Ю. Зубакин
МОБИЛЬНЫЙ «VIKING 3»
Фантастика в филателии
|
|
Коморские острова, 1977 год
(Michel № 373 A)
|
Обычно на почтовых марках изображены осуществлённые достижения космонавтики: первый спутник, полёт Гагарина, первый шаг на Луне, Международная космическая станция и другое. Но на почтовых миниатюрах встречаются и космические проекты, которые не были воплощены в жизнь, но которые, при благоприятном стечении обстоятельств, могли осуществиться. Например, широко известны американские посадочные аппараты «Viking», но мало кто из филателистов обращал внимание на то, что наряду с реальными аппаратами на почтовых миниатюрах встречается проект аппарата усовершенствованной конструкции. По аналогии с нумерацией аппаратов «Viking», совершивших посадку на Марс, этот проект можно назвать «Viking 3» («Viking III», «Viking C»). Именно так – «Viking III» – этот проект назван на марке Коморских островов 1977 года (Michel № 373).
|
Центральноафриканская Республика, 1985 год
(Michel block № 348 A)
|
Космические аппараты «Viking 1» и «Viking 2» прибыли к Красной планете в 1976 году. Орбитальные аппараты остались на околомарсианской орбите, а посадочные аппараты совершили мягкую посадку 20 июля и 3 сентября. Аппараты передали на Землю много ценной информации, в том числе и сенсационной. Так, 25 июля 1976 года орбитальный аппарат «Viking 1» сделал фотографию марсианской поверхности в области Седония, на которой впоследствии разглядели скандально известное «Лицо на Марсе». Экспедициям «Viking» посвящены марки разных стран, причём некоторые художники изображали эти аппараты много раз. Наиболее плодовитый среди таких художников – француз Жан-Луи Пувиллан. Вверху показан блок Центральноафриканской Республики 1985 года (Michel block № 348), рисунок для которого выполнил Пувиллан.
История проекта мобильного посадочного аппарата «Viking» началась задолго до первых двух экспедиций, а именно тогда, когда был предложен проект Elastic Loop Mobility System (сокращённо ELMS), что можно перевести как Мобильная система с эластичным гусеничным шасси. Прототипом ELSM было изобретение 1933 года, сделанное англичанином Дж. Китчинсом. В начале 1970-х Центр космических полётов им. Маршалла активно занимался разработкой и испытаниями конструкции ELMS, предполагая использовать её в планетоходах. На фотографии 1973 года запечатлён доктор Николас Костес, старший научный сотрудник Центра, с испытательными моделями ELMS (сзади слева и на столе справа), и моделью мобильного посадочного аппарата «Viking» (в столе перед Костесом).
Первоначально предполагалось, что ELMS можно будет использовать на лунных автомобилях, но лунная программа «Аполлон» завершилась до того, как эти замыслы осуществились.
В 1972 году корпорация «Martin Marietta», главный подрядчик посадочных аппаратов «Viking», возобновил программу ELMS. По настоянию директора Исследовательского центра Лэнгли NASA, Костес приступил к разработке посадочного аппарата «Viking», который мог бы перемещаться по марсианской поверхности. Первые два посадочных аппарата уже были в разработке, но менеджеры Лэнгли надеялись, что ещё один мобильный посадочный аппарат «Viking» с ELMS может быть подготовлен к марсианской экспедиции 1979 года. Вверху показаны фотографии испытания модели посадочного аппарата «Viking», оснащённой ELMS.
