История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

ИТАК, ФАНТАСТЫ ПРЕДСКАЗЫВАЮТ: БУДЕТ...

На пороге 2000 года [На вопросы отвечают Г. Альтов, Д. Биленкин, Г. Гуревич, Е. Парнов, В. Щербаков]

ИНТЕРВЬЮ ФЭНДОМА

© 1984

Литературная газета.- 1984.- 4 янв.- ( 1 (4963)).- С. 12.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001

В ЛЮБОМ фантастическом произведении есть, как известно, элементы прогностики. Именно поэтому накануне нового, 1384 года мы решили осуществить необычный опыт прогнозирования - привлечь к этому делу не соответствующих экспертов, которых обычно привлекают при прогнозировании, а писателей-фантастов. Мы попросили их ответить на следующие вопросы:

1. Какие области науки, техника, культуры, искусства, морали, быта и т. д. вы хотели бы избрать для прогнозирования?

2. Чем объяснить ваш выбор?

3. Какие существенные изменения могут произойти, на ваш взгляд, в этих областях через 20, 30, 40, 50 и т. д. лет?

4. Не могла бы вы назвать наиболее яркие примеры удачных предсказаний, которые делали фантасты в прошлом? Случалось ли вам делать подобные предсказания?

5. Говорят, что всякий прогноз опирается на то, что уже есть в настоящем, хотя бы в зародыше. Не знаете ли вы примеров предсказаний, которые такой опоры не имели - были бы целиком продиктованы фантазией, и интуицией?

Дмитрий БИЛЕНКИН:

...ПРОГНОЗИРОВАТЬСЯ ОБЛИК НОВОРОЖДЕННЫХ

Писатель, будь он трижды фантаст, - не пророк. Известна цена долгосрочных прогнозов погоды. А тут - общество! И прогноз не на месяцы - на десятилетия. Мыслимо ли?

Тем не менее фантасты прошлого, как оказалось, неплохо предугадали многие реалии сегодняшнего дня: авиация, телевидение, космические полеты, атомная энергия, роботы и тому подобное обозначилось в литературе задолго до того, как вошло в жизнь. Убежден, что и в современной фантастике так же точно прорисованы некоторые существенные черты грядущего.

Секрет этого сложен и одновременно прост. "Научная фантастика, в сущности, разрабатывает одну тему: человек и человечество перед лицом будущего, человек и человечество в столкновении с невероятным, несуществующим, но, быть может, таящимся в природе или за горизонтом прогресса. Надо ли пояснять, почему эта тема приобретает вес большую актуальность? Самоочевидно, что наша эпоха с ее космическими полетами, оживлением людей после клинической смерти и, увы, угрозой ядерного всеуничтожения фантастична даже для человека начала нынешнего столетия. Мы все быстрей переходим из одного, казалось бы, фантастического состояния действительности в другое, столь же небывалое. Кого не волнует эта исторически недавно возникшая, воздействующая на судьбу каждого особенность современной жизни?!

Прогностический момент в нашей работе побочен, однако закономерен, именно потому, что мы пишем об этом. Надо следить за тенденциями познания, приходится осмысливать варианты и перспективы прогресса (отсюда больший, чем в других жанрах, "элемент научности" в наших произведениях); другой и, полагаю, главный секрет предугадывания - художественная интуиция (иначе, например, нельзя объяснить, как Уэллсу в романе "Война миров" удалось предвосхитить лазерное оружие; в научных теориях того времени не было даже подхода к; этой проблеме!).

Все сказанное да будет обоснованием моего первого, самого общего прогноза: мир 2024 года при любом повороте событий нам, сегодняшним, покажется весьма фантастическим...

Это единственный прогноз, в достоверности которого я абсолютно уверен. Все прочее, как никогда, вероятностно. Но коль скоро удастся предотвратить войну и избежать экологической катастрофы, на путях прогресса обозначается вот что. Та техника и технология, с которыми к концу своей деятельной жизни столкнутся сегодняшние школьники, будет настолько отличаться от современной, что впору назвать их фантастическими. Кое в чем, очевидно, реализуются ныне вообще неизвестные принципы и еще не сделанные наукой открытия! Вот к этой фантастичности послезавтрашнего производства молодежь надо готовить заранее.

Уже началась революция в биологии, ее плоды будет щедро пожинать XXI век. Полагаю, что та же волна вскоре взметнется в психологии, педагогике, медицине; без этого мы, скорее всего, окажемся безоружными перед некоторыми отрицательными последствиями НТР. Само собой, серьезные сдвиги произойдут в культуре.

Сквозь временную мглу видятся и вполне конкретные черты 2024 года. Например, такие. В жизнь входит термоядерная и солнечная энергетика. Индустрия автоматизируется, кибернетизируется, в космосе уже действуют ее аванпосты. Персональные компьютеры стали такой же принадлежностью быта, как ныне телевизор и телефон. Создаются новью виды растений и животных, но это не победное шествие, а неотложная задача стабилизации биосферы и преобразования сельского хозяйства. Укрощены некоторые опасные болезни, однако, приходится подавлять новые, подчас неожиданные (плата за нанесенный природе ущерб!). Можно запрограммировать пол новорожденного, отчасти его темперамент, физический облик (красота более не дар природы); общество, в свою очередь, вынуждено "программировать" родителей - вплоть до сдачи экзаменов на право иметь и воспитывать ребенка. Девиз школы - "учение с увлечением"; математика, физика и прочее стали подсобными предметами, главные - культура мышления, труда, постижения мира и человека в нем, развития способностей и самовоспитания. Власть человека над самим собой возросла настолько, что захотел, допустим, отдохнуть между занятиями - в твоей власти погрузить себя в целительный, до минут дозированный, гипносон. Началась эра голографического кино, телевидения и дизайна; созданный этим искусством мир внешне неотличим от подлинного, зритель может в него войти и принять участие в действии. Уже существуют, но пока еще дороги костюмы из "адаптированной ткани" - водонепроницаемые, они холодят в жару, греют на морозе: чем сильнее ветер, тем меньше они пропускают воздух, так что шубы, пальто, плащи понемногу становятся музейными реликвиями...

Продолжить нетрудно. Но - первая корректива: стоит гонке вооружения продлиться до конца века, как нам, боюсь, не хватит сил и средств предотвратить разбалансировку климата и биосферы. Вторая корректировка: наверняка будут сделаны непредвиденные открытия, отчего ход прогресса изменится. Правда, художественная интуиция, как это бывало прежде, кое-что из "непредсказуемого", возможно, уже засекла. Но кто сейчас в состоянии отделить эти зерна от плевел той же фантазии?



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Интервью >
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Ц Ч Ш Щ Э Я
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001