Ю. Зубакин
ДВЕ КОСМИЧЕСКИЕ «ЗАПРАВОЧНЫЕ СТАНЦИИ»
Фантастика в филателии
|
Выпущено много почтовых марок с фантастическими сюжетами, и даже с рисунками фантастических заправочных станций в космосе. Таких, как на почтовых миниатюрах Аджмана-Манамы и Йеменской Арабской Республики.
КОСМИЧЕСКАЯ «ЗАПРАВОЧНАЯ СТАНЦИЯ» НА ПУТИ К МАРСУ
|
Аджман, 1968 год
(Michel № 260 B)
|
3 мая 1968 года для крошечного ближневосточного эмирата Аджман была выпущена серия «Космические исследования», состоящая из 10 марок и блока (Michel № 257–266, block № 35). На одной марке (Michel № 260) изображён, если судить по надписи, космический аппарат «Полёт–1». Но на самом деле на марке пилотируемый космический корабль для полёта к Марсу или Венере.
|
Аджман, 1968 год
(Michel № 260 A)
|
Марки отпечатаны лондонской фирмой «Format International Security Printers Ltd», а рисунки выполнил французский художник Бернар Лоллини. Марки выпущены с перфорацией и в беззубцовом варианте, в марочных листах по 20 шт. (5х4).
Официальный информационный листок об этом выпуске:
|
Аджман, 1968 год
Информационный листок
|
Перевод:
Правительство Аджмана и его эксклавов
Главпочтамт Аджмана (Аравийский залив)
3 мая 1968 года почтовое отделение Аджмана начинает продавать многоцветную серию из десяти марок и блок с изображением астронавтов, специальных спутников и сцен из исследования космического пространства.
Общая номинальная стоимость комплекта из десяти марок составляет 14 риалов, что эквивалентно 1 / 4 / 6 фунтов стерлингов или 2,94 доллара США. Номинальная стоимость блока – 10 риалов, что эквивалентно 17 / 6 шиллингов стерлингов или 2,10 доллара США.
Количество:
25.000 перфорированных серий.
5.000 беззубцовых серий.
10.000 блоков.
Условия продажи:
Все марки продаются по номинальной стоимости.
Каждый заказ оплачивается в полном объеме, банковским переводом через «Arab Bank Limited» – Шарджа. Банковские переводы или чеки в полностью конвертируемых фунтах, подлежат оплате: Генеральному почтмейстеру Аджмана.
В платёж должна быть включена оплата регистрированного почтового отправления, иначе марки из заказа будут использованы для почтовых расходов.
Все заказы и запросы направляйте по адресу:
Генеральный почтмейстер Аджмана
Аджман – Арабский залив
Через Дубай
Примечание: Такие же марки были напечатаны для Манамы (эксклав Аджмана)
Почтовое уведомление № 16 от 15 апреля 1968 года.
Вверху показан конверт, использовавшийся для рассылки информационных листов.
|
Манама, 1968 год
(Michel № 90 B)
|
|
Манама, 1968 год
(Michel № 90 A)
|
Для Манамы, эксклава Аджмана, выпущены марки с такими же рисунками.
Судя по надписи на марках, на рисунке «Полёт–1» – советский военный спутник-перехватчик, выведенный на орбиту 1 ноября 1963 года.
На самом же деле для рисунка почтовой миниатюры использована иллюстрация американского проекта пилотируемого космического корабля для полёта на Марс или Венеру. Информация об этом космическом аппарате (рисунок и пояснительный текст к нему) была передана агентством новостей «Associated Press» по фототелеграфу 30 мая 1962 года. Некоторые периодические издания опубликовали это сообщения – среди них газеты «The News and Courier» (Charleston, 30 мая), «The Spokesman-Review» (Spokane, 30 мая), «Cumberland Evening Times» (31 мая), «Spartanburg Herald» (10 июня). В некоторых газетах текст сокращён, как, к примеру, на показанной вверху заметке из газеты «The News and Courier», вышедшей в Чарлстоне 30 мая 1962 года.