А в октябре 1976 года Центр космических полётов им. Маршалла официально заявил о планах создания мобильного посадочного аппарата «Viking» (MSFC Release 76–191). В частности, об этом упоминается в обзоре «Астронавтика и аэронавтика, 1976 год: Хронология» (NASA SP–4021), выпущенном в 1984 году в «Исторической серии NASA»:
«Центр космических полётов им. Маршалла объявил о разработке новой системы мобильного транспортного средства, которая может значительно расширить беспилотные исследований на поверхности Марса и других планет. Концепция выросла из работы над осуществлённым лунным автомобилем, который доставлял астронавтов и оборудование в места, удалённые от места посадки лунного модуля. Ученые сожалели об отсутствии подвижности посадочных аппаратов «Viking» на поверхности Марса, потому что данные об атмосфере и местности были ограничены местом посадки. Новая идея, названная Мобильной системой с эластичным гусеничным шасси (ELMS), вместо посадочных пят будет использовать ходовую часть с непрерывной эластичной гусеницой; на относительно большой площади гусеница равномерно распределит вес посадочного аппарата вместе с подвеской и системой привода, объединёнными в единую легкую конструкцию. Геометрия петли обеспечит «превосходную мобильность» на мягком грунте и мягкий ход на твердой и неровной местности. Испытания моделей показали способность подъёма по склону, высокую маневренностью и мощность для преодоления препятствий и расселин. Объединение ELMS с существующим аппаратом «Viking» создало бы мобильную лабораторию, которая сможет проводить научные экспедиции на поверхности Марса в течение 6 месяцев и на расстоянии до 150 км.
Недавние обзоры возможной экспедиции на Марс мобильного «Viking», использующего концепцию ELMS, рассматривают продление экспедиции до двух лет и перемещение до 500 км. Низкий дорожный просвет космического корабля Viking, вместе с низким давлением на мягкий марсианский грунт, исключило использование колёс для движения, а также использование обычных гусениц из-за высокого потребления энергии и низкой эксплуатационной надежности. Помимо использования ELMS, разработанного Центром космических полётов им. Маршалла, для исследования планет, Корпус морской пехоты США рассмотрел эту систему для использования в новом поколении вездеходов-амфибий 1980-х годов, сказал представитель Центра космических полётов им. Маршалла».
После экспедиций «Viking» интерес к новым марсианским экспедициям был очень высок, поэтому заявление Центра космических полётов им. Маршалла не осталось без внимания, и информация о новом проекте появилась в научных и научно-популярных изданиях. Так, 18 ноября 1976 года в британском еженедельнике «New Scientist» (Vol. 72, № 1027) появилась заметка «Блуждание в сумерках на Марсе и др.», в которой упоминаются дополнительные детали проекта:
«Согласно результатам разработки Центра космических полётов им. Маршалла Национального управления по воздухоплаванию и исследованию космического пространства, будущие посадочные аппараты «Viking» могут передвигаться по поверхности Марса или других планет. Известная как Мобильная система с эластичным гусеничным шасси (ELMS), она состоит из бочкообразной непрерывной петли, которая заменила бы каждую из трёх посадочных пят в существующей конструкции.
Ни один из беспилотных космических аппаратов NASA, совершивших мягкую посадку, до сих пор не был мобильным, хотя в поздних экспедициях «Аполлон» для перевозки людей и оборудования по поверхности Луны использовался лунный автомобиль. ELMS была разработана на основе этого опыта, и следует за лунной лабораторией «Луноход» Советского Союза.
ELMS равномерно распределила вес транспортного средства по относительно большой площади, и действуют как собственная подвеска. Как утверждается, это, в сочетании с использованием системы привода, имеющего низкие внутренние потери энергии, позволит пройти 150 км в течение шести месяцев. Также рассматриваются двухлетние экспедиции и перемещение на 500 км. Из-за низкого дорожного просвета и мягкого марсианского грунта колеса не могут быть использованы в посадочном аппарате «Viking», а обычные гусеницы тяжелы, сложны, энергозатратны и ненадежны.
В многочисленных тестах ELMS показала, что может подняться по мягкому грунту с наклоном 30–40°, и углом наклона 45° по твёрдой поверхности. Транспортные средства, оснащенные ELMS, могут преодолеть препятствия до 85 процентов от высоты ELMS, и могут пересекать трещины шириной до 90 процентов от длины ELMS. Такие транспортные средства также имеют хорошую статическую устойчивость и маневренность. ELMS дополнительно изучается Корпусом морской пехоты США для возможного использования на вездеходах-амфибиях в 1980-ых».
