С. Судак
В МИРЕ ФАНТАСТИКИ
Из опыта работы КЛФ «Орион»
|
КЛУБЫ ФАНТАСТИКИ |
© С. Судак, 1991
Судак С. В мире фантастики: Из опыта работы КЛФ «Орион». - Вып. 4. - [Южно-Сахалинск]: Сахалинская областная детская библиотека отдел обслуживания учащихся 7-9 классов, 1991. - 8 с.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2007 |
САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА ОТДЕЛ ОБСЛУЖИВАНИЯ УЧАЩИХСЯ 7–9 КЛАССОВ
В МИРЕ ФАНТАСТИКИ
Из опыта работы КЛФ «Орион»
Выпуск № 4.
1991 год.
Выпуски практического материала «В мире фантастики» стали уже традиционными. Четвертый выпуск составлен после года работы с новым составом клуба любителей фантастики «Орион», или как он сейчас именуется «Орион–3». По опыту прошлых лет в клуб были приглашены читатели 7 класса через открытки-приглашения, а также посланы письма их родителям.
Текст письма: «Уважаемые родители! Ваш сын посещает областную детскую библиотеку. По его формуляру видно, что предпочтительное чтение – фантастика. Являясь руководителем клуба любителей фантастики «Орион», я приглашаю его в клуб, первое организационное заседание которого состоится 9 сентября 1990 года в 15.00 часов. Клуб существует уже шесть лет. Ребята читают книги, изучают творчество писателей, рисуют, фотографируют, сами пишут рассказы, выпускают рукописные журналы, участвуют в зональных конференциях, но самое глазное – общаются. Клуб известен своими публикациями в газетах, выходом книги-сборника рассказов семи «орионовцев» «Жестокая игра» в Хабаровском издательстве «Амур». Надеюсь, что Ваш сын найдет в клубе выход своему увлечению. Светлана Акимовна Судак, заведующая отделом обслуживания, руководитель КЛФ «Орион».
Из 50 приглашенных в клуб пришло 8 человек, а трое остались из «Ориона–2». В работе участвовали ребята из «Ориона–1», а Коля Шелепов до сих пор регулярно посещает заседания и помогает мне. Приступая к работе с новенькими, определила круг тем для разговора:
1. Оригинальные идеи в общую копилку. (Ребята записывают их в тетрадь).
2. Необычные факты из жизни.
3. Идея: остров Сахалин приплыл к материку.
4. Идея: Курильские острова созданы инопланетянами.
5. Игра-спектакль «Последний воробей».
6. Игра-спектакль по рассказу П. Брауна
[Ф. Брауна – Ю. З.] «Арена».
7. Курс развития творческого воображения.
8. Нарисовать «Позвонило прошлое».
9. Изучить творчество художников.
10. Нарисовать «Туда мчалось время».
11. Упражнения из психотренинга.
12. Метод Ризина с 2 собеседниками.
13. Письма-вопросы (рыцарь, дикарь, красноармеец).
14. Что такое – 1+1=1.
15. Рассказ в 5–10 фразах от имени любой вещи. (Прочесть Ф. Кафку «Мост»).
16. Переделать сказку в фантастику.
17. Анкеты, тесты.
18. Алфавит Вселенной.
19. «Легенда селькупов».
20. Список бессмертных.
21. Игра-спектакль «Триллер».
22. Загадки В. Берестова.
23. Рисунок на трех частях листа.
24. Фантастическое путешествие по городу.
25. Описать фантастическое событие недели.
26. Описать «Мир писателя».
27. Световая газета.
28. Диафильмы.
29. Информация о новых книгах.
30. Фантастические игры.
31. Альбом «Тайны».
32. Защита фантастических вещей.
33. Пресс-конференции, КВН, конкурсы знатоков.
34. Былички.
35. Коллективный рассказ-буриме.
36. Чепуха. Игра.
37. Встречи с интересными людьми.
38. Конкурс по словарю писателей.
39. Выходы в классы.
40. Выступления на младшем отделе.
41. Конкурс картин.
42. Фантастические термины.
43. Фантастические экслибрисы.
44. Галактические новости.
45. АУМ.