Полный пояснительный текст к рисунку, переданный по фототелеграфу:
КОСМИЧЕСКАЯ «ЗАПРАВОЧНАЯ СТАНЦИЯ»
Эта концепция художника из «Lockheed-California Company» изображает межпланетную «заправочную станцию», выполненную в соответствии с рекомендациями сотрудника компании, доктора Дональда Т. Перкинса, специалиста по космическим аппаратам. Короткокрылый межпланетный пилотируемый корабль заправляется из контейнера с ракетным топливом, ранее запущенным на орбиту вокруг Земли, прежде чем продолжит полёт к Марсу или Венере. Наименьшее расстояние между Землёй и Венерой свыше 25 миллионов миль, а между Землёй и Марсом – 35 миллионов миль. (AP по фототелеграфу)».
На рисунке контейнер с ракетным топливом и космический корабль соединены шлангом. В нижней правой части рисунка изображена ещё одна космическая «заправочная станция».
|
Аджман и Манама, 1972 год
(Michel № 2493 A - 2517 A (Аджман), Michel № 1195 A - 1219 A (Манама))
|
Через четыре года, 1 июля 1972 года, появилась большая серия из 50 марок, состоящая из 25 почтовых миниатюр Аджмана (Michel № 2493–2517) и 25 марок Манамы (Michel № 1195–1219). Рисунки марок не повторяются и посвящены птицам, животным, футболу, космическим исследованиям и зимним видам спорта. Марки печатались вместе в марочных листах 10x5, причём в левой части листов расположены марки Манамы, а в правой – Аджмана. Рисунок одной марки Манамы (Michel № 1212) выполнен по мотивам рисунка проекта пилотируемого космического корабля на марках Аджмана-Манамы 1968 года.
Марки выпущены в листах 10х5. Вверху показан лист с перфорацией.
|
Аджман и Манама, 1972 год
(Michel № 2493 A - 2517 A (Аджман), Michel № 1195 A - 1219 A (Манама) - оборот)
|
Известны листы с двумя видами нанесённого клеевого слоя – сплошное покрытие листов и выборочное, как показано вверху.
|
Аджман и Манама, 1972 год
(Michel № 2493 B - 2517 B (Аджман), Michel № 1195 B - 1219 B (Манама))
|
Марки выпущены с перфорацией и в беззубцовом варианте.
|
Манама, 1972 год
(Michel block № 238 A)
|
|
Манама, 1972 год
(Michel block № 238 B)
|
Помимо этого, выпущены 5 блоков Аджмана (Michel block № 525–529) и 5 блоков Манамы (Michel block № 235–239), в каждом из которых по пять марок серии. Вверху показан блок Манамы (Michel block № 238).
Марки в марочном листе и блоке отличаются зубцовкой. Кроме этого известны марочные листы из 135 (9x15) зубцовых марок СТО, по марке каждого вида на листе.
АРТУР КЛАРК, СОВЕТСКИЙ РИСУНОК И ЙЕМЕНСКАЯ МАРКА
|
Йеменская Арабская Республика, 1963
год
(Michel № 320 A)
|
Иногда рисунки почтовых марок не так просты, как кажется с первого взгляда. Случается, что британский космический проект 1930-х, о котором в 1950-х рассказал известный фантаст, принципиально переосмысливается советским художником, а затем появляется на йеменской марке.
5 декабря 1963 года для Йеменской Арабской Республики была выпущена серия марок «Чествование астронавтов» (Michel № 316–320, block № 19). На марке номиналом 20 богаш (Michel № 320) и блоке изображён крылатый космический аппарат и большой спутник.
|
Йеменская Арабская Республика, 1963 год
(Michel № 320 B)
|
|
Йеменская Арабская Республика, 1963
год
(Michel block № 19)
|
Марка выпущена с перфорацией и без зубцов. В 1964 году на блоке была сделана надпечатка чёрного цвета (Michel block № 21) в память о Джоне Кеннеди. В 1965 году на марке выполнена красно-коричневая надпечатка (Michel № 408), также посвящённая Кеннеди.