В этой заметке допущена неточность: при описании ELMS указана её «бочкообразная» форма. Эта же ошибка попала на иллюстрацию к статье.
В США популярность проекту добавили заметки, которые распространяли информационные агентства. Так, уже в сентябре 1976 года, через несколько дней после посадки спускаемого аппарата «Viking 2» на Марс, несколько газет опубликовали заметку Ала Росстера-мл., являющегося научным редактором информационного агентства «United Press International» (UPI). В ней рассказывалось мобильном аппарате «Viking 3», который можно будет запустить к Красной Планете уже в ноябре 1981 года, если на это найдутся деньги. В заметке много интересных подробностей о мобильном аппарате «Viking». Вот лишь несколько цитат:
«ПАСАДИНА, Калифорния (агентство UPI)
Там укрепляется интерес среди «марсианских» ученых к «Viking 3», который мог бы передвигаться по марсианской поверхности в течение года или больше, используя гусеницы, прикреплённые к его посадочным пятам.
Такой мобильный «Viking» уже разработан, может быть построен для запасного космического корабля и запущен в 1981 году.
Он мог бы перемещаться по Марсу в течение многих месяцев или дольше, получая снимки и собирая образцы почвы, и попытаться решить некоторые вопросы, которые стационарные «Viking 1» и «Viking 2» оставили без ответа».
«Компания «Martin Marietta», строитель двух посадочных аппаратов «Viking», находящихся сейчас на Марсе, по контракту с NASA изучила концепцию перемещающегося «Viking», и придумала конструкцию аппарата, который будет двигаться по поверхности Марса со скоростью черепахи. Аппарат будет проходить 500 футов в час и примерно 15 миль в месяц».
Эта заметка появилась в нескольких газетах, известны её публикации 8 сентября в «Daily News» (Ludington), 10 сентября в «Telegraph» (Nashua), 17 сентября в «Sarasota Journal (Sarasota).
Помимо статьи, UPI разослало рисунок мобильного аппарата «Viking» с поясняющим текстом, и некоторые газеты напечатали эту иллюстрацию. Вверху показан рисунок из газеты «Telegraph» (Nashua). Текст к рисунку:
«Предложенный для марсианской поверхности
Представление художника о предложенном марсианском посадочном аппарате «Viking 3», оборудованном гусеницами, что позволит ему передвигаться по марсианской поверхности. Руководство NASA в Пасадене, Калифорния, теперь рассматривает такой проект, но аппарат ещё не был одобрен или получил финансирование. Он будет запущен в 1981 году. (телефото UPI)».
Судя по рисунку, аппарата двигается со скоростью намного выше объявленных в статье 500 футов в час.
Через месяц во многих газетах появилась статья информационного агентства «Associated Press», в которой также упоминается «Viking 3». Тон статьи не такой уж и радостный – аппараты, высадившиеся на поверхность Марса, не обнаружили жизни, поэтому новые предполагаемые экспедиции по программе «Viking» могли не осуществиться по причине их нецелесообразности. В некоторых газетах статья вышла под заголовками «Безжизненный Марс может убить «Viking 3», «Перспективы «Viking 3» в опасности», «Проект «Viking» может прекратиться из-за отсутствия жизни», «Перспективы «Viking 3» уменьшаются» «Под угрозой исчезновения: Неспособность найти марсианскую жизни может убить «Viking 3», «Марсианские поиски «провалились», поэтому «Viking 3» может не полететь», «Перспективы в опасности» и т. п. В статье упоминается проект нового марсохода:
«Они [учёные] хотели бы поместить на Марс мобильный «Viking 3», оборудованный гусеницами и приборами, и способный дополнить данные «Viking 1» и «Viking 2».