Эти темы являются дополнением к основному содержанию заседаний – изучение творчества писателей и художников. В связи с тем, что в предыдущих выпусках из опыта работы КЛФ «Орион» давался довольно обширный практический материал по творчеству писателей фантастов, в настоящем материале предлагаются нетрадиционные формы общения с читателями на заседаниях КЛФ. Они помогут создать творческую атмосферу общения с близкими по духу людей.
1) «ИГРА В ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ».
Определяется круг литературы, начитанной детьми. Ребята участвуют по очереди. Каждый, вспоминает себе в уме героя из списка. Окружающие задают ему вопросы, ответы на которые заключают два слова: «да» и «нет».
Например: «Ты гуманоид?», «Живешь на планете Земля?», «У тебя пять рук?», «Ты имеешь друзей?», «Ты дышишь воздухом?». Ведущий ведет учёт вопросов, в конце игры подводятся итоги: кто больше задал вопросов, кому больше всего вопросов задано. Победители поощряются.
Список книг для игры:
1. К. Булычёв «Девочка с Земли»
2. Д. Толкин «Хоббит»
3. В. Крапивин «Голубятня на жёлтой поляне»
4. А. Мирер Дом скитальцев»
5. Г. Гаррисон «Неукротимая планета»
6. С. Снегов «Люди как боги»
7. С. Лем «Солярис»
8. Б. Лонгиер «Враг мой»
9. А. Беляев «Человек-амфибия»
10. Булгаков М. «Собачье сердце»
11. И. Ефремов «Туманность Андромеды»
12. К. Дойл «Затерянный мир»
13. Г. Уэллс «Человек-невидимка»
14. А. Беляев «Голова профессора Доуэля»
15. А. Толстой «Аэлита»
16. Стругацкие А. и Б. «Пикник на обочине»
17. Стругацкие А. и Б. «Отель «У Погибшего альпиниста»
18. Стругацкие А. и Б. «Малыш»
19. Стругацкие А. и Б. «Понедельник начинается в субботу»
20. С. Абрамов «Он уже с нами».
2) «МЫСЛИТЬ, ИГРАЯ».
Для этих игр нужны бумага и ручки.
а) Кто больше составит предложений из трех слов.
Например: озеро – карандаш – медведь, сарай – ракета – собака, дорога – милиционер – тарелка.
б) Берётся два слова (кастрюля – лодка). В столбик вписать как можно больше общих признаков: изделия человеческих рук, имеют глубину, могут плавать и т. д.
в) Берется три слова. Исключить лишнее: собака-помидор-солнце. Лишнее – «собака».
г) Предмет или явление. Назвать группы аналогов: вертолет, птица, бабочка – летают: автобус, поезд – транспорт, штопор – деталь.
д) Два предмета: лопата и автомобиль. Найти мостик: экскаватор – рабочий – шофёр.
е)0дин предмет: книга. Кто больше придумает способов применение: для чтения, подставка, глаза укрыть и т. д.
ж) Изобразить фразу другими словами: «Лето будет очень тёплым» – «Предстоящий сезон года обещает быть с повышенной температурой».
з) Два события, как может первое перейти во второе: «Белка упустила орех», «Директора школы уволили».
и) Что произошло: «Вы пришли домой, а дверь распахнута».
3) За три секунды нарисовать перечисляемые предметы и явления: человек, время, звезда, воздух, флаер, свет, нуль-транспортировка, оркестр, беда, роса, слёзы, смерть, созвездие, квартира, левитация. Затем назвать всё это. Проводя эту игру, вспоминаю слова Д. Родари: «Дети должны рисовать не для того, чтобы все были художниками, а для того, чтобы никто не был рабом».
4) Перед чтением рассказа даётся задание: по ходу чтения рисовать, а в конце придумать вопрос к рассказу. Я взяла рассказ А. Иванова «Не остуди», в котором говорится о человеке из будущего, попавшего для исследования поведения людей в блокадный Ленинград и встретившим парня, который искал картошку после взрывов снарядов. Герой рассказа отказал парню в куске хлеба. В ходе обсуждения задала вопросы:
1. Почему рассказ так назван?
2. Обеднел бы герой рассказа от куска хлеба, отданного парню?
3. Почему герой рассказа облегчённо вздохнул, когда пришло время возвращаться?
4. Почему он сломался в конце рассказа?
