Александр Казанцев
ВСЕЛЕННАЯ В КАПЛЕ РОСЫ
|
ФАНТАСТИКА В ЖИВОПИСИ |
© А. Казанцев, 1980
Техника-молодежи.- 1980.- 4.- С. 18- 19.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002 |
Помню, как вместе с Алексеем Леоновым я стоял перед стендами с картинами и рисунками, выставленными по случаю Всеевропейского конгресса научных фантастов (Польша, 1976 г.). Мы только что вернулись с осмотра Цитадели в Познани. Несколько странно после суровых реликвий военных лет смотрелось это собрание произведений художников-фантастов, стремившихся как можно дальше уйти от реальности, отрешиться от всего земного. Делалось это с помощью привычных для фантастики приемов; место действия переносилось в пространстве и времени - на другие планеты, в далекое будущее.
Алексей Архипович, я и другие участники конгресса не без интереса рассматривали омерзительных чудищ, обитающих якобы в иных мирах, инопланетян, похожих ни осьминогов, причудливые конструкции, созданные этими существами, многокрасочные ландшафты чужих планет, растения без корней и корни без растений...
Чем удивительнее, тем лучше! Тем не менее "Гран-при" "Еврокона", как именовался европейский конгресс фантастов, был присужден художнику, писавшему пейзажи с натуры, - нашему славному космонавту Алексею Леонову!
В те дни, осмысливая причини ухода западных фантастов в "непохожее и необыкновенное", я вспомнил, как в начале 70-х годов вместе со своим другом художником Юрием Макаровым, иллюстратором почти всех моих книг, побывал в мастерской молодого московского живописца Виталия Лукьянца.
Макаров иллюстрировал мои про изведения в реалистической манере, которая, на мой взгляд, подчеркивает достоверность фантастических ситуаций. Общий интерес к реалистической живописи и привел нас в мастерскую Лукьянца - казалось бы, совсем не фантаста, ведь его творчество никогда не отрывалось от Земли... Однако мы оба пришли к выводу, что оно фантастично, хотя Лукьянец не пытался писать красочные пейзажи неведомых планет, как, скажем, сочинений художник Г. Курнин; Лукьянец не создавал своим воображением грандиозных астроинженерных сооружений, как ныне покойный профессор Г. И. Покровский, не возводил на холсте городов будущего...
Потом я часто бывал в мастерской Лукьянца и горжусь тем, что одно из его полотен - "Спящая галактика" - висит у меня в кабинете, привлекая внимание посетителей из многих стран мира. Они оставляли свои автографы на деревянной раме, чтобы она, как шутил Лукьянец, стала ценнее самой картины. У меня собралась внушительная коллекция подписей академиков и журналистов, писателей и художников, кинематографистов и музыкантов...
Но картина не нуждается в рекомендациях. Прекрасная, женщина среди звезд, и волосы ее светятся космической спиралью... Нередко меня спрашивают, как спросил художника и я сам: "Что это? Светящиеся краски?" Но нет! Это обыкновенное мастерство. Однако главное - те мысли, которые возникают, когда любуешься этим произведением.
Точно так же исполнено высшего гуманизма и "Мироздание" (слева). Кстати, эта работа очень высоко оценена устроителями выставки космической живописи в Хьюстоне. В фантастический мир космоса, к сверкающим центрам атомного кипения материи, к звездам живым и рождающимся, к светилам гигантским и карликовым, в мир феерических комет, задумчивых лун, цветущих и обледенелых планет, в бездонный космос уходит женщина Земли, ведя за руку своего малыша - истинного хозяина всей необъятной и зовущей вселенной!
Заинтересованный истоками творчества Лукьянца, я узнал, что путеводными звездами всегда служили ему суриковские шедевры. В картине "Утро стрелецкой казни" он указал мне не на известную всем фигуру Петра, не на объятых горем стрелецких жен и не на силуэты их мужей, готовых принять смерть. Лукьянец показал на белые пятна рубах, повторяющие рисунок созвездия Большой Медведицы. Случайно это? Едва ли...
Так в чем же суть фантастического искусства последователя реалистической школы? В символике и глубоком подтексте, унаследованных от великих. Потому-то напоена земным очарованием его картина "Соловки" (внизу). Глубокого смысла исполнены два небесных светила - дневное и ночное, две искрящиеся дорожки на водной глади, устремленный ввысь силуэт древнего монастыря и загадочный летательный аппарат в северном небе... А "Петрозаводское диво" (справа) наверняка взволнует не только поклонников НЛО, но и серьезных ученых.
Не чужды философские искания и другим работам Лукьянца. Внимательный зритель сразу увидит, что в "Цветах вселенной" на фоне космического неба, расцветающего лепестками звездных взрывов и спиралями галактик, земной мальчуган держит в руке "цветок", словно сорванный с этого необыкновенного небесного луга (стр. 45).
Думая о фантастике и о ее воплощении в искусстве, я в последнее время все чаще прихожу к мысли, что фантастике присуща многообразность. В этом ее особая притягательная сила. Безусловно, необходимы и инопланетные пейзажи Курнина, и картины-проекты Покровского, и незабываемая космическая натура Леонова. Даже пугающие чудовища западных художников, вероятно, нужны. Но особенно ценно философское осмысление таких абстрактных категорий, как время, пространство, движение. Люди, работающие в столь многотрудном направлении, заслуживают всяческой поддержки. Именно таков Виталий Лукьянец - художник, которому предстоит сказать еще очень и очень много.
АЛЕКСАНДР КАЗАНЦЕВ,
писатель-фантаст
|