История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Ю. Зубакин

КОРАБЛЬ ЗЕНГЕРА И СТАНЦИЯ БЕРГЛУНДА

Фантастка в филателии

ФАНТАСТИКА В ФИЛАТЕЛИИ

© Ю. Зубакин, 2014

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2014

КОРАБЛЬ ЗЕНГЕРА

 

Йеменская Арабская Республика, 1970 год

(Michel № 1190 A)

21 июля 1971 появилась серия почтовых марок Йеменской Арабской Республики, состоящая из 14 марок и двух блоков (Michel № 1174–1187, block № 135, 136). Серия называется «Космос 70 – Межпланетные станции», и, если судить по надписи на буклете к сопутствующей марке на золотой фольге (Michel № 1190), приурочена к первой годовщине первой высадке людей на Луну. Вот об этой-то марки и пойдёт речь.

Йеменская Арабская Республика, 1970 год

(Michel № 1190 B)

Марка выпущена с зубцами (Michel № 1190 A) и в беззубцовом (Michel № 1190 B) вариантах.

Йеменская Арабская Республика, 1970 год

(Michel № 1190 A – оборотная сторона)

На почтовой миниатюре, выполненной конгревным (объёмным) теснением на золотой фольге, изображены астронавт, космический корабль с крыльями и фантастическая космическая станция-шестиугольник. Над рисунком надпись красного цвета: «Будущая межпланетная станция». Как оказалась, на почтовой миниатюре изображены германский и американский космические проекты.

Рисунок марки выполнен по мотивам иллюстрации германского художника Эрика Теодора Лэсиха. Художник родился в 1928 году и с 1958 по 1991 работал иллюстратором в германской аэрокосмической компании «Messerschmitt-Bölkow-Blohm». Лэсих, чьи иллюстрации популярны в немецкоязычных странах, проиллюстрировал более 100 книг, в том числе пионеров космонавтики, таких как Вернер фон Браун, Герман Оберт и Эйген Зенгер. Многие работы Лэсиха сейчас находятся в архиве мюнхенского Немецкого Музея, в том числе и картина, по мотивам которой выполнен рисунок йеменской марки 1970 года.

Впервые этот рисунок появился в 1969 году в книге Герберта Эрдмана «Третьи в космосе: Космические технологии в европейских странах» (Herbert Erdmann. Dritter im Weltraum: Raumfahrttechnik in europäischen Ländern. – Dusseldorf: Schwann, 1969) и иллюстрирует проект германской аэрокосмической компании «Junkers». Проект двухступенчатого космического планера, названного «RT–8–01», в июле 1961 года начал разрабатывать германский инженер Эйген Зенгер (1905–1964), работающий в то время в «Junkers». Позднее этот проект переименовали по имени его создателя – «Sänger I». Пояснительная надпись к иллюстрации: «Маневр с космической станцией: космический корабль стыкуется с пилотируемой космической станцией, находящейся на высоте 300 км». Помимо этого рисунка, Лэсих выполнил ещё несколько иллюстраций к проекту Зенгера.

Название «RT–8–01» указывает, что это космический корабль (RT – «Raum Transporter»), а «8» – порядковый номер проекта. У проектов «RT–1» – «RT–7» не были завершён дизайн, хотя на одном рисунке Лэсиха показан космический аппарат с надписью «RT–7–1». На этой иллюстрации показаны два варианта запуска космического планера:

1 – двухступенчатый летательный аппарат, взлетающий горизонтально с салазок, которые на трёхкилометровом участке разгоняются до скорости 900 км / ч. Разгон производится реактивной тележкой, расположенной позади салазок;

2 – космический аппарат стартует с большого транспортного самолёта. На рисунке «RT–7–1» закреплён под самолётом.

В проекте «RT–8–02», датируемого 1965 годом, команда разработчиков «Junkers» вернулась к схеме вертикального взлёта. Этот проект разрабатывался до 1969 года и предполагал доставку на орбиту трёх тонн полезной нагрузки.

На другом рисунке показано, как вторая ступень отделилась от первой, возвращаемой на Землю, крылатой ступени. Отделение второй ступени происходит на 60-километровой высоте и на 150-ой секунде после старта. Вторая ступень, с 2,75 тоннами полезной нагрузки, поднимется на высоту 300 км.

