Ю. Пищик
ФАНТАСТИКА И СОЦИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
|
КОНВЕНТЫ ФАНТАСТИКИ |
© Ю. Пищик, 1970
Техника-молодежи.- 1971.- 1.- С. 62-63.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001 |
ЮРИЙ ПИЩИК (СССР) - журналист-социолог. Участник Международного конгресса социологов в Варне.
Болгарский писатель-фантаст Д. Пеев отмечает, что "...двухтысячный год уже покинул зону фантастических провидении - он стал объектом научного исследования". Трудно не поддержать эту мысль, хотя нельзя не оговориться, что и здесь поле для проникновения научно-художественного "щупа" фантаста не заказано. Почти три с половиной тысячи социологов из 80 стран, собравшиеся на 7-й Международный социологический конгресс в Варне, избрали темой обсуждения проблему, сформулированную следующим образом:
"Современное и будущее общество: прогнозирование и социальное планирование".
..."Фантастика", "футурология" и "планирование", "прогнозирование"! Сколько романтической приподнятости кроется за первыми двумя понятиями и сколько бухгалтерского педантизма - за вторыми,
Отбросим, однако, "блеск и нищету" понятий и заглянем в наш грядущий день...
Я не фантаст и готов целиком присоединиться к тем компетентным проектам будущего, которые встают в воображении фантастов-профессионалов. И все же я несколько теряюсь в предложенной ситуации - мир в 3000 году. Дело в том, что уже через 100-200 лет социальный и технический прогресс затмит собою самые вероятные прогнозы, самые смелые предсказания.
В Варне, в просторном Дворце спорта и в академических залах университета, собрались те, кто в той или иной мере творит год 2000-й. Сегодняшнее и завтрашнее как бы слились в единое целое.
Значительное место на заседаниях конгресса было, естественно, отведено молодежи, тем, кто будет жить и созидать в это оставшееся до окончания века 30-летие.
Оптимизм, присущий исследователям социалистических стран, резко контрастирует с доходящим до панического страха непониманием западными социологами роли и места молодежи в социальных изменениях.
Индийский профессор А. Катри, выступивший с докладом "Молодежь как фактор изменений", уловил это отличие, отметив, что "бизнесмен, безжалостный на рынке, остается таким же с друзьями и с семьей. Видимо, именно этот тип представляет эгоцентрическое, социально отчужденное "молчаливое поколение", поколение абсолютно самоуверенное и ориентированное на личную жизнь". Другое дело в коммунистических странах: "В культурах со все контролирующей, во все проникающей государственной властью, в культурах, принимающих революцию как цель государства, молодежь как группа почти полностью вовлечена в социальные изменения... здесь не возникает ни конфликта, ни молодежной контркультуры".
Суждения западных социологов о проблемах молодежи дают яркую картину того смятения, которое охватило западный мир в результате "студенческого бунта". Добрая половина докладов рабочей группы "Молодежь как фактор изменений" посвящена движению протеста молодежи и студентов. В качестве его причин указываются и кризис западной законности, и пресыщенность, и "неспособность создать теплые и близкие отношения со значительными для тебя людьми", и многое-многое другое.
После событий мая 1968 года во Франции крупнейший французский социолог Раймон Арон выпустил книжку "Революция, которую невозможно найти", где он усомнился в революционности студенчества. Как бы полемизируя с ним, Маттей Доган назвал свой доклад: "Причины революции французских студентов в мае 1968 года".
Почему мы останавливаемся именно на анализе причин социальных явлений в современном обществе? Только выяснение их подлинной сути приводит к правильному планированию и прогнозированию будущего.
Дискуссии на конгрессе показали глубочайшую поляризацию современного капитализма на мир, где господствует "этика расточительства", и мир, где более 60% населения голодает, нищенствует, прозябает в неграмотности и невежестве.
"Отсутствие личной автономии среди представителей рабочего класса как один из решающих факторов, мешающих достижению успехов в образовании" - назывался доклад Евы Кекельс из Австрии. Эфемерная "личная автономия", заслонившая эксплуатацию, безработицу и социальное бесправие! Вот она, подлинная "фантастика" буржуазного мира, "фантастика, лишенная фантазии".
И как антитеза этой надуманной и приспособленной к современному миру Молоха и чистогана концепции прозвучал на конгрессе доклад В. Шубкина "О социальном предвидении возможностей молодежи". На основе обширного социологического материала автор показал всю сложность и многозначность решения социальных проблем молодежи в социалистическом обществе.
Мир во всем мире - вот одно из условий, которое необходимо для воплощения в жизнь проблем будущего на земле. И независимо от того, насколько мы заглядываем вперед, мы должны прежде всего думать о мире. Молодежь и мир. Грядущая молодость мира. В этих словах кроется гигантская сила, преобразующая землю.
|