История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Ю. Зубакин

НЕПРАВИЛЬНЫЙ ЦИОЛКОВСКИЙ

Фантастка в филателии

ФАНТАСТИКА В ФИЛАТЕЛИИ

© Ю. Зубакин, 2009

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2009

Куба, 1976 год

(Michel № 2129)

СССР, 1986 год

(Michel № 5591)

Случается, что знакомые марки скрывают немало любопытного. Казалось бы, какая связь между маркой Кубы 1976 года (художник Л. Вега) и маркой СССР 1986 года (художник Г. Комлев)? Оказывается, что самая непосредственная.

На марке Кубы (Michel № 2129) изображены орбитальная станция «Салют» и космический корабль «Союз–11».

Марка СССР (Michel № 5591) посвящена К. Циолковскому. Для рисунка художник использовал фотографию М. Лаврова 1934 года.

СССР, 1987 год

Художественный маркированный конверт

Эта фотография много раз появлялась в филателии, например, на художественном маркированном конверте СССР 1987 года (художник Л. Толкачев).

Справа от Циолковского изображена фантастическая космическая станция.

Интересная деталь: первоначально предполагалось издать марку, посвящённую не Циолковскому, а второму лётчику-космонавту СССР. За месяц до появления марки журнал «Филателия СССР» писал:

«К Дню космонавтики планируется выпуск марки с купоном, посвящённой одновременно и 25-летию первого в мире полёта к космос. На ней – портрет первого космонавта Ю. А. Гагарина. [...] Планируется также выпуск марок с портретами С. П. Королева и Г. С. Титова».

Марки с портретами Гагарина и Королёва были выпущены, но вместо Титова на марке появился Циолковский.

Куба, 1976 год

(Michel № 2129)

СССР, 1986 год

(Michel № 5591)

Общее у марок Кубы и СССР в том, что рисунки космических станций выполнены по рисунку лётчика-космонавта СССР А. Леонова и художника А. Соколова. Он называется «Орбитальная пилотируемая станция «Салют» – «Союз» и впервые появился в изоальбоме «Космические дали» (М. – Изобразит. ис-во, 1972).

Рисунок состоит из двух частей. Слева изображён комплекс «Салют» – «Союз–11», а справа – орбитальная станция будущего. Левая половина показывает многоцветное настоящее, а правая, чёрно-белая, лишь очерчивает контуры будущего. Общий фон указывает на связь реального и возможного.

СССР, 1972 год

(Michel № 3997)

А. Леонов и А. Соколов много раз рисовали «Салют» – «Союз». Например, в 1972 году в СССР появилась марка (Michel № 3997), посвящённая стыковке «Салют» – «Союз». Автор рисунка – А. Соколов.

Мали, 1967 год

(Michel № 141)

И раньше в филателии встречалось совмещение на одном рисунке действительных достижений космонавтики и фантастических проектов. Например, в левой части марки Мали 1967 года (Michel № 141) изображена французская ракета-носитель «Диамант», а в правой – фантастический проект итальянца Франческо Лана де Терци (Francesco Lana de Terzi).

В 1670 году в книге «Prodomo» итальянец предложил проект летательного аппарата. Предполагалось, что аппарат будет подниматься в воздух с помощью четырёх сфер диаметром 7,5 метров каждая, изготовленных из тонкой медной фольги, и из которых будет выкачан воздух. По предположению Франческо Лана де Терци плотность воздух в сферах будет меньше плотности окружающего воздуха, поэтому шары устремятся вверх и поднимут в воздух летательный аппарат. Итальянец подсчитал, что вместе с аппаратом смогут взлететь шесть человек.

Но вернусь к рисунку А. Леонова и А. Соколова. Вот что говорится о фантастической космической станции в изоальбоме «Космические дали»:

«В будущем конструктивные решения при создании долговременных орбитальных станций будут различными. Одно из них – торообразное – показано на правой части картины.

Размеры станций будут зависеть от численности экипажа. Он может состоять из летчиков-космонавтов, инженеров, техников, медиков, биологов, физиков, астрономов и других ученых.

