ПОСЛЕДНЕЕ ИНТЕРВЬЮ ДМИТРИЯ БИЛЕНКИНА
|
ИНТЕРВЬЮ ФЭНДОМА |
© 1987
Останне iнтервю Дмитра Бiленкiна // Ленiнське племя.- 1987.- 17 жовтня.- ( 125 (4426)).- С. 3.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2000 |
- Каким Вы видите развитие человечества в будущем?
- Единственное, что можно сказать об этом наверняка: какой бы вариант будущего не реализовался, оно будет выглядеть для нас, сегодняшних, несомненной фантастикой. Между прочим, опыт прошлого показал, что фантастика предвидела многие важные черты современности - особенно в науке и технике: авиация, радио, телевидение, космические полеты, роботы и тому подобное появилось в литературе задолго до того, как появились в экспериментах и даже теориях. Потому можно думать, что хотя бы следующее столетие в своих основных вариантах и главных особенностях тоже очерчено - на этот раз фантастикой современной. Дальше, за пределы двадцать первого века, заглянуть невероятно сложно. Но очень хочется - и мы пытаемся. Изучение вариантов прогресса в течение тысячелетий позволил мне сделать чрезвычайные выводы, которыми я и попытался поделиться с читателем в рассказе "Море всех рек" - он вошел в мой недавний сборник "Лицо в толпе".
- Почему вы работаете в жанре фантастики и какие возможности это дает творчеству? Что Вам больше всего нравится из своих произведений?
- Фантастика для меня - "продолжение реализма другими средствами". Она обращена к будущему, но не меньшей степенью - к современности, а часто захватывает еще и прошлое. Исключительно богатый возможностями вид литературы. Относительно же любви и предпочтений... Понимаете, для меня рассказы и повести, как для матери дети - есть хорошие, удачные, а есть - я это прекрасно знаю - кривоватые, неудачные, но и они дороги мне! Вот мертворожденные произведения - те остаются в столе. Остальные же - я не хочу подразделять.
- Что у Вас будет издано нового в ближайшее время?
- Кроме нескольких неопубликованных рассказов - фантастическая повесть и... сугубо реалистический роман.
- Каким Вы видите будущее фантастики?
- Издание научной фантастики возросло и возрастает во всем мире. Этот вид итературы сейчас бурно развивается даже там, где его никогда не было, скажем, в Китае. Русло фантастики расширяется не только в кино, уже давно показавшем себя могущественной силой, влияющей даже на мировую политику, а еще и в живописи, архитектуре, театре. Потому, считаю, фантастика сегодня не только вид литературы, искусства, а и феномен культуры, которому, кстати, "Курьер ЮНЕСКО" не так давно посвятил один из своих номеров. Представления о кризисе фантастики - продукт отечественного производства. Годы застоя, вероятно, сильно повлияли на фантастику, Ведь творческое, а значит - раскрепощенное, гибкое мышление стремления, мечты, прогнозное видение возможной опасности - словом, все то, что воспитывает хорошая фантастика, - решительное противостоят консерватизму, мертвенной трусости - "как бы чего не вышло". Уменьшилось количество изданий, преимущество получила серая, эпигонская фантастика, имеющая одну ценную для редактора черту: она ведь никого ничем не растревожит, за нее "сверху" нагонки не будет.
Из этого затяжного кризиса фантастика еще не вышла. Вот когда начнет издаваться, тогда и поговорим о "темах и проблемах" фантастики завтрашнего дня. Хорошо? А сейчас бы ей воздуха в легкие набрать...
- Как Вы относитесь к клубам любителей фантастики?
- Практически во всех странах, где популярна фантастика - а их много, - развито и клубное движение ее любителей. И это беспрецедентно в истории литературы. Детективы больше читают, но нету ведь у нас "клубов любителей детективов", как нет и, скажем, "клубов любителей исторической романистики"? А КЛФ сейчас в стране где-то около сотни... Это показывает, что за читательским интересом к научной фантастики стоят очень глубокие, слабо осознанные и плохо удовлетворенные гражданские потребности. Назову только главную - с моей точки зрения. Мы, как я уже говорил, все стремительнее переходим из одного, как казалось еще недавно, фантастического состояния жизни, в другое, тоже фантастическое. Возникла крайне важная проблема ориентации, духовного настроя, переподготовки к будущему. Сегодняшние школьники, как выясняется, в конце своей трудовой деятельности будут иметь дело с техникой и технологией, которые будут базироваться на еще не сделанных открытиях.
К "фантастической реальности" завтрашнего дня надо готовиться заранее. И человеку, и обществу. Иначе, между прочим, и ускорения серьезного не получится.
|