Статью подготовил Питер Дж. Бойер и она опубликована во многих газетах. Вот их неполный список:
4 октября: «Daily News» (Bowling Green), «Lawrence Journal-World» (Lawrence), «Scottsdale Daily Progress» (Scottsdale), «Evening Herald», «The Telegraph» (Nashua), «Spokane Daily Chronicle» (Spokane), «The Tuscaloosa News», «The Ledger», «The Bulletin» (Bend), «The Evening News» (Newburgh), «The Times-News» (Hendersonville), «The Kingman Daily Miner», «The Argus-Press» (Owosso), «Fairbanks Daily News Miner», «The Daily Republic», «The Paris News» (Paris);
6 октября: «Observer-Reporter» (Washington), «The Blade» (Toledo), «The Brandon Sun» (Brandon);
10 октября: «The Southeast Missourian» (Cape Girardeau), «The Daily Register»;
11 октября: «Tribune» (Fort Scott);
14 октября: «Ada Evening News».
В это же время появилась ещё одна заметка «Associated Press», в которой так же говорится о сомнительности продолжения проекта «Viking». О мобильном марсоходе говорится следующее:
«Руководитель проекта Джеймс Мартин считает, что США будут снова на Марсе «в разумно короткие сроки», – вероятно, к 1985 году.
И [компания] «Мартин», и большинство людей в космической программе думают, что следующий марсианский аппарат должен быть на гусеничном ходу и, учитывая результаты первого полета, оснащён улучшенными приборами.
«Представьте, что мы могли увидеть, если бы мы могли передвигаться», – к этому сводятся разговоры о «Viking 3».
Вот неполный перечень газет, опубликовавших эту заметку: 6 октября – «Gazette» (Charleston), «Advocate» (Victoria), «Titusville Herald» (Titusville), «Observer-Reporter» (Washington); 7 октября – «The Spartanburg Herald» (Spartanburg); 14 октября – «The Racquet».
В конце 1976 – начале 1977 года во многих газетах США появился рисунок едущего по марсианской поверхности посадочного модуля «Viking». Под рисунком однотипный текст, иногда сокращённый. Большинство заметок без названия, но встречаются «Новый марсианский зонд», «Мобильная система с эластичным гусеничным шасси» и другие. Вот далеко не полный перечень газет, в которых появилась заметка о мобильном «Viking»: 1976 – «The Prescott Courier» (26 ноября), «Indiana Evening Gazette» (26 ноября), «The Baytown Sun» (2 декабря), «The Fort Scott Tribune» (3 декабря), «Daily Globe» (4 декабря), «The Columbus Telegram» (8 декабря), «The Hour» (9 декабря), «Sarasota Journal» (13 декабря), «Statesville Record And Landmark» (15 декабря); 1977 – «The Gadsden Times» (27 января). Текст заметки:
«ELMS, обозначающее Мобильную систему с эластичным гусеничным шасси, может быть следующим шагом в исследовании поверхности Марса. ELMS, содержащее устройство с непрерывной эластичной гусеницей, заменяя посадочные пяты на существующих посадочных аппаратах «Viking», позволит аппаратам перемещаться на значительные расстояния по поверхности Марса и других планет. Концепция была разработана на основе лунного автомобиля, использовавшегося в осуществлённых экспедициях «Аполлон» на Луне».
Помимо этого, известности проекту гусеничного «Viking» добавил американский журнал «Popular Science», в февральском номере которого появилась заметка Артура Фишера «Марсианский вездеход» (Popular Science. – 1977. – Febr. - p. 18). Заметка сопровождалась всё тем же рисунком мобильного марсохода. Текст заметки:
«Если бы мы только могли переместить его к этому прекрасному камню... если бы мы только могли взобраться на вершину этого холма, чтобы посмотреть с него...» Это плач ученых, управляющих состоявшимися экспедициями «Viking» на Марс. Поскольку, хотя спускаемые аппараты великолепно послушны, они крепятся на посадочные пяты, и поэтому их исследовательская способность сильно ограничена.
Решением для будущих экспедиций на Марс или другие планеты может стать концепция показанного здесь транспортного средства, разработанного Центром космических полётов им. Маршалла NASA, и названная Мобильной системой с эластичным гусеничным шасси (ELMS). Эластичные гусеницы заменили бы каждую из трех посадочных пят на существующих посадочных аппаратах «Viking», равномерно распределяя вес по большой площади поверхности, объединяя подвеску и системы привода корабля в одном компактном, легком модуле.
