или планеты»), он приводится в вертикальное положение и, используя малую тягу, мягко опускает отсек экипажа на поверхность. С помощью устройства дистанционного управления корпус с ядерным двигателем уводится в сторону на расстояние около 1000 футов, где он садится на поверхность. Такое раздельное прилунение исключает облучение экипаж.
Вверху иллюстрация Дж. Сентовича к проекту HELIOS: один из кораблей уже прилунился, а другой садится. Предполагалось, что корабль может доставить на Луну 15000 фунтов полезной нагрузки и всё еще иметь в запасе достаточно топлива, чтобы возвратиться на орбиту вокруг Земли, где он будет встречен космическим шаттлом.
Вверху рисунок на коробке 1959 года, в которой продавался набор деталей для сборки модели космического корабля. На нём, помимо прочего, указано, что набор деталей соответствует проекту и что дизайн выполнил Крафт Эрике. На рисунке HELIOS после прилунения: верхняя часть с ядерным двигателем (на её корпусе надписи «H II» и «Соединённые Штаты») расположена в отдалении, от неё тянутся кабели к отсеку экипажа, из которого выходят астронавты. Надпись «H II» указывает, что это вторая ступень. В левом нижнем углу рисунка показан старт ракеты-носителя (слева) и отделение первой ступени (справа) – крылатая первая ступень, с закреплённой на ней красной капсулой аварийного спасения, возвращается на Землю, а верхняя часть (с ядерным двигателем) второй ступени и отсек экипажа направляются к Луне. Между первой и второй ступенями изображён рубчатый кожух, закрывавший отсек экипажа во время вывода на орбиту.
Через девять лет, в 1968 году, компания «Revell» выпустила такой же набор деталей для сборки космического корабля, изменив его название на «Атомный космический исследователь «Solaris», убрав упоминание о дизайне Крафта Эрике и описание его проекта, а также изменив рисунок на коробке.
|