История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Ю. Зубакин

ВЕНГЕРСКИЕ ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ

Фантастика в филателии

ФАНТАСТИКА В ФИЛАТЕЛИИ

© Ю. Зубакин, 2009

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2010, 2014, 2017

Кухни в москве от производителя Купить недорого - Купить кухню недорого xorekmebel.ru.

10 марта 1978 года в Венгрии появилась серия почтовых марок Fantasztikum az űrkutatásban – «Фантастика в космических исследованиях» (Michel № 3265-3271). Многие любители фантастики знают об этих марках, ведь их ромбовидная форма и необычные рисунки сразу привлекают к себе внимание. А кто-то собирал эти марки ещё в советском детстве – гашеные тогда стоили немного и были доступны школьникам. Купить же почтовые сувениры можно было даже в киосках «Союзпечати».

Несмотря на общедоступность этих марок, они остаются знакомыми незнакомцами, скрывающими много интересного.

Венгерская серия 1978 года не была первооткрывателем фантастики в филателии этой страны, здесь и раньше выпускались почтовые миниатюры и специальные штемпели с фантастическими сюжетами.

Венгрия, 1962 год

(Michel № 1854 A)

В 1962 году выпущена марка (Michel № 1854) с чертежом «ракеты Циолковского» и фантастическим космическим кораблём.

Венгрия, 1963 год

(Michel № 1908 A)

В следующем, 1963, году появилась «космическая» серия марок с изображением почтовых миниатюр других стран. Так на венгерские марки попали фантастические космические корабли.

Венгрия, 1969 год
(Michel № 2547 A)

Венгрия, 1969 год
(Michel № 2548 A)

В 1969 году в Венгрии выпущена серия почтовых марок, посвящённая исследованию космоса. Две марки – с фантастическими сюжетами. На одной сцена из книги Ж. Верна «Вокруг Луны», на другой –, если судить по надписи, космическая орбитальная станция по проекту Циолковского 1903 года. Художнику Шандору Легради фантастика не грела душу, на обеих марках он допустил неточности, говорящие о его равнодушии к популярному виду литературы. На первой марке названия книг Ж. Верна «С Земли на Луну» и «Вокруг Луны» объединены в «Путешествия на Луну и вокруг Луны», на другой марке рисунок станции не имеет ничего общего с проектами Циолковского. О том, что изображено на венгерской марке, я писал в заметке «Неправильный Циолковский».

Венгрия, 1971 год

Специальный штемпель

Специальный штемпель, применявшийся в Будапеште 9 апреля 1971 года. На рисунке штемпеля та же фантастическая космическая станция, что и на марке 1969 года.

Венгрия, 1977 год
(Michel Block № 125 A)

Ещё через шесть лет, в 1977 году, выпущен почтовый блок «Будущие исследования Марса», на котором изображён американский проект марсохода «Viking III». Из-за финансовых сокращений проект свернули, поэтому рисунок высадившегося на Марсе планетохода «Viking III» навсегда останется фантастикой. Подробнее об этом проекте можно узнать в заметке «Мобильный «Viking 3».

Венгрия, 1977 год
(Сувенирный листок)

В том же году был выпущен сувенирный листок (в центре рисунок блока Michel block № 127), на поле которого изображён всё тот же фантастический «Viking III».

На венгерских марках «Fantasztikum az űrkutatásban» 1978 года показано исследование Солнечной Системы в будущем – загадочные пейзажи, необычные космические корабли и сооружения. Глубину и весомость изображений подчёркивает декоративный элемент в виде сетки. Эта сетка добавляет рисункам загадочность и объём.

Космические корабли и сооружения построены людьми, об этом можно догадаться по человеческим фигурам на некоторых рисунках и многочисленным надписям на космических аппаратах.

Узбекистан, 1993 год
(Michel № 130)

Космические корабли на венгерских марках это не иллюстрации к техническим проектам, художник рисовал, не заботясь о технической достоверности изображаемого. Точно так же поступил В. Шумилов, когда рисовал космические корабли для почтовых марок Узбекистана 1997 года – вверху одна марка из серии Коинот ва хаёл – «Космос и фантазия».

Рисунки для серии «Фантастика в космических исследованиях» выполнил 40-летний венгерский художник Пал Варга (Pal Varga). Эти фантастические рисунки нехарактерны для его творчества, в основном он рисует флору и фауну. Пал Варга много работает над созданием марок, его работы появлялись на почтовых миниатюрах Венгрии, Молдовы, Гвинеи-Биссау, Монголии, Ливана, Кувейта.

Что же изображено на фантастических рисунках венгерского художника?

Венгрия, 1978 год
(Michel № 3265 A)

Марка номиналом 40 филлеров называется «Hold állomás» (Лунная станция).