На уже упомянутой картине Лэсиха крылатый космический корабль Зенгера приближается к стыковочному шлюзу шестиугольной станции. На корабле нарисованы флаг ФРГ, логотип компании «Junkers», надписи «2», «Junkers» и «RT 8–11–01». Из последней надписи становится понятно, что это одна из будущих модификаций проекта «RT–8». На центральной части космической станции нарисованы эмблемы ООН и НАСА.

По мотивам картины Лэсиха выполнен рисунок не только марки Йеменской Арабской Республики, но и рисунок буклета, в котором находится эта марка. Вверху показаны внешние стороны буклета марки с зубцами. Сверху надпись «Будущая межпланетная станция», снизу – «20-е июня 1970 первая годовщина: первый человек на Луне».

На внутренних страницах буклета нет корабля Зенгера, но напечатаны марки Michel 1174–1180. Золотая марка закреплена в клеммташе с тёмной подложкой. Для предотвращения выпадения, на марку нанесён липкая прозрачная масса, которая со временем может затвердеть. При извлечении марки из кламмташа нужно быть внимательным и осторожным, потому что зачастую липкая масса очень крепко удерживает марку. Поэтому, при неосторожных действиях, марку можно легко повредить.

Оборот марки с частично изменённым цветом

Фрагмент не изменённого по цвету оборота марки

Фрагмент изменённого по цвету оборота марки. Хорошо различимы микротрещены.

Фольга нанесена на плотную бумагу и с оборотной стороны покрыта прочным лаком, который со временем и при неправильном хранении может покрыться микротрещенами. Помимо этого, встречаются марки со светлыми пятнами на обороте, образовавшимися от действия липкой массы, нанесённой на лицевую поверхность почтовой миниатюры. Вверху показан оборот марки с изменёнными по цвету участками и два фрагмента, сделанные с разрешением 2400 dpi.

Размер буклета марки с перфорацией – 147x96 мм, и, судя по надписи на внутренней сторон, тираж марки 5000 шт.

Вверху показан буклет беззубцовой марки, он выше буклета марки с зубцами, его размер 147x118 мм. На внутренней стороне буклета указан тираж беззубцовой марки – 1000 шт.

Бумага буклета глянцевая, плотность примерно 180–200 г/м. Рисунок отпечатан на однокрасочной офсетной машине в несколько прогонов. Последовательность печати красок для внутренней стороны: KCMYS (Black + Cyan + Magenta + Yellow + Silver) – чёрный, голубой, пурпурный, жёлтый, серебро. Для внешней стороны: KCMY.

Буклет отпечатан с технологическими нарушениями печатного процесса – на изображении многочисленные марашки. После печати краскам не дали как следует подсохнуть, на буклете явные следы отмара. Биговку и фальцовку, похоже, тоже производили с ещё не подсохшей краской, это понятно по отмару серебра на внутренних страницах буклета.

Йеменская Арабская Республика, 1971 год

(Michel № 1370 B)

Через несколько месяцев, 30 апреля 1971 года, на части тиража йеменской марки (Michel № 1370) была выполнена надпечатка синего цвета на английском языке:

«Советская орбитальная космическая станция»

«Салют» 19.4.1971»

«Союз 10» 23.4.1971»

На лицевую сторону обложки буклета был наклеен бумажный прямоугольник красного цвета с черными надписями – указанием названий космических аппаратов, дат их запуска и перечислением экипажа космического корабля «Союз–10»:

«Советская орбитальная космическая станция»

«Салют»

19 апреля 1971»

«Союз 10»

23 апреля 1971»

«Владимир Шаталов

Алексей Елисеев

Николай Рукавишников»

Йеменская Арабская Республика, 1971 год

(Michel № 1190 A с надпечаткой)

А ещё через два месяца, 30 июня 1971, на марке Michel № 1190 выполнена надпечатка чёрного цвета в память о погибшем экипаже космического корабля «Союз–11»:

«Памяти»

«Г. Добровольский

В. Волков

В. Пацаев

29.6.1971»

«Союз 11

6.6.1971»

Марка с такой надпечаткой встречается не часто, поэтому в каталоге «Michel» ей не присвоен номер, лишь оговорено, что марка Michel 1190 известна с этой надпечаткой. Даты выпуска в «Michel» тоже нет.

