А. Матвеева
ЧЕРЕЗ ГОДА ДОРОГОЙ ПРИКЛЮЧЕНИЙ
Журналу «Уральский следопыт» в 1993 году исполняется 35 лет
|
КЛУБЫ ФАНТАСТИКИ |
© А. Матвеева, 1992
На смену! (Екатеринбург).- 1992.- 12 нояб.- С. ?
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002 |
Наша страна медленно, но верно превращается в недозрелую Америку. Мы уже привыкли к тому, что многое, прежде бесплатное, стоит больших денег, что понятия, которые нам вдалбливали в школе, изменились, а некоторые исчезли совсем...
Вихрь перемен не оставил в стороне прессу, которая, как и все сферы творчества, модифицировалась чрезвычайно быстро. Еще вчера едва ли не каждая строчка проверялась и согласовывалась. А сегодня - пожалуйста: интервью с кем угодно, реклама чего угодно, голую даму - хоть на первую полосу...
Но поговорим об одной из тропинок вчерашней публицистики, которую некоторые наши издания растоптали до столбовой дороги. Я имею в виду почвенническую, русскую тему. "Русскую" линию проводят сегодня многие журналы и газеты, спекуляция на истории приобрела колоссальный размах. А есть ли ей противовес?
Да, есть. Есть достойное и спокойное следование отечественным, традициям, в частности, традиций пристального внимания к фактам и событиям собственной истории. Журналы такого рода не подхватили национальную тему на несколько конъюнктурной нынешней волне, они вели ее все1да - по исходному замыслу авторов.
В хорошем смысле традиционен журнал "Уральский следопыт". Он не последовал примеру многих изданий, с приходом новой власти поспешивших провозгласить себя независимыми и отказаться от прежних учредителей. "Уральский следопыт" - это многолетний опыт и хороший вкус. Журнал не боится перемен - следопыты всегда ищут что-то новое - тем не менее уже 35 лет держится избранного направления.
Что же это за направление? Его можно угадать уже по названию журнала. Это краеведение. "Следопыт" адресован человеку, интересующемуся историей своей Родины, историей конкретной, насыщенной фактами, лицами, событиями. И главная забота журнала - сохранить своего читателя.
Отдел краеведения в журнале ведет Юний ГОРБУНОВ, который сам, как истинный следопыт, раскапывает неизвестные подробности о давно известных фактах. В материалах отдела прошли статьи о демидовской династии, трагической гибели семьи Романовых. Казалось бы, вес ужо сказано, однако новый подход к этим темам обращает на себя внимание...
Краеведы журнала занимаются делом не только в своих кабинетах. Сейчас, например, их интересует поиск павленковских библиотек, которых по России было более двух тысяч.
Конечно, перемены в "Следопыте" есть и будут, особенно оформительские (с 1993 года журнал станет выходить новым, непривычным для читателя "книжным форматом"). Будут изменения и в содержании журнала, но, по словам его главного редактора Станислава МЕ-ШАВКИНА, генеральная линия издания осталась прежней, той, что задумывалась его создателями. "Следопыт" начинался как журнал для тех, кто любит приключения, историю и путешествия. Сегодня к ним добавилась фантастика - именно она принесла журналу популярность.
Краеведение и фантастика... Вы скажете, несколько странное сочетание? Вовсе нет. Реальное - возможное, прошлое" - будущее, краеведение - фантастика... Кроме того, фантастику в журнале печатают преимущественно отечественную, и ставка делается именно на нее. Специалисты, кстати, утверждают, что русская фантастика оригинальна, и ее любят во многих странах мира. А у "Следопыта" есть за рубежом и свои постоянные подписчики, любители литературы этого жанра.
Отдел фантастики возглавляет видный специалист в этой области - Виталий БУГРОВ. Под его началом выходит "Аэлита" - это журнал в журнале "Уральского следопыта". О нем знают почитатели фантастической литературы всего бывшего СССР. В восьмом номере за этот год "Аэлита" опубликовала фантастическую повесть Р. Маккенны "Ночь Хогги Дарна".
"Уральский следопыт" - журнал историко-фантастический, однако он уделяет много внимания современной жизни, есть в нем отдел молодежных проблем, который ведет журналист Юрий ШИНКАРЕНКО (после его публикаций в редакцию буквально посыпались письма со всех концов России). В цикле рассказов, которые автор назвал "Дубовые дощечки", речь идет о самых обыкновенных подростках, их бедах и радостях, проблемах и ошибках. Ю. Шинкаренко не ставит целью воспитание, не навязывает юным читателям свой жизненный опыт - он просто рассуждает, спорит, приглашает подростков к разговору. И разговор получается - ведь молодых ребят интересует не только рок-музыка, которой, впрочем, на страницах журнала уделяется достаточно внимания.
"Следопыт" читают по всей стране, но журнал остается уральским. И он охотно предоставляет свою площадь нашим землякам, прозаикам и поэтам. Практически в каждом номере печатаются произведения уральских авторов, как молодых и никому не известных, так и очень популярных.
Таким образом, "Уральский следопыт" - журнал для всех, и как тут не вспомнить русскую традицию вечерних семейных чтений... И если рано говорить о ее возрождении, то пусть "Уральский следопыт" передается в семье из рук в руки, от внука к бабушке, от матери к сыну...
|