На рисунке изображена станция землян – огромное сооружение на лунной поверхности. О том, что размеры этого сооружения очень большие, можно судить по крошечным фигуркам людей на дороге. Мимо станции пролетает космический корабль, а вдалеке видно ещё одно гигантское сооружение

Чехословакия, 1967 год
(Michel № 1693)

В появлении лунной станции на почтовой марке нет ничего необычного – станции на Луне появлялись в филателии и ранее. Например, на марке Чехословакии 1967 года (Michel № 1693) изображён проект американской корпорации «Aerojet General Corporation».

Венгрия, 1978 год
(Michel № 3265 B)

Венгерские марки традиционно выпущены с зубцами и без зубцов, в марочных листах 40 марок (8x5). Также выпущены марки с фиктивным гашением (cancelled-to-order (CTO)), без клеевого слоя на обороте.

Венгрия, 1978 год
(Michel № 3266 A)

Венгрия, 1978 год
(Michel № 3266 B)

60 филлеров: «Luna-n űrtelep» (Лунное поселение).

Лунное поселение, состоящее из нескольких модулей, расположенных на окололунной орбите. Между поселением и поверхностью планеты курсируют пилотируемые космические аппараты, один из которых изображён в нижней части марки.

СССР, 1966 год
(Michel № 3205)

На марке Венгрии впервые показано столь масштабное космическое поселение людей над Луной. Но орбитальные окололунные станции появились в филателии на несколько лет раньше. Так, на марке СССР 1966 года (Michel № 3205) показана торообразная космическая станция на околололунной орбите.

Венгрия, 1978 год
(Michel № 3267 A)

Венгрия, 1978 год
(Michel № 3267 B)

1 форинт: «Phobos» (Фобос)

Два однотипных космических корабля около Фобоса, спутника Марса.

Парагвай, 1978 год
(Michel № 3056)

На марке ошибка – Фобос не круглый, как на рисунке, его форма ближе к тому, каким марсианский спутник нарисован на почтовой миниатюре Парагвая 1978 года.

Фобос издавна интересовал фантастов, ему повезло с фантастическими гипотезами. Например, в 1959 году советский учёный И. Шкловский высказал предположение, что Фобос – искусственный спутник Марса:

«Эту, казалось бы, фантастическую идею, на мой взгляд, стоит обсудить серьезно. Прежде всего, для высокоорганизованных разумных существ создание таких гигантских спутников принципиально возможно. Вряд ли можно сомневаться, что через несколько сот лет Земля будет иметь спутники размером в несколько километров. Пути решения этой проблемы ясны уже сейчас, а общественная потребность в таких гигантских спутниках, несомненно, будет. Если говорить о серьезной искусственной космической станции – ракетодроме, то ее габариты должны быть существенно больше 100 м (по-видимому, это характерный размер будущих межпланетных ракет). Нужно, кстати, учесть, что из-за сравнительно малого значения силы тяжести задача изготовления гигантского искусственного спутника на Марсе, вообще говоря, могла быть легче, чем на Земле. Кроме того, у Марса нет большого естественного спутника, такого, как наша Луна, так что при освоении космического пространства (неизбежного процесса для всякой неограниченно развивающейся цивилизации) задача изготовления гигантских искусственных спутников должна быть особенно важной».

(Шкловский И. Вселенная, жизнь, разум).

А. Соколов «Марс. На Фобосе»

Художники не остались равнодушными к предположению Шкловского. Так, советский художник А. Соколов нарисовал картину «Марс. На Фобосе». Вот как она поясняется:

«Один из спутников Марса оказался искусственным, запущенным на орбиту вокруг нашего соседа десятки миллионов лет назад. Космонавты с интересом осматривают его, но он покинут и пуст».

(Соколов А. Космическая фантазия: 16 открытых писем. – М.: ИЗОГАЗ, 1963).

Фантасты тоже сразу же подхватили идею Шкловского:

«Горбовский и Валькенштейн бывали на Фобосе. Это был спутник Марса, и долгое время его считали естественным спутником. Но он оказался четырехкилометровым тором, окутанным металлической противометеоритной сетью. Густая сеть была изъедена метеоритной коррозией и местами прорвана. Но сам спутник уцелел. Внешние люки его были открыты, и гигантский бублик был пуст точно так же, как этот. По изношенности противометеоритной сети подсчитали, что он был выведен на орбиту вокруг Марс по крайней мере десять миллионов лет назад».

(Стругацкие А. и Б. Полдень, XXII век (Возвращение)).

Гвинея-Биссау, 1981 год
(Michel Block № 178 A)

Изображения Фобоса встречаются на марках, посвящённым космическим проектам. К примеру, на блоке Гвинеи-Биссау 1981 года (Michel Block № 178 изображены спускаемые аппараты «Viking I», нереализованный проект «Viking III», а также космический аппарат «Viking» и Фобос.