Надпечатки отличаются в деталях – это обусловлено особенностями нанесения краски на золотую поверхность. Среди марок встречаются надпечатки с удлинённым числом «11».

На лицевой стороне обложки буклета с этой маркой наклеен бумажный прямоугольник чёрного цвета с золотыми надписями:

«Салют» 19 апреля 1971»

«Союз 11» 6 июня 1971»

«В память о»

«Г. Добровольский

В. Волков

В. Пацаев»

«29 июня 1971»

Йеменская Арабская Республика, 1971 год

(Конверт первого дня)

Йеменская Арабская Республика, 1971 год

(Конверт первого дня)

Помимо буклетов, выпущены конверты первого дня для зубцовых и беззубцовых марок Michel № 1190, Michel № 1370, и почтовой миниатюры Michel № 1190 с чёрной надпечаткой – последние показаны вверху.

Кроме марок Йеменской Арабской Республики 1970–1971 годов, космический планер «RT–8–01» Эйгена Зенгера появился и на рисунке почтовой миниатюры Экваториальной Гвинеи. Он выполнен по ещё одной иллюстрации Эрика Теодора Лэсиха, показывающей возвращение крылатого аппарата многоразового использования на Землю – при входе в атмосферу корпус аппарата разогрелся до вишнёвого цвета.

Экваториальная Гвинея, 1974 год

(Michel block № 109)

Эта иллюстрация Лэсиха использована для рисунка блока Экваториальной Гвинеи 1974 года (Michel block № 109). В нижней части блока показан «RT–8–1».

Экваториальная Гвинея, 1974 год

(Конверт первого дня)

Конверт первого дня этого блока ничем не примечателен, на нём нет никакого рисунка, а герб страны и надписи выполнены на квадратном кусочке плотной бумаги, приклеенной к конверту.

На заключительном рисунке Лэсиха показано приземление «Sänger I».

ФРГ, 1990 год

(Специальный штемпель)

В 1962–1969 на проект «Sänger I» было израсходовано 16,5 млн немецких марок, и в 1974 году он был закрыт. В конце 1980-х западногерманская компания «Messerschmitt-Bölkow-Blohm» возобновила работу над созданием двухступенчатого космического корабля многоразового использования, который должен был взлетать и приземляться как самолёт. Проект, получивший название «Sänger II», был прекращён в 1995 году. Рисунок этого космического аппарата появлялся на почтовых миниатюрах и специальных штемпелях. Вверху показан один из них. Штемпель применялся в городе Герхинг 6 мая 1990 года.

Парагвай, 1983 год

(Michel block № 383)

Отмечу, что Эйген Зенгер начал разрабатывать крылатые космические аппараты задолго до своей работы над «Sänger I». Так, после оккупации Австрии нацистами, он возглавил проект «Серебряная птица» (Silbervogel), целью которого было создание пилотируемого высотного частично-орбитального бомбардировщика-космоплана. На блоке Парагвая 1983 года (Michel block № 383) показана модель «Серебряной птицы», изготовленная в 1944 году. Пояснительная надпись на марке: «Модель космического планера 1944 года – основа конструкции Космического Шаттла».

СТАНЦИЯ БЕРГЛУНДА

 

Йеменская Арабская Республика, 1971 год

(Michel № 1190 B с надпечаткой – марка на конверте первого дня)

Помимо космического корабля Зенгера, на марке Йеменской Арабской Республики изображена космическая станция-шестиугольник.

Иллюстрация NASA

В начале 1960-х научно-исследовательский центр Лэнгли занялся исследованиями, связанными с разработкой космических станций. Рассматривалось несколько конфигураций, остановились на шестиугольном «колесе», соединённом спицами-переходами с центральной частью. Для создания искусственной силы тяжести «колесо» должно было вращаться со скоростью 4 оборота в минуту. Предполагалось, что на станции смогут разместиться от 24 до 36 астронавтов (в некоторых источниках указано, что экипаж станции – 21 человек). Предполагалось, что со станцией смогут одновременно стыковаться до 7 космических кораблей «Аполлон». Вверху показана иллюстрация NASA, выполненная Дэвидом Афтоном Уиллментом в 1962 году.