Создание долговременных орбитальных станций – магистральный путь развития советской космонавтики».

На марке СССР эта станция изображена вместе с Циолковским. Но, вопреки распространённому заблуждению, это не проекта Константина Эдуардовича. В работах Циолковского нет описания этой станции, есть лишь такое описание в рукописи «Альбом космических путешествий» (1933):

«29. ПОЛУЧЕНИЕ ТЯЖЕСТИ ДВИЖЕНИЕМ.

Тяжесть любой силы может быть создана движением без малейших хлопот, и расходов. Если животное соскучится без тяжести или понуждается в ней, то она всегда в нашли услугам. Почва растений нуждается хотя в малой тяжести, иначе она распылится и не может служить опорой и питанием для растений.

Представьте себе кольцеобразное жилище человека в виде скрученной кольцом колбасы. Если это жилице закружим вокруг какой-нибудь его воображаемой оси, напр., как карусель, то вот вам и тяжесть. Величина её обратна поперечнику кольца и пропорциональна квадрату окружной скорости, т. е. она совершенно зависит от нас. По закону инерции тело вращается вечно. Надо только раз заставить кольцо вращаться и оно никогда не остановится. Можно получить тяжесть меньше земной и больше. Чтобы не было большего числа оборотов в час, можно поперечник кольца как можно более увеличить. Тогда не будет опасности от головокружения. Стоит только остановить кольцо и тяжесть исчезнет без следа. Можно ее увеличить или ослабить, если ускорять или замедлить вращение кольца».

Но кольцеобразное космическое жилище из рукописи Циолковского это не орбитальная космическая станция на рисунке А. Леонова и А. Соколова.

Техника – молодёжи. – 1973. – № 4. – С. 18.

Через несколько месяцев после издания изоальбома «Космические дали» этот рисунок появился в апрельском номере журнала «Техника-молодёжи» за 1973 год:

«В черно-белом изображении дана торообразная долговременная станция будущего. Именно такими представлял «Эфирные поселения» К. Э. Циолковский. Это целый научно-исследовательский центр с многочисленным экипажем».

Это, конечно же, не то, что представлял себе Циолковский, но из-за такой интерпретации архаично выглядящая фантастическая станция с рисунка А. Леонова и А. Соколова оказалась рядом с портретом калужского учёного. В официальном, 1986 года, описании марки повторена ошибка о Циолковском как авторе проекта станции:

«Портрет К. Э. Циолковского и предложенная им модель долговременной космической станции».

(Филателия СССР (М.). – 1986. – № 7. – С. 32).

В появившемся годом позже каталоге почтовых марок описание рисунка совсем иное:

«Основоположник советской космонавтики К. Э. Циолковский (1857–1935) на фоне изображения орбитальной космической станции будущего в виде тора».

(Почтовые марки СССР 1986: Каталог. – М.: Союзпечать, 1987. – С. 16).

Венгрия, 1969 год

(Michel № 2548 A)

Эту же ошибку можно увидеть на марке Венгрии 1969 года (Michel № 2548). Над торообразной космической станцией надпись по-венгерски: «Проект космической станции Циолковского – 1903».

Н. Кольчицкий, 1951 год

«Над Землёй двигался новый искусственный спутник»

Художник S. Legrady позаимствовал идею станции не из трудов Циолковского, а совсем из другого, намного более позднего, источника. Станция на венгерской марке выполнена по мотивам иллюстрации в книге В. Захарченко «Путешествие в Завтра» (М.: Детгиз, 1952). Рисунок подписан «Над Землёй двигался новый искусственный спутник»; и нарисовал его советский художник Николай Кольчицкий в 1951 году.

СССР, 1960 год

Немаркированная почтовая карточки

С незначительными конструктивными изменениями эта космическая станция появилась на немаркированной почтовой карточки, выпущенной советским издательством «ИЗОГИЗ» в 1960 году. На обороте карточки надпись:

«Мечта человечества будет осуществлена!

Один из проектов советских ученых. Космическая станция-спутник Земли.

Художник В. Викторов».

Отмечу, что на почтовых марках встречаются проекты космических станций, описанные Циолковским.