Исследование, проведённое занимающимся проектом «Viking» офисом в Лэнгли (Вирджиния) вместе с экспертами из Центра космических полётов им. Маршалла, корпорации «Martin Marietta» и «Lockheed», показало техническую возможность установки концепции ELMS на третий резервный посадочный аппарат «Viking». Результатом будет мобильная научная лаборатория, способная работать на поверхности Марса в течение шести месяцев, и перемещаться на расстояние до 90 миль. Будущий планетарный вездеход с ELMS может работать в течение двух лет с перемещением на 300 миль».
Позже рисунок мобильного «Viking» и описание к нему появились в книгах, в некоторых из которых указан автор рисунка – К. Беннетт.
|
Венгрия, 1977 год
(Michel block № 125 A)
|
Впервые на почтовых марках рисунок посадочного аппарата «Viking», оснащённого ELMS, появился 20 сентября 1977 года на блоке Венгрии (Michel block № 125). Блок посвящён исследованию космического пространства. Текст на марке – «Viking» и «Марсианский автомобиль», на поле блока – «Будущие исследования Марса». По сравнению с рисунком Беннетта, посадочный аппарат изображён стоящим.
|
Венгрия, 1977 год
(Michel block № 125 B)
|
Блоки номерные, причём беззубцовый выпуск ничем не отличается от зубцового.
|
Венгрия, 1977 год
(сувенирный листок с блоком Michel block № 127 A)
|
А 1 ноября 1977 года, к 25-летию Союза венгерских филателистов «Mabéosz», в Венгрии выпущен номерной сувенирный листок с рисунком блока (Michel block № 127) и дополнительным розовым полем. В нижнем левом углу изображён проект мобильного посадочного аппарата «Viking». Размер блока (Michel block № 127) 98x78 мм, сувенирного листка – 180x120 мм, причём на его обороте, на клеевой стороне, нанесена надпись «Сувенир венгерской почты». В каталоге Michel дано пояснение о непочтовом статусе этого выпуска: «En nicht frankaturgültiger numerierter Block».
|
Коморские острова, 1977 год
(Michel block № 112 B)
|
Ещё через 20 дней, 21 ноября 1977 года, появилась марка Коморских островов (Michel № 373) с рисунком мобильного «Viking». Аппарат изображён на фоне заката Солнца, сфотографированного «Viking 1» 20 августа 1976 года. Марка также выпущена в виде люкс-блока (Michel block № 112). Художник – уже упоминавшийся Жан-Луи Пувиллан.
|
Парагвай, 1978 год
(Michel № 3052)
|
Следующая марка с изображением мобильного посадочного аппарата «Viking» выпущена в Парагвае 16 мая 1978 года, в серии «Астронавтика будущего». В серии девять марок, причём марки меньшего наминала (Michel № 3050–3056) отпечатаны в одном марочном листе 5x7, по пять марок каждого номинала. Марки большего номинала (Michel № 3057–3058) также отпечатаны в марочных листах 5x7, но на каждом листе марка только одного номинал.
В 1979 году германское «Общество Германа Оберта» (Общество содействия развитию научных исследований и освоения космического пространства) подготовило филателистические сувениры, посвящённые двум астронавтическим конгрессам общества. Маркированные почтовые карточки погашены штемпелем музея Германа Оберта, находящегося в германском городе Фойхт, и на карточки наклеены бумажные листки с марками Парагвая 1978 года, пояснительным текстом и парагвайским специальным штемпелем 1979 года. На германском штемпеле 25 ноября 1978 года, время проведения XXVII конгресса «Общества Германа Оберта». Этот конгресс проходил в Фойхте. В центре парагвайского штемпеля эмблема «Общества Германа Оберта», вверху надпись «почта Парагвая», по периметру надпись «В ознаменование астронавтических конгрессов», внизу дата применения штемпеля – 25 июня 1979 года. Рядом с эмблемой указание двух конгрессов, место и время их проведения: «XXV Фойхт XI–1978» и «XXVIII Зальцбург VI–1979». На штемпеле ошибка: конгресс в Фойхте был XXVII, а не XXV.