Для облегчения вывода станции на орбиту предполагалось сделать её складной. Конструкцию такой станции разработал инженер Рене Берглунд, а с компанией «North American Aviation» был заключён контракт на исследовательские работы по этой теме.

Первые исследования Лэнгли были обобщены на симпозиуме, прошедшем в июле 1962 года.

Иллюстрация NASA

Много интересного об этой станции можно узнать из патента США, полученного Рене Берглундом. 24 мая 1962 года он подал заявку в патентное бюро Соединённых Штатов – объектом его изобретения стала раздвижная модульная космическая станция диаметром от 100 до 150 футов. 16 февраля 1965 года Берглунду выдан патент США № 3169725. Патент находится в свободном доступе и любой желающий может ознакомиться с ним, поэтому приведу лишь основные моменты из него.

Изобретение Берглунда относится к пилотируемой космической станции с жесткими жилыми отсеками, способными полностью складываться и храниться в ступени полезной нагрузки многоступенчатой ракеты-носителя, запущенной на планетарную орбиту, и которые затем самоустанавливаются в рабочую конфигурацию.

Берглунд предложил использовать надувные структуры, которые можно складывать для облегчения их доставки в космос, а затем раскладывать для формирования космической станции. Изобретение обеспечивает компактность надувных развёртываемых конструкций. Это достигается использованием жёстких цилиндрических секций (оборудованных для поддержания жизни и экспериментов перед запуском), объединённых гибкими вставками. Эти секции связаны с центральным узлом и, после достижения нужной орбиты, расправляются в жёсткий трубчатый шестиугольник, соединённый с центральной частью. Существующие средства стартового ускорителя позволяют разместить на орбите станцию диаметром от 100 до 150 футов, обеспечивающую необходимую массу и объем, чтобы легко создать искусственную силу тяжести. Жёсткий отсек может быть разработан таким, чтобы противостоять микрометеоритной угрозе.

В изобретении рассматривается космическая станция с жесткими отсеками, которые складываются для облегчения запуска в космос, а затем раздвигаются для формирования космической станции. Эти отсеки (секции) ещё до запуска могут быть оснащены системами жизнеобеспечения. После доставки на орбиту, секции раскладываются в станцию – шестиугольную трубчатую конструкцию, соединённую переходами с центральной частью, и обладающую достаточной массой и объемом для создания искусственной силы тяжести. Между жёсткими секциями расположены гибкие вставки, что облегчает монтажные работы в космосе. С внешней стороны шестиугольника установлены солнечные батареи, обеспечивающие энергией экипаж космической станции. Центральная часть космической станции предназначена для проведения экспериментов в условиях невесомости и оснащена доками.

На рис. 1 показана космическая станция 10 в установленном положении.

Космическая станция содержит центральный узел, являющийся ядром станции, и соединёнными с ним жилыми секциями, образующими шестиугольную конструкцию вокруг центрального узла. Центральный узел содержит лабораторию, работающую в невесомости, которая установлена на воздушном подшипнике. Центральный узел также содержит устройство для стыковки космических аппаратов с космической станцией. Отходящие от центрального узла проходы соединяются с жёсткими секциями (отсеками) жилых помещений. Телескопические проходы (или, по-другому, трубы доступа) после окончания установки образуют жёсткую конструкцию. Концы жёстких цилиндрических отсеков соединены шарнирами. Такое расположение облегчает сворачивание космической станции и позволяет станции раскладываться в конструкцию, в которой шесть жёстких цилиндрических секций образуют трубчатое кольцо шестиугольной формы вокруг центрального узла.

Ракеты вращения 60 расположенные на жилых секциях 39–44. Эти ракеты имеют обычный тип реакции и используются для вращения космической станции, чтобы создать искусственную силу тяжести. У ракет есть симметричное сопло, поэтому они также могут использоваться для прекращения вращения или для вращения станции в обратном направлении. Жилые отсеки снабжены рядом солнечных батарей 62. Солнечные батареи 62 используются, чтобы собрать энергию Солнца, которая затем преобразуется в электроэнергию. На рис. 1 солнечные батареи 62 показаны в развёрнутом положении, однако они могут быть сложены на жилых секциях во время запуска или, в качестве возможного конструкторского решения, свёрнуты.

На рис. 2. в небольшом увеличении показана космическая станция в сложенном положении и показывается, каким образом жесткие отсеки соединены друг с другом.