5. «Он кричал, смеясь», почему?
6. О чём просил?
5) На листах бумаги пишется название предметов, от имени которых надо придумать рассказ, диалог, монолог, или нарисовать: кастрюля, телеграфный столб, автобус, спутник на орбите, люстра, книга, чайная ложка, одинокое дерево, шляпа, шкаф, стакан, ведро, деревянный дом, карандаш. Вот примеры того, что дети написали:
«Шляпа. Я – шляпа, я сижу на глупой лысине. В ней копошатся разные глупые мысли о том, что у него не было хуже шляпы, чем сейчас. Он не понимает, что я самая лучшая шляпа. Болван ушастый. В магазин за новой шляпой идёт. Но ничего, я с его головы тупой не слезу. Вечно сидеть буду».
«Автобус. Как приятно иметь полный бак бензина и спокойно катиться вдаль. Как хорошо быть смазанным и катиться одному, не останавливая всё дальше и дальше. Как хорошо чувствовать себя свободным без пассажиров и водителя, который заставляет ехать туда, куда я не хочу».
«Ведро. Надоело мне быть помойным ведром. Каждый день в меня со свистом летят консервная банка или огрызок яблока. А потом подходит этот паршивый кот и начинает чесаться об меня. А когда его шерсть наэлектризуется, то очень сильно бьёт током. И от этого портится мой внутренний нюх».
6) Рисовать по ходу чтения и ответить на вопрос «Как спастись?»
«Недотыкомка бегала под стульями и по углам, и повизгивала. Она была грязная, вонючая, противная, страшная. Раньше никогда и нигде не было её. Сделали её, – и наговорили. И вот живёт она, ему на страхи, на погибель, волшебная, многовидная, – следит за ним, обманывает, смеётся, – то по полу катается, то прикинется тряпкой, лентою, веткою, флагом, тучкою, собачкою, столбом пыли на улице, и везде ползёт и бежит за Передоновым, – и замаяла, истомила его зыбкою своей пляской. Хоть бы кто-нибудь избавил, словом каким или ударом наотмашь. Да нет здесь друзей, никто не придёт спасать, надо самому исхитриться пока не погубила его ехидная.» Ф. Сологуб «Мелкий бес».
7) По кругу передавать чистый лист бумаги, при этом рассказывая, что на нём «нарисовано».
8) Попытаться разобрать ситуацию: группа людей попала в клетку с обезьянами, клетка заперта, а ключи у обезьян. Ключи заколдованы: тот, кто их возьмёт, сам становится обезьяной. Как выйти из клетки? (Ответа нет, эту загадку надо решать каждый день, каждый час, всю жизнь).
9) Опрос-беседа «Кем бы ты хотел быть на Хоббитских игрищах?»
10) Раздаются карточки со словами, нарисовать: зурялик, зурялик обыкновенный, куздра, глокая куздра, бамбуш, бамбуш зуряликовый, глокий бамбуш, глокий зурялик, тип бамбуш.
11) Игра «Зелёный крокодильчик». Два ведущих. Один из них задумывает термин (это может быть слово, фантастическое понятие, название произведения), сообщает его второму ведущему. Тот должен попытаться изобразить этот термин, не произнося ни слова. По его ужимкам и прыжкам ребята должны отгадать этот термин. Тот, кто угадал правильно, становится вторым ведущим, второй – первым, а первый – зрителем. И всё начинается снова.
12) ФАНТАСТИЧЕСКИЙ АУКЦИОН.
Ведущий предлагает тему. Например: роботы в фантастике. Аудитория называет произведение. Побеждает тот, кто последним назовёт. Или вводим систему оценок: 1 балл – первое произведение, 2 – второе и т. д. Победитель тот, кто набрал наибольшую сумму баллов.
13) РАЗГ0В0Р С КОМПЬЮТЕРОМ.
Ведущий представляет аудитории фантастическую ситуацию. Нужно ее разгадать. Можно задавать ведущему любые вопросы, но он, словно не очень грамотный компьютер, может отвечать лишь «да» или «нет».
Например, ситуация: Человек обладает необычным свойством. Каким именно?
