ЗА КРУГЛЫМ СТОЛОМ ФАНТАСТЫ
[Сергей Абрамов]
|
ИНТЕРВЬЮ ФЭНДОМА |
© С. Абрамов, 1979
Уральский следопыт.- 1979.- 4.- С. 64-65.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001 |
620219, г. СВЕРДЛОВСК, ГСП-353
ул. 8 МАРТА, 8, тел. 51-55-26
25 октября 1978 г.
АНКЕТА
1. Когда и почему Вы обратились к фантастике? Было ли опубликовано Ваше самое-самое первое НФ-произведение?
2. Ставите ли Вы целью своей работы в фантастике изображение будущего и его проблемы? Или всецело озабочено при этом насущными проблемами настоящего?
3. Высказывалось мнение о "кризисе" фантастики. Разделяете ли Вы эту точку зрения?
4. Каковы ныне, на Ваш взгляд, взаимоотношения фантастики и науки? Не исчерпала ли своих возможностей фантастика сугубо техническая?
5. Существуют ли, на Ваш взгляд, какие-либо ограничения, пределы фантазии, переступать которые не принято?
6. Фантастика - любимое чтение школьников - формирует из них неофитов в лагерь "физиков". А будущие "лирики"? Что даёт фантастика им?
7. Фантастика наших дней все больше сближается с "большой" литературой. Как Вы расцениваете это? Не растворится ли фантастика - в нефантастике?
8. Назовите наиболее интересные, на Ваш взгляд, произведения советской фантастики последних двух - трех лет.
9. Как Вы полагаете, на какую тему будет написан НФ бестселлер 2079 года?
10. Какая проблема (научная, социальная, нравственная) волнует Вас более всего? Над чем Вы сейчас работаете?
11. Что пожелали бы Вы журналу и его читателям?
Не скупитесь на мысли и улыбку, отвечая нам! Тем более, что не обязательно останавливаться на каждом вопросе.
* * *
Готовя этот номер, мы обратились к ряду писателей-фантастов с просьбой ответить на нашу анкету.
Полученные ответы словно бы собрали за редакционным столом непохожих, разно думающих и пишущих, во многом друг с другом не согласных, но, на наш взгляд, одинаково интересных собеседников.
Текст анкеты - перед вами. И вот как ответили на нее писатели-фантасты...
Сергей АБРАМОВ
Первый фантастический роман начал писать в школе. Было мне тогда от роду девять лет, учился в третьем классе, "бредил" Жюлем Верном и обоими Беляевыми. На утаенные монетки справил себе общую тетрадь, сидел по вечерам на кухне, макал перо-вставочку в чернильницу-невыливашку, "строгал нетленку". Увы, опубликовать ее не пришлось, для потомства она утеряна, помню лишь заголовок: "Приключения Василия Зубрикова". Судя по этому, роман делался на отечественном материале и уж наверняка - о делах насущных. С тех пор (уже сменив вставочку на пишущую машинку) старался в своей фантастике (и работая с отцом, и самостоятельно) в будущее далеко не забираться Максимум - в завтра. Всегда было интересно подумать о том, как поведет себя современный нам - обязательно молодой! - человек в обстоятельствах необычных, стрессовых, фантастических какие проявит черты характера, отступит ли перед трудностями или пойдет напролом, сумеет ли доказать (пусть хотя бы себе самому), что он - Человек нашего Сегодня. Честное слово, доказать сие - задача из важнейших. И для героя, и для писателя, кто дал жизнь герою. А фантастическая ситуация, на мой взгляд, позволяет герою раскрыть себя, свои лучшие качества наиболее полно. И, не очень-то понимаю, почему нужно отделять фантастику от "большой" литературы. Любой литератор - фантаст он или бытописатель - всегда исследователь. И предмет исследования - Человек. И жизнь. Так и только так: фантастическая ситуация - средство, человек - цель.
Впрочем, в нашей фантастической литературе бывало и наоборот, случались такие книги. Где они? Кто их вспомнит? А мечтатель Мвен Маас живет, и ведет вечный бой с мещанством и косностью благородный дон Румата, и тонкие, лиричные герои Гора - рядом с нами...
Кстати, все они -. "лирики" по Духу, хотя кое-кто - "физик" по профессии. Иначе и быть не может: разум и душа едины, и пропасть между ними придумана скучными и недалекими "технарями".
Существует литературный анекдот: некий поэт написал стихотворение о любви и поспешил объявить миру, что он, дескать, "закрыл тему". Но тема упорно не желает "закрываться" вопреки утверждению поэта, и тысячи поэтов после него будут в строках своих страдать и ликовать, мучиться ревностью и торжествовать победу. Нет "закрытых тем", как нет и "кризиса жанра". Фантазия, как и любовь, бесконечна, и если ты устал фантазировать, не спеши твердить о "смерти фантастики". Только за последние годы у нас в литературе появились молодые авторы, чей голос звучит уверенно и сильно. К примеру, Геннадий Прашкевич из Новосибирска. Он не только хороший фантаст (читай: фантазер, выдумщик, изобретатель), но и хороший писатель. А ведь это - два равноправных слагаемых модного нынче понятия "писатель-фантаст". Подчеркиваю: равноправных, и нельзя, на мой взгляд, отдавать предпочтение какому-либо из них...
"Уральский следопыт" имеет вкус к фантастике - к талантливой, разумеется. Хочется верить, что вкус этот не изменит ему и дальше. "Следопытские" двадцать лет - возраст невеликий, но именно тот, какому фантастика особенно необходима. Но ведь она не спрашивает о возрасте, и семидесятилетний дед охотно спорит о ней с двадцатилетним внуком. И пусть, взрослея, "Следопыт" не забывает об этом.
|