На рис. 3 показано поперечное сечение по линии разреза III–III на рис. 2.

На рис. 4 показан вид сбоку центра космической станции, частично в разрезе, сделанном для показа интерьера центра. Корпус 13 центрального узла выполнен в форме канистры с куполообразной верхней частью 14 и основанием 16 в виде перевернутой пирамиды. Купол 14 снабжён стыковочными люками 15, которые размещены на равных расстояниях по периметру центрального узла. Стыковочный люк 15 также размещён в вершине купола 14, как показано на рис. 4. В центральном узле 12 также есть подобная коническому обтекателю часть, включающая палубу 18, которая подвешена к куполу 14 центрального узла. Снаружи палубы 18 имеются отверстия 17, расположенные по периферии на равных расстояниях друг от друга. Отверстия 17 обеспечивают связи между центральным узлом 12 и трубами доступа 27, что будет более подробно описано ниже.

Воздушный подшипник 22 (схематично), расположенный в основании 16, поддерживает лабораторию 20, работающую в невесомости, в корпусе 13 центрального узла. Воздушный подшипник 22 имеет обычную конструкцию, как показано в патенте США № 2695198. Лаборатория невесомости 20 снабжено входом 21, что позволяет членам экипажа перемещаться из центрального узла в лабораторию.

У палубы 18 есть дверь 19 (рис. 4), которая выровнена с входом в лабораторию невесомости 20. Дверь изолирует лабораторию невесомости от других частей корпуса 13 центрального узла.

Вокруг нижней части корпуса 13 центрального узла расположен обтекатель 23 (рис. 4). Для улучшения аэродинамических свойств космической станции во время запуска обтекатель 23 выполнен в виде усеченного конуса.

Стыковочный пандус 24 прикреплён к куполу 14 центрального узла и используется для приёма космических аппаратов. Стыковочный пандус 24 выполнен с возможностью стыковки космического аппарата со стыковочными люками 15.

Трубы доступа 27 показаны взаимно соединёнными между центральным узлом 12 и жилыми отсеками 39–44 как показано на рис. 1. Трубы доступа 27 являются телескопическими элементами, имеющими трубы внутреннего доступа 28, которые соединены с отверстиями 17 центрального узла. У каждой трубы внутреннего доступа 28 есть сцепление 29, которое позволяет поворачивать и укладывать трубы для облегчения складывания космической станции.

Трубы внешнего доступа 30, с возможностью скольжения на одном конце в пределах труб внутреннего доступа 28, шарнирно закреплены на другом конце с соответствующими жесткими жилыми секциями 40, 42, и 44. На рис. 1 показано шарнирное устройство 31, которое используется, чтобы соединить трубу внешнего доступа 30 с жилой секцией 44. Каждая из других труб внешнего доступа таким же образом шарнирно соединена с другими жилыми секциями. Шарнирное устройство облегчает складывание космической станции во время запуска, а также выполняет телескопическое складывание труб внешнего доступа в трубы внутреннего доступа.

Жилые секции 39, 40, 41, 42, 43, и 44 расположены в виде шестиугольной конструкции вокруг центрального узла 12, как показано на рис. 1. В жилых секциях 40, 42, и 44 есть отверстия (показаны в одном месте на рис. 1 частичным разрезом трубы внешнего доступа), которые ведут в трубы внешнего доступа 30. Таким образом, астронавт в состоянии перемещаться из жилых секций через трубы доступа в центральный узел.

Жилые отсеки 39–44 соединены друг с другом стержнями 50. Стержни 50 расположены поочередно в верхней и нижней стороне каждого соединения между концами жилых отсеков, что хорошо видно на рис. 1 и 2. Это позволяет жёстким жилым секциям собираться в гармошку, как показано на рис. 6A.

Рис. 5 показывает другой вариант космической станции, которая обозначена номером 70.

Космическая станция 70 по конструкции в основном подобна космической станции 10 и имеет центральный узел 72, который может быть чрезвычайно похож на центральный узел 12. Ввиду сходства между центральными узлами 12 и 72, дальнейшее описание центрального узла 72 представляется излишним.

Космическая станция 70 отличается тем, что телескопические распорки 75 связаны с центральным узлом 72 и направлены от него, подобно спицам в колесе. Телескопические распорки 75 оснащены механизмом для их удлинения. Внешние распорки 75 связаны с жёсткими жилыми отсеками или секциями 85–89.