Под парагвайской маркой с рисунком «Viking 3» пояснительный текст «План NASA для улучшенного мобильного посадочного аппарата «Viking» с тремя гусеничными шасси».
|
Гвинея-Бисау, 1981 год
(Michel block № 178 A)
|
Вновь мобильный «Viking» появился на марках только через несколько лет. 7 февраля 1981 года для африканского государства Гвинея-Бисау выпущен люкс-блок (Michel block № 178), в левой части которого изображён посадочный аппарат «Viking», оснащённый ELMS. Судя по следу от эластичных гусениц, аппарат движется слева направо.
Рисунок для этого и всех последующих выпусков, посвящённых мобильному посадочному аппарату «Viking», выполнил Жан-Луи Пувиллан.
|
Джибути, 1982 год
(Michel block № 58 A)
|
Следующее появление мобильного «Viking» состоялось 15 февраля 1982 года – аппарат изображён в нижней части люкс-блока Джибути (Michel block № 58). По-видимому, Пувиллан отнёсся к работе спустя рукава и изобразил космический корабль и посадочный аппарат «Viking» в тех же самых ракурсах, что и на блоке Гвинеи-Бисау 1981 года.
|
Чад, 1983 год
(Michel block № 150 A)
|
Ещё через год, 31 января 1983 года, мобильный «Viking» появился на поле люкс-блока Чада (Michel block № 150). Хорошо заметен след от эластичных гусениц, аппарат движется справа налево.
При изготовлении люкс-блока использовано тиснение золотой фольгой и глубокое конгревное (объёмное) тиснение. Оборотная сторона блока показана вверху.
|
Чад, 1983 год
(Michel block № 150 A)
|
В последний раз мобильный «Viking» появился на люкс-блоке Центральноафриканской Республики (Michel block № 288 A), выпущенном 6 августа 1984 года. На марсианском грунте хорошо видны следы эластичных гусениц. Поясняющая надпись к рисунку: «Гусеничный «Viking» с манипулятором».
|
США, 1977 год |
Изображение мобильного посадочного аппарата «Viking» можно встретить и на каше, например, на конверте с календарным гашением Эдвардса, сделанным 15 сентября 1977 года. Над рисунком каше надпись: «Дистанционно пилотируемый исследовательский аппарат мини-сниффер достиг 20000 футов в раннем секретном полете 15 сентября 1977 года на авиабазе Эдвардса, Калифорния». Справа от рисунка пояснение: «Иллюстрация показывает использование мини-сниффера с вездеходом «Викинг» для исследования вулканических газов на Марсе», а на рисунке ошибочно указано «Лунный вездеход».
Мобильный посадочный аппарат «Viking» изображён на каше для красоты. На самом же деле не было проектов его использования вместе с мини-снифферами (беспилотными летательными аппаратами), хотя и предполагалось использовать их в будущих экспедициях «Viking» – вместо посадочного аппарата.
Нужно отметить, что, помимо ELMS, были и другие проекты мобильного посадочного аппарата. Например, в «Системах марсианских посадочных аппаратов» (третий выпуск «Изучения применения адаптивной системы к исследованию Солнечной Системы»), подготовленных корпорацией «Martin Marietta» 11 июля 1973 года (MCR 73–21) для NASA, описывается проект посадочного аппарата, у которого посадочные пяты заменены колёсами. В частности, упоминается, что для оценки возможности использования этого проекта, были проведены переговоры с конструкторами посадочного аппарата «Viking» экспедиции 1975 года.
Также встречаются проекты использования мини-вездеходов, которые будут доставляться на Марс в посадочных аппаратах «Viking».
Проект «Viking 3» так и остался неосуществлённым, и только через несколько десятилетий по поверхности загадочной красной планеты заколесили совсем другие американские марсоходы.
|