Т. Пономаренко, Е. Ковшова
ФАНТАСТИЧЕСКОЕ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВ XX ВЕКА
|
КОНВЕНТЫ ФАНТАСТИКИ |
© Т. Пономаренко, Е. Ковшова, 1988
Тезисы докладов и сообщений на Всесоюз. науч. конференции-семинара, посвящ. творчеству И. А. Ефремова и проблемам науч. фантастики.- Николаев, 1988.- С. 93 - 96.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001 |
XX век принес с собой глубокие изменения во всех сферах деятельности человека, в том числе идеологии, культуре, искусстве. В сознание человека вошла мысль о катастрофичности бытия. Искусство воспринимается на фоне социальных потрясений, в свете научных открытий в области микро- и макромира, генной инженерии. "...Человечество, - писал Ф. Дюрренматт, - если применять выражение физики, вступило из области малых чисел в область крупных чисел. Так же, как в структурах, которые охватывают неизмеримое число атомов, господствуют иные законы природы, чем в глубинах атома, так же изменяется и образ действий людей, когда они из относительно обозримых и, что касается числа их населения, малых союзов старого мира оказываются в бесконечно огромных пространствах нашей эпохи". (1)
Воображение, фантазия выдвигаются как мощное средство познания. Даже для теоретиков становятся привлекательными удивление, неожиданность: "...идея оказывается плодотворной в той степени, в какой она способна удивлять". (2)
Закономерно, что в этих условиях человек не может обойтись без фантастического как способа осознания и отражения мира. Вслед за КЛЭ мы понимаем фантастику как "специфический метод художественного отображения жиани, использующий художественную форму-образ (объект, ситуация, мир), в котором элементы реальности сочетаются несвойственным ей, в принципе, способом, - невероятно, "чудесно", сверхъестественно". (3)
Каждая эпоха создает свою систему фантастических образов, в основе которых лежат представления о смысле бытия. Создает свою систему фантастических образов и искусство XX века с его тяготением к более широкому использованию условных форм отображения действительности (символика, аллегория, гротеск и т. д.). Искусство XX в. испытывает на себе воздействие фантастики в двух формах - прямой и косвенной. Например, к фантастике близки многие произведения современной философской прозы (Ф. Кафка, У. Голдинг, К. Уилсон и др.), использующие фантастические средства в целях тотального мифологизированного истолкования действительности. Фантастика становится одной из форм отчуждения, остраннения в искусстве XX в.
Эти процессы оказали свое воздействие и на изобразительное искусство XX века, по-своему откликнувшееся на "фантастический" зов времени. Фантасмагория "Герники" Пикассо прочно вошла в сознание XX века. Технологизированный мир XX века, враждебный человеку, изображает на своих полотнах Джорджа де Кирико. Изобразительное искусство XX в. берет на себя даже прогностическую функцию: фантасмагории С. Дали предсказали ужасы гражданской войны в Испании; польский режиссер, живописец, график Юзеф Шайна в цикле "Наш XXI век" изображает возможное будущее как море, стадо, скопище безликих голов. Художники, используя фантастическую образно-изобразительную систему, вносят свой вклад в гуманизацию действительности.
Одним из распространенных художественных средств постижения действительности становится обращение к мифу. Мифологически-гармонизированный мир создает в своей графике Пикассо. Свой мир, сочетающий в причудливом сплаве библейскую легенду, фольклорные образы сказочных персонажей сотворил Шагал.
Искусство XX века активно включает в свой арсенал и научные представления XX в., и обратную систему народного искусства (художник г. Николаева А. Антонюк).
Фантастика может преследовать различные идейно-эстетические цели, она может быть средством гуманизации и дегуманизации мира. Дли части художников углубление в фантастику обменяется той растерянностью перед настоящий, которую испытывают некоторые художники. Переломи в политике, экономике и человеческих отношениях столь стремительны, что трудно осознать, ухватить происходящее, поэтому легче уйти в мир фантастики, чем говорить о той, к чему больно прикасаться.
Искусство XX в., в том числе изобразительное, все настойчивее отходит от принципа жизнеподобия формы. Этот процесс в изобразительной искусстве мало исследован. По традиции фантастические формы нередко вызывают острое неприятие со стороны поклонников описательного реализма как среди критиков, так и среди зрителей. Концепция описательного реализма господствует в школьном преподавании изобразительного искусства.
Вторжение фантастического начала в изобразительное искусство - процесс закономерный и объективный, и он требует глубокого осмысления.
1. Ф. Дюрренматт. О смысле художественного творчества в наше время. В кн.: Назвать вещи своими именами. Изд. Прогресс. Москва, 1986. С. 405.
2. Михаил Энштейн. Теория искусства и искусство теории. Вопросы лит-ры, 1987, № 12, С. 28.
3. КЛЭ, т.7, С.887.
|