Венгрия, 1978 год
(Michel № 3268 A)

Венгрия, 1978 год
(Michel № 3268 B)

2 форинта: «Felderítő az asteroidán» (Разведка на астероиде).

Изображён шарообразный аппарат для изучения пояса астероидов. Он уже «приземлился» на астероид, ещё четыре аппарата-разведчика готовятся к посадке. Аппараты выгружаютя с большого космического корабля, который завис над астероидом.

Коморские острова, 1992 год
(Michel block № 373 A)

Венгерский художник Пал Варга не привязывался к конкретным космическим проектам исследования астероидов. Но на марках встречаются и технические проекты, причём с забавными ошибками. Так, на поле блока Коморских островов 1992 года (Michel block № 373) изображён высокий космический аппарат на паучьих ножках и астронавты, парящие справа от него. Под рисунком поясняющая надпись "Исследование астероидов". Но это не астеоиды.

Рисунок на блоке выполнен по иллюстрации Роберта Маккола к докладу Национальной комиссии США «Pioneering the Space Frontier» (май 1986 года). Подпись под иллюстрацией: «Добыча топлива на Фобосе, луне Марса».

Венгрия, 1978 год
(Michel № 3269 A)

Венгрия, 1978 год
(Michel № 3269 B)

3 форинта: «A Mars vonzásában» (В поле притяжения Марса).

Межпланетный корабль приближается к Марсу, пролетая мимо космической конструкции, состоящей из нескольких модулей.

Йеменская Арабская Республика, 1971 год
(Michel № 1398-1404)

Путешествие на Марс – один из самых популярных сюжетов «фантастической» филателии. Иногда это целый рассказ о марсианской экспедиции, от подготовки до возвращения на Землю – как, к примеру, на марках серии «Завоевание Марса» Йеменской Арабской Республики 1971 года.

Венгрия, 1978 год
(Michel № 3270 A)

Венгрия, 1978 год
(Michel № 3270 B)

4 форинта: «Szaturnus gyűrű» (Кольцо Сатурна)

Космический корабль обнаружил в кольцах Сатурна остатки древней инопланетной цивилизации – сферические объекты с нанесёнными на них рисунками. На двух объектах угадываются изображения лиц. Сразу вспоминается находка героев повести А. и Б. Стругацких «Стажёры», обнаруживших в кольцах Сатурна что-то необычное, созданное неземным разумом:

«Михаил Антонович ввел блестящую точку в визирное перекрестие и дал максимальное увеличение на телепроектор. Он увидел пять округлых, странно одинаковых белых камней, а между ними – что-то блестящее, неясное, похожее на серебристую тень растопыренного паука. Словно камни расходились, а паук цеплялся за них расставленными голыми лапами».

(Стругацкие А. и Б. Стажёры).

США, 1993 год
(Michel № 2337–2341)

Путешествия в окрестностях Сатурна можно встретить на многих почтовых марках. Например, на сцепке США 1993 года «Космическая фантазия» (Space Fantasy). Рисунок – стилизация под иллюстрации в американских фантастических журналах 1930-х. На крайней левой марке изображён Сатурн, его кольца, луны и космические корабли.

В 1994 году эти марки были награждены премией «Hugo» в категории «Original Artwork».

Венгрия, 1978 год
(Michel № 3271 A)

Венгрия, 1978 год
(Michel № 3271 B)

5 форинтов: «Jupiter–3» (Юпитер–3).

Космический корабль «Юпитер–3» перед высадкой на Ганимед, один из спутников Юпитера. Чужой ландшафт, странные образования на поверхности и вдоль скал. Возможно, художник изобразил местные формы жизни?

Чехословакия, 1963 год
(Michel № 1400)

Изображённое на венгерской марки необычно, до этого в филателии встречались более традиционные виды окресностей Юпитера, такие, как на почтовой марке Чехословакии 1963 года, на рисунке которой ещё один космический корабль приближается к Юпитеру. Хорошо видны четыре спутника, возможно, один из них Ганимед.

Рисунок корабля выполнен по мотивам иллюстрации американского художника Фрэнка Тинсли (Frank Tinsley). Об этой космическом корабле рассказано в заметке «Фантастика Фрэнка Тинсли»

Венгрия, 1978 год

(Конверт первого дня)

Венгрия, 1978 год

(Конверт первого дня)

Выпущены конверты первого дня с гашением стандартным штемпелем первого дня и штемпелем с оригинальным рисунком.

На рисунке штемпеля, по периметру, надписи на венгерском языке «Фантастика и космические исследования» и на английском «(Научная фантастика)» (сверху) и по-венгерски «Будапешт–4, 1978. Март. 10.» (снизу). В центре рисунок – дисковидный космический корабль на фоне звёздного неба, скалистая планета с метеоритными кратерами, и автоматическое устройство, оснащённое объективами, антеннами и манипуляторамию.