Рисунок йеменских марок выполнен по мотивам иллюстрации советского художника Николая Кольчицкого (1907–1979). Иллюстрация нарисована в 1955 году для книги Карла Гильзина «Путешествие к далёким мирам» (М.: Детгиз, 1956, 1960). Под рисунком пояснение: «Заправка межпланетного корабля на спутнике». Гильзин пишет о такой заправке:
«Иное дело – полет на Луну людей с возвратом на Землю. Эта задача непосильна для современной науки и техники. Решить ее помогут искусственные спутники Земли.
Уже на примере полета на Луну можно видеть все значение искусственных спутников Земли для межпланетных сообщений, если использовать эти спутники для заправки топливом межпланетных кораблей.
Пусть, например, на высоте 500 километров над Землей создана заправочная станция – топливохранилище, мчащееся вокруг Земли по круговой или слегка эллиптической орбите со скоростью 7,6–7,7 километра в секунду. В цистернах этого хранилища могут быть постепенно накоплены сотни и тысячи тонн топлива, перебрасываемого с помощью грузовых ракет – «танкеров» с Земли.
Межпланетный корабль Москва–Луна подлетает к заправочной станции и выравнивает свою скорость со скоростью этого искусственного спутника. Теперь они мчатся рядом вокруг Земли. Для разработки техники заправки топливом в мировом пространстве можно использовать значительный опыт, накопленный авиацией по заправке в полете реактивных самолетов топливом с летающих «танкеров» – тяжелых и более тихоходных самолетов».
Забавна схожесть рисунка Николая Кольчицкого с популярной иллюстрацией британского художника Ральфа Эндрю Смита (1905–1959), члена Британского межпланетного общества. Смит нарисовал много интересных иллюстраций к проектам общества, а в 1956–1957 был его председателем. Советские «космические» иллюстраторы того времени активно осваивали опыт зарубежных коллег, а те, в свою очередь, обогащали свои работы идеями советских художников.
|
Гвинея Бисау, 2009 год
(Michel № 4139)
|
Смит выполнил эту иллюстрацию в 1951 году, к книге тогдашнего председателя общества Артура Кларк, впоследствии известнейшего писателя-фантаста. Книга называется «Исследование космоса» и выпущена в лондонском издательстве «Temple Press Ltd».
Книга переиздавалась несколько раз. Помимо этого, работа Кларка, в существенно сжатом виде, опубликована в 1952 году в апрельском номере журнала «Popular Science». Статья называется «Что мы будем делать с Луной?: Председатель Британского межпланетного общества рассказывает, как исследователи в охлаждаемых скафандрах будут расширять иглу в герметичный город». Небольшое пояснение: «иглу» в название – не игла, а зимние жилища эскимосов.
Интересно пояснение к рисунку Смита:
«Космическая перевозка: иглоносый корабль-танкера заправляет ракету, направляющуюся к Луне. Оба были запущены с Земли в носовых частях более крупных ракет, которые отделились. В отдалении другой обтекаемой танкер приближается к гантелевидному орбитальному кораблю или космической станции, которая постоянно вращается вокруг Земли или Луны, нигде не приземляясь. В её большой сфере расположены топливные баки и герметичный отсек экипажа, в меньшей – двигатели».
Получается, что пузатый спутник-танкер на советском рисунке по своему функциональному назначению соответствует крылатому кораблю-танкеру на британской иллюстрации, а советский корабль с крыльями – британскому бочкообразному лунному кораблю.
Лунный корабль на рисунке Смита – разработка Британского межпланетного общества, его конструкция впервые опубликована в январе и июле 1939 года. Изображение этого корабля иногда встречается на филателистических сувенирах, к примеру, на каше британских конвертов, посвящённых посадке на Луну экспедиции «Аполлон–12» – 19 ноября 1969 года в Брайтоне применялся специальный штемпель с памятным текстом.
|