Жилые секции 85–90 связаны между собой гибкими соединителями 79–83. Гибкий соединитель 79 соединяет жилых секции 85 и 86, соединитель 80 соединяет жилые секции 86 и 87, соединитель 81 соединяет жилые секции 87 и 88, соединитель 82 соединяет жилые секции 88 и 89, соединитель 83 присоединяется к жилым секциям 89 и 90, и соединитель 78 соединяет жилые секции 90 и 85. У соединителей 78, 80, и 82 есть кольцеобразная центральная часть, в которую заводятся внешние концы гибких проходов доступа 77. Внутренние концы гибких проходов доступа 77 установлены в центральном узле 72. Гибкие соединители 78 и гибкие проходы доступа 77 обеспечивают подвижность, благодаря чему космическая станция может быть сложена, чтобы облегчить запуск, как показано в фиг. 6a и 6b.

На рис. 6 (а) – 6 (e) показана последовательность развёртывания космической станции: сложенная станция на ракете-носителе; на начальном этапе раскрытия; промежуточный этап частичного раскрытия; этап полного раскрытия перед заполнением воздухом; полностью надутая космическая станция.

ФРГ, 1965 год

(Маркированная почтовая карточка)

Помимо марок Йеменской Арабской Республики, космическая станция Берглунда ещё несколько раз появлялась на знаках почтовой оплаты. Так, в 1965 году почтовое ведомство ФРГ выпустило несколько маркированных почтовых карточек, посвящённых первой Всемирной выставке транспорта, проходившей в Мюнхене с 25 июня по 3 октября 1965 года. На одной из карточек изображён макет космической станции, выполненный по проекту Берглунда и имеющему небольшие конструктивные отличия. На рисунке показан макет, закреплённый на неподвижном основании. Это один из проектов крепления, на самом же деле макет станции удерживался в воздухе с помощью тросов.

На фотографии Вилли Праера, сделанной во время выставки, хорошо видны элементы станции и способ крепления макета.

Монголия, 1965 год

(Michel block № 10 A)

Через несколько месяцев после появления карточки ФРГ, 20 декабря 1965 года, в Монголии была введена в почтовое обращение серия, посвящённая 100-летию Международного союза электросвязи. На блоке (Michel block 10) изображена ретрансляционная космическая станция, принимающая сигналы из Азии и передающая их в Северную Америку. Рисунок условен и выполнен по мотивам иллюстрации к проекту Берглунда. В нижней части станции изображён состыкованный с ней космический корабль или модуль.

Монголия, 1965 год

(Michel block № 10 B)

Блоки выпущены в зубцовом и беззубцовом вариантах.

Манама, 1970 год

(Michel № 293 A – 294 A)

В июле 1970 года (каталог «Lollini» указывает 2 августа 1970) появилась серия марок Манамы, посвящённая экспедиции «Аполлон–13» на Луну. Рисунок авиапочтовой марки номиналом 75 дирхамов (Michel № 294) выполнен по мотивам иллюстрации Уиллмента 1962 года к проекту Берглунда. Над рисунком марки надпись: «Конструкции для будущего лунного исследования».

Манама, 1970 год

(Michel № 293 B – 294 B)

Марка выпущена с перфорацией и в беззубцом варианте, в марочных листах 2x4, в паре с маркой Michel № 293.

Манама, 1970 год

(Michel einzelblock № 294)

Также выпущены люкс-блоки с новым номиналом 3 риала, указанным на поле (Michel einzelblock № 294). Блоки без перфорации, зубцовка напечатана золотой краской.

Нужно отметить, что не только Лэсих изображал станцию-шестиугольник и другие американские космические проекты. Например, станцию Берглунда можно увидеть на иллюстрации германского художника Клауса Бюргле, которую тот выполнил для 80-го ежегодника «Das Neue Universum», выпущенного в 1963 году.

Иллюстрации к проекту Берглунда вдохновляли и советских художников. Так, москвич Юрий Макаров позаимствовал американский «шестиугольник» для иллюстрации к научно-фантастической повести Е. Войскунского и И. Лукодьянова «Плеск звёздных морей» (Искатель (М.). – 1969. – № 5).



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001