Возможный ответ: человек-амфибия, но подойти к нему можно, лишь последовательно задавая вопросы и отсекая другие варианты: телепатия, умение летать и т. д. Разновидность этой игры: задумывается какой-то фантастический предмет из конкретного произведения. Нужно его угадать. Или существо. И т. д.
14) Прерафаэлиты составили «Список Бессмертных», определить, кто это: Иисус Христос, автор книги Иова, Шекспир, Данте, Чосер, Леонардо да Винчи«Гёте, Китс, Шелли, Альфред Великий, Ландор, Теккерей, Вашингтон, Миссис Браунинг, Рафаэль, Патмор, Лонгфелло, Теннисон, Боккачо, Фра Анжелико, Исайя, Фидий, Джибертти, Хогарт, Костюшко, Байрон, Бэкон, Сервантес, Жанна д'Арк, Колумб, Джорджоне, Пуссен, Мильтон, Ньютон, По.
15) ФАНТ0ГРАММА.
Из курса развития творческого воображения. Составляется таблица, где слева 9 колонок: вещество (химический состав, физические свойства), микроструктура (атомы, молекулы, клетки, планеты), макроструктуры (объект, организм, машина), надструктура (стая, колония, общество, звёздная система), энергопитание (окисление пищи, прямая переработка), сфера распространения (почва, вода, атмосфера, космос, звёзды), способ передвижения (ходьба, плавание, ракетный принцип, полет), воспроизведение (самовоспроизведение, деление, синтез), направление эволюции (от клетки к разуму, от атома к планете). Вверху – 18 делений:
наоборот (пример: в «Планете обезьян» П. Буля миром правят обезьяны, а не люди),
увеличить (звездолёт-город у А. Кларка в «Свидании с Рамой»), уменьшить («Страна Дремучих трав» В. Брагина),
ускорить (у А. Беляева «Над бездной» Земля вращается в 17 раз быстрее),
замедлить (движение света замедляется в рассказе А. Беляева «Светопреставление»),
сделать универсальным (роботы у А. Азимова универсальны), ограничить (у К. Саймака в «Поколение, достигшее цели» действие ограничено одним звездолётом),
сделать динамичным (В. Савченко «Открытие себя», человек управляет своей внешностью, динамичное тело),
сделать статичным, квантовать (непрерывное явление сделать прерывистом),
раздробить или объединить (С. Лем «Путешествия профессора Тарантоги», герой дробится на атомы, совершается переброс, потом опять собирается),
одушевить (С. Лем «Солярис», живой океан), сделать искусственным (Г. Альтов «Порт Каменных Бурь», искусственные шаровые звёздные скопление),
вынесение (отделить от явления присущее ему свойство), внесение (приписать явлению качество, ему не свойственное),
смещение (действие явление сместить во времени вперёд или назад), совмещение (совместить с действием другого явления).
16) РИСОВАТЬ ПО ХОДУ ЧТЕНИЯ:
В. Одоевский.
БАЛ
Открылся бал: кружась, летели
Четы младые за четой,
Одежды роскошью блестели,
А лица – свежей красотой.
Усталый, из толпы я скрылся,
И жаркую склоня главу,
К окну в раздумье прислонился
И загляделся на Неву:
Она покоилась, дремала
В своих гранитных берегах,
И в тихих, сребрянных водах
Луна, купаясь, трепетала.
Стоял я долго... Зал гремел,
За звуком звук! Я оглянулся,
Вдруг без размера полетел
Вперил глаза, весь содрогнулся,
Мороз по телу пробежал.
Свет меркнул... Весь огромный зал
Был полон остовов... Четами
Сплетясь, толпись, друг друга мча,
Обнявшись жёлтыми костями,
Кружась, по полу стуча,
Они зал быстро облетели.
Лиц прелесть, станов красота –
С костей их все покровы спали,
Одно осталось: их уста,
Как прежде, всё ещё смеялись.
Но одинаков был у всех
Широкий уст безгласный смех,
Глаза мои в толпе терялись
Я никого не видел в ней:
Все были сходны, все смешались...
Плясало сборище костей.
Составитель СУДАК С. А. зав. отделом обслуживания читателей ст. возраста.
отв. за выпуск Новикова Т. И.
Ротатор Сах. Одб
Заказ № 26
Тираж 100 экз.
Ноябрь 1991 г.
|