Фрэнк Малина
КОСМОС В ИСКУССТВЕ И ИСКУССТВО В КОСМОСЕ
|
ФАНТАСТИКА В ЖИВОПИСИ |
© Ф. Малина, 1974
Техника-молодежи.- 1974.- 4.- С. 38-39.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002 |
Своими впечатлениями о выставке «Космос завтрашнего дня» делится известный американский художник, ученый, главный редактор журнала «Леонардо» Фрэнк МАЛИНА.
Здесь, на выставке в Баку, оценивая творения моих собратьев – художников-фантастов, беседуя с восторженными, скептически настроенными, потрясенными посетителями, я не раз задавался вопросом: каковы пути и возможности изобразительных искусств в эпоху освоения околоземных просторов? Древняя мечта человека обрести крылья, летать в воздухе осуществилась, как известно, в начале нынешнего века. Естественно, развитие авиации повлияло и на зрительное восприятие художников. Некоторые из них пытались создать на холстах впечатление быстрого движения тел, пользуясь обычными приемами живописи. Другие разрабатывали так называемое «кинетическое» искусство, создающее у зрителя ощущение реального движения во времени. Третьи как бы вводили в свои произведения «авиационные» сюжеты: так рождались пейзажи, напоминающие просторы матушки Земли, наблюдаемые с борта летящего самолета. Но в общем-то я бы не сказал, что искусство эпохи воздухоплавания можно было сравнить – с точки зрения эстетики – с достижениями классической живописи.
|
Обсуждается новая работа космонавта Алексея Леонова. Справа налево: председатель оргкомитета XXIV Международного астронавтического конгресса академик Л. Седов, заместитель председателя Совета Министров Азербайджанской ССР И. Ибрагимов, летчик-космонавт Герой Советского Союза В. Севастьянов, американский профессор Ф. Малина, известный художник-фантаст А. Соколов.
|
Что же нового привнесла (или привнесет) в искусство астронавтика, чем обогатят его новые представления о Земле и вселенной?
Для большинства из нас первый полет в самолете – переживание более острое, нежели первая поездка верхом на лошади или в автомобиле. А первый космический полет вызывает еще более сильные ощущения.
Искусство «космического века» вплоть до недавнего времени носило характер иллюстрирования пейзажей других планет на основании либо скупых астрономических сведений, либо научно-фантастических домыслов; встречались и сюжеты, взятые из космической технологии. Советский космонавт Алексей Леонов сделал несколько замечательных зарисовок Земли, видимой из космоса, – и сразу стало ясно, что действительность может быть намного прекрасней и неожиданней воображаемого. Именно творчество Алексея Леонова и его соавтора Андрея Соколова навело меня на мысль разнообразить свои творческие приемы. Так, к примеру, я начал вводить в кинетические картины и композиции изображения космических траекторий и орбит, хотя и реальных, но невидимых как для человека, так и для его приборов.
|
|
В. БОСЕНКО (Москва). «Загадка Титана».
|
П. ФАТЕЕВ (Москва). «Звездный город».
|
Выход представителя земной цивилизации в космическое пространство можно сравнивать по своему значению с переходом наших предков с дерева на землю. Психологические и философские последствия этого выхода для будущего развития человечества могут быть огромными. Впервые в истории человек получил возможность наблюдать самого себя в чуждой ему среде, которая простирается бесконечно во все стороны мира. Обживая эту среду, он должен заботиться не только о запасах воздуха и пищи, но и о том, чтобы не угас в нем прометеев огонь творчества. Какие полотна будут висеть на стенах космических кораблей, бороздящих эфирные волны? Что увидят наши дети (а может быть, и мы?) в картинной галерее на Луне или на Марсе? Вопросы далеко не праздные. Ибо там, в небе, законы восприятия разительно отличаются от земных.
|
Г. КУРНИН (г. Сочи). «Внеземная флора».
|
Представим себя, например, на Луне. Там нет атмосферы и, стало быть, нет рассеяния света. Небо кажется черным, а звезды и планеты видны всегда. Тени тоже совершенно черные. Оценивать расстояние на Луне труднее, чем на Земле, смотреть на Солнце или на отражающие его лучи. полированные поверхности опасно. Очевидно, живописцу здесь легче всего будет создавать гравюры.
Зато возможностям скульптора на Луне позавидуешь! Тут можно без заметных усилий сооружать памятники под стать египетским пирамидам, притом практически вечные! Кинетические объекты, движимые ветром, на Луне невозможны, но энергия солнечного света в вакууме заставит двигаться кинетические скульптуры. Какой они будут формы? В какие цвета окрашены? Засияют ли фосфоресцирующим светом или будут подсвечены изнутри? На эти и другие бесчисленные вопросы ответит недалекое будущее. Но уже теперь я убежден: результаты, полученные на нынешней стадии выхода человека в космос, заслуживают большего внимания со стороны мастеров, работающих в области изобразительного искусства. Выставка «Мир 2000 года» – залог того, что искусство не стоит на месте, что оно вечно в движении, что спектр земных красок раздвигается в космические пределы. Удачи вам и вдохновения собратья-живописцы!
|