История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Е. Ф. Клокова

ФАНТАСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

КОНВЕНТЫ ФАНТАСТИКИ

© Е. Клокова, 1987

Сборник материалов встречи КЛФ «Новомихайловский-87»: Спец. прилож. к «ФЕН-О-МЕНу».- Второе изд.- Винница, 1988.- С. 35-40.

Публикуется с любезного разрешения И. Федорова - Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002

Назад Начало Вперед

                    Клокова Е. Ф.
                    КЛФ "СФС", Южно-Сахалинск

Фантастика - заметное явление современной культуры. Именно фантасты уже более столетия смотрят не назад, в прошлое, а вперёд - в будущее.

Фантастика воспитывает глобальное, общечеловеческое понимание роли каждой личности, способствует выработке нового мышления, осознанию обще-вселенского гуманистического предназначения разума.

Бесконечность ошибки прокладывает свой путь в нашу философию благодаря привычке человека рассматривать себя лишь как гражданина одного мира - только одной отдельной планеты - вместо того, чтобы по крайней мере хоть иногда созерцать своё положение как настоящего мирогражданина - как жильца Вселенной.

    (Э. По. Маргиналии.)

Прошлое фиксируется в документах, будущее - в фантастических моделях. Вариантность моделей способствует планированию, позволяет выбирать, синтезировать, интегрировать - находить оптимальное решение.

Диапазон интересов фантастики огромен. С одной стороны, она помогает вырабатывать идеалы, с другой - гиперболизируя тревожные тенденции современности - представляет непредставимое, не имеющее право на существование, в произведениях - предупреждениях.

Любое произведение любого вида искусства всенепременно отражает три основных фактора: время, уровень развития искусства на момент данного времени, личность художника.

Как бы далеко в будущее не заглядывали фантасты, в их мирах присутствует время их создания. Будущее воображено с позиции настоящего - через призму будущего ставятся актуальные проблемы сегодняшнего дня.

Уровень развития литературного процесса современности (не ниже!) воплощается в истинно-художественных произведениях. Если вещь не отвечает этому жесткому закону, она не воспринимается произведением искусства, жить ей недолго. Каждое произведение - ступенька вверх.

Первая характеристика личности художника - его идеологическая платформа. Следовательно, нет и более действенной - в вопросах воспитания.

"Коммунизм - это бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе со всесторонним развитием людей вырастут и производительные силам на основе постоянно развивающихся науки и техники, все источники общественного богатства польются полным потоком и осуществился великий принцип "От каждого - по способностям, каждому - по потребностям". Коммунизм - это высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников, в котором утвердится общественное самоуправление, труд на благо общества станет для всех первой жизненной необходимостью, способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для народа."

    (Программа КПСС)

Общество СССР и других социалистических стран сознательно и целенаправленно строит коммунизм, представляющийся пока фантастическим образом. Это ли не убедительное доказательство мысли В. И. Ленина о том, что "фантастические представления взяты из действительности, а самые верные представления о действительности по необходимости оживляются дыханием фантазии" ("Философские тетради".)

Вычленяя из вузовских программ идеологического, филологического и лингвистического циклов моменты, на которых строится фундамент фантастического видения мира, "СФС" обучает студентов навыкам литературоведческого анализа, творческой прозорливости, научной организации труда. Привлекая членов кружка к работе над обширной темой "фантастика у классиков", гарантируем творческий подход к изучению школьной программы и преподаванию её в будущем, в бытность учителя-словесника.

Так как кружок посещают и студенты других факультетов, кроме филологического, то стараемся этот подход методически расширить.

Установка на научные исследования в "СФС" опирается на воспитание гуманных качеств кружковцев.

"Самое главное для человека, чтобы он был счастлив. А для этого он только должен делать счастливыми других."

    (А. Шалимов, Я. Ксанта, Бука и Фома)

Разработка собственной методики преподавания с ориентацией на приёмы и методы фантастики, используемые писателями даже в реалистических произведениях, способствуют закреплению студентами цикла методических дисциплин." Проводя уроки внеклассного чтения в средник классах, студенты закрепляют и корректируют свои находки.

Но первая проба любой работы проходит на заседаниях кружка. Все занятия проходят с максимальной активностью участников. Какой бы ни была объявлена основная тема, каждый присутствующий имеет персональное задание на вечер. Играя в учителей, учеников, пионервожатых, писателей, журналистов, читателей и т. д., все участники заседания учатся общению, владений речью, пером, карандашом, кистью, артистичности, логическому мышлению, художественному самовыражению. Словом приобретают разные навыки, необходимые при работа в школе, пионерском лагере. Тут же на практике закрепляются знания, полученные на занятиях по педагогике. Анализируя модели школы будущего, изображённые фантастами, ребята строят взаимоотношения в своём коллективе, закрепляя связи по горизонтали и вертикали. Так, одна из заповедей Устава "СФС" гласит: "Воспитай достойного преемника на свою должность в кружке".

Итак, члены "СФС" индивидуально по планам научной работы. А в целом кружок работает коллективно над самовоспитанием и саморазвитием. Следом за космонавтом Жилиным - героем Стругацких - мы решили, что главное дело нашей жизни на Земле. Потому и кружок наш называется "Социальная фантастика сегодня". Мы мечтаем сохранить детскую любознательность, жажду познания и острое чувство справедливости. Мы мечтаем научиться прививать детям смелость мышления, потребность трудиться.

Естественным продолжением работы по развитию творческого воображения явилось возникновение в кружке творческой лаборатории. Коллективные и индивидуальные работы кружковцев впервые принимают участие в конкурсе на лучший фантастический рассказ, объявленный КЛФ "Тапан" (Ереван).

Множество научных докладов членов "СФС", награждённых Грамотами на студенческих научных конференциях, переросло в курсовые работы. Из двух получились дипломные сочинения, защищённые в своё время на "отлично". Три работы рекомендованы на Всероссийский конкурс "Студент иНТР".

Традиционными стали для кружка выездные заседания в школах области. Кружок является активным коллективным членом книголюбского клуба поэтических встреч "Современник". Назрела необходимость создания при кружке своей агитбригады.

Светлана Рубцова является представителем кружка в СП.

В нынешнем году планируется на основе опыта кружка и опыта проведения Всесоюзного семинара КЛФ "Новомижайловский-87" провести Первую Сахалинскую областную конференцию любителей фантастики, посвящённую вопросам воспитательной работы с молодёжью.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Конвенты >
1970-1980 | 1981-1990 | 1991-2001 | Другие материалы
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001