На рисунках конвертов два фантастических космических аппарата.

Венгрия, 1978 год
(Michel Block № 133 A)

С выпуском семи венгерских почтовых марок история серии «Фантастика в космических исследованиях» не закончилась. Через пять месяцев, 21 августа 1978 года, в Венгрии появился почтовый блок, посвящённый 150-летию со дня рождения Жюля Верна.

Венгрия, 1978 год
(Michel Block № 133 B, фрагмент)

Рисунок блока выполнил Пал Варга, тот же самый художник, который сделал рисунки для марок «Фантастика в космических исследованиях». Стилистически эти два выпуска очень похожи: декоративный элемент в виде сетки, диковинные космические аппараты и строения, многочисленные надписи на космическом корабле.

Венгрия, 1978 год
(Michel Block № 133 B)

До 1992 года все венгерские марки выпускались в двух видах – с перфорацией и без перфорации. Зубцовый и беззубцовый блоки отличаются тиражом (249578 и 8500 экземпляров соответственно) и тем, что на беззубцовый нанесён порядковый номер. Кроме того, появился зубцовый блок с фиктивным гашением CTO, погашенный спецштемпелем первого дня. Блок выпущен без клеевого слоя на обороте.

На поле пейзаж чужой планеты, три космонавта у вездехода, база на высоких сваях и космический аппарат странной конструкции. Венгерский художник Пал Варга нарисовал интересный и загадочный рисунок, поэтому с детства мне хотелось узнать, что же было изображено за подрезанными полями блока. Поэтому, когда увидел фотоэссе этого выпуска, то взял не задумываясь.

«Эссе» на Западе зачастую и некорректно называют чёрно-белые (режа – цветные) репродукции доцифровой эры, которые использовались для согласования эскизов знаков почтовой оплаты, а также в пресс-релизах для информационных изданий.

Детальное и качественное изображение с хорошими полутонами выполнено на глянцевая фотобумагае размером 108x90 мм. Фотоэссе подготовила венгерская государственная типография «Állami Nyomda». Эта фотография интересна тем, что на ней показан неподрезанный промежуточный вариант блока.

Вверху фоторисунок размером 100x80 мм с наложенным на него блоком размером 97x78 мм. На фоторисунке незначительные геометрические искажения, при наложении рисунков я их скорректировал.

Странность в том, что с левого края блок подрезали по самому краю изображения. Я посмотрел в Интернете сканы блока и, действительно, на некоторых из них слева видна чуть заметная полоска незапечатанной бумаги.

При сравнении фрагментов фотоизображения и блока хорошо видно, что картинка блока отретуширована и что при печати потерялись некоторые элементы рисунка.

Но самое интересное на промежуточном варианте блока – это изображение в правом нижнем углу, которого нет в окончательном варианте. По всей видимости, здесь художник изобразил элемент инопланетного пейзажи.

Если бы этот элемент оставили, то на блоке он был частично виден. И, кроме удалённой части пейзажа, в окончательном варианте блока заменён фон в нижней части изображения - на блоке он однородный, а на фотоизображении видны переходы полутонов.

Ещё одна интересная особенность фотоизображения – нет указания года («1978» в левом нижнем углу марки) и имени художника («Varga P.» в правом нижнем углу марки), а также по контуру марки в некоторых местах видны прочерченные линии.

Венгрия, 1978 год
(Специальный штемпель первого дня)

Кроме того, в день выхода блока производилось гашение специальный штемпелем первого дня. Вверху показан не очень качественный оттиск, но, тем не менее, на нём различим портрет писателя. Слева от портета надпись «Верн Жюль», справа – годы жизни (1828-1905). Сверху название серии «Фантастика в космических исследованиях», снизу указано почтовое отделение Будапешт-4, где применялся спецштемпель, и дата выпуска блока – 21 августа 1978 года.

 

Венгрия, 1978 год
(Конверт первого дня)

 

 

Также выпущен конверт первого дня, на рисунке которого те же самые фантастические космические аппараты, как и на конвертах первого дня марок серии, портрет Жюля Верна, его имя и годы жизни. Рисунок конверта отпечатан чёрной и серебряной красками.

Рисунок марки блока разделён на две части: слева иллюстрация из книги «Вокруг Луны», а справа – портрет Жюля Верна.

Рисунок выполнен французским художником Émile-Antoine Bayard к первому изданию «Вокруг Луны» (Autour de la Lune) в 1868–1869 гг. и иллюстрирует размышления лейтенанта Бронсфильда о судьбе команды лунного снаряда. Подробнее об этом сюжете рассказано в статье «Будущее уже не то, что было раньше».

На поле блока изображена Луна: фантастические космический корабль (вверху слева) и футуристическое поселение людей (справа).



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001