Микронезия, 1995 год

(Michel № 446)

Например, на марке Микронезии 1995 года (Michel № 446) на фоне звёзд изображена реконструкция космического жилища по проекту Циолковского.

Знание – сила. – 1954. – № 9. – С. 14.

Впервые эта реконструкция появилась в статье Бориса Ляпунова «Станция вне Земли», опубликованной в сентябрьском номере журнала «Знание – сила» за 1954 год. Иллюстрации для статьи выполнили художники А. Орлов и И. Фридман.

Похоже, что автором реконструкции был Б. Ляпунов – в том же 1954 году реконструкция космического жилища Циолковского появилась в книге Ляпунова «Открытие мира».

Реконструкция выполнена по эскизу Циолковского в рукописи «Альбом космических путешествий» (1933).

В 1981–1983 годах в ГДР применялось 50 специальных штемпелей, посвящённых 25-летию космической эры. На них показана предыстория космонавтики – от Икара и Дедала до Королёва. Также были выпущены немаркированные почтовые карточки, рисунки которых дополняют и объясняют спецгашения. На одной из карточек изображена реконструкция космического жилища.

В филателии можно встретить изображение фантастической торообразной станции, выполненной не по проекту Циолковского, но непосредственно связанной с его именем.

Куба, 1985 год

(Michel № 2935)

На марке Кубы 1985 года (Michel № 2935) воспроизведён рисунок А. Соколова «Станция «К. Э. Циолковский» и экспедиционный корабль» (другое название: «На пути к Марсу (у орбитальной станции)». Подробней об этой марке и рисунке советского художника я рассказал в заметке «Сделай сам».

Космические станции, носящие имя Циолковского, встречаются и в фантастике. Самое известное произведение – книга А. Беляева «Звезда Кэц» (1936). Вот как расшифровывается «Кэц» в книге:

«Ракета, которую вы видели, тоже по его плану сделана, и Звезда тоже.

Вот почему и Кэц: Константин Эдуардович Циолковский. Понятно?»

В одной из глав научно-фантастического очерка В. Дмитриева (В. Захарченко) «Путешествие в Завтра» рассказывается о торообразном космическом острове: «Вот так мы строили весь наш остров, который мы назвали именем великого Циолковского». Вверху показан рисунок этого космического сооружения. Автор иллюстрации – Николай Кольчицкий.

Фантастическая станция на рисунке А. Леонова и А. Соколова выполнена по мотивам модели станции будущего из калужского музея истории космонавтики.

СССР, 1980 год

Художественный маркированный конверт

СССР, 1980 год

Художественный маркированный конверт

Известно две модели этой станции, имеющие небольшие конструктивные отличия. Одна модель находилась в павильоне «Космос» ВДНХ СССР в Москве, а вторая до сих пор находится в Калуге.

Чехословакия, 1965 год

(Michel № 1519)

Экваториальная Гвинея, 1973 год

(Michel № A 222 A)

Эта станция очень интересная и на марках встречается часто. Когда-нибудь я расскажу о ней подробнее, а пока лишь замечу, что впервые в филателии она появилась 6 марта 1961 года, на рисунке конверта первого дня Чехословакии.

СССР, 1969 год

(Michel block № 55)

Космическая станция на рисунке А. Леонова и А. Соколова – модификация модели в калужском музеи истории космонавтики. В филателии встречаются и другие модификации. Например, станция на поле блока СССР 1969 года (Michel block № 55) незначительно изменена по сравнению с моделью станции, демонстрировавшейся на ВДНХ СССР в Москве. Рисунок блока выполнил художник Ю. Левиновский.

Как и на рисунке А. Леонова и А. Соколова, на советском блоке изображено многоцветная действительность (космический корабль «Союз–3») и монохромное будущее – фантастическая станция, космические корабли, космонавты, собирающие на орбите большую конструкцию. Действительное и предполагаемое объединены общим рисунком – Землёй и космическим пространством.

Через три с половиной года после выпуска блока, в СССР появилась серия почтовых марок, на которых также было изображено многоцветное настоящее и монохромное будущее.

Но это уже совсем другая история...



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001