Ю. Зубакин
ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ГЕОКОСМИЧЕСКАЯ
Фантастика в филателии
|
|
Монголия, 1959 год
(Michel № 178)
|
30 декабря 1959 года в Монголии выпущена серия почтовых марок, посвящённая лунной программе Советского Союза. На марке номиналом 30 мунгу (Michel № 178) изображён странный космический аппарат на фоне звёздного неба, далёкой Земли и близкой Луны. Рисунок поясняется надписью «Лунник 1959».
|
Монголия, 1959 год
(Конверт первого дня)
|
Также был выпущен конверт первого дня, на штемпеле которого почему-то указано 31 декабря 1959 года.
|
Венгрия, 1963 год
(Michel № 1914 A)
|
Через четыре года, 9 мая 1963, в Венгрии появилась серия почтовых марок, на рисунке одной из которых (Michel № 1914) воспроизведена марка Монголии со странным космическим аппаратом.
Как оказалось, на рисунках почтовых миниатюр изображён не абстрактный космический корабль, у него есть реальный прототип, который совсем не случайно оказался на марках, посвящённых «Луне–1». Дело в том, что в СССР конца 1950-х космическая программа была засекречена, и в средства массовой информации передавалось очень мало сведений, причём зачастую это была сознательная дезинформация. Поэтому западные аналитики часто ошибались, пытаясь представить внешний вид советских ракет-носителей и космических аппаратов. Так произошло и с автоматической межпланетной станцией «Луна–1», за которую приняли модель фантастического стратоплана.
2 января 1959 года, когда весь мир узнал о советском «Луннике», информационное агентство «United Press International» (UPI) по фототелеграфу распространило фотографию модели фантастического стратоплана на стартовой площадке. Фото сопровождал сенсационный текст:
«Торонто, Онтарио, 2 января. Фото, недавно полученное из чехословацкого источника, показывает модель советского лунного стратоплана, который полагают похожим на тот, который, по утверждению русских, достигнет Луны в воскресенье 4 января. Масштабные модели автобуса и вертолёта дают представление о размере русской ракеты».
Фотографию напечатали многие газеты. Сопроводительный текст корректировался исходя из вкусов редакторов, поэтому в газетах он может отличаться от оригинального текста UPI. Вверху показан фрагмент страницы газеты «The Kingston Daily Freeman» за 3 января 1959 года.
Фотографию и текст UPI растиражировали по всему миру, и фантастический аппарат стали ассоциировать с «Луной–1». Вот так благодаря советской сверхсекретности и западной ошибке на двух почтовых марках появился фантастический суборбитальный корабль.
Модель на фотографии изготовлена в 1958 году по рисунку из популярного советского журнала «Техника-молодежи». Это иллюстрация Юрия Случевского к статье профессора Георгия Покровского «Зодчество в космосе» (Техника-молодежи. – 1957. – № 12). Модель очень точно повторяет детали рисунка, в том числе автобус у стартовой площадки. Принципиальное отличие от рисунка лишь в отсутствии крыльев в верхней части модели.
В статье «Зодчество в космосе» рассказывается о межконтинентальных ракетах и их мирном использовании в будущем. На иллюстрации изображена гигантская «геокосмическая ракета» (так она называется в статье), предназначенная для межконтинентальных суборбитальных космических полётов.
В статье нет подробного описания стратоплана, но есть рисунок, который многое проясняет – он показан вверху. Журнальная подпись к рисунку: «Разрез части геокосмической ракеты, которая уходит за пределы атмосферы». На иллюстрации вторая и третья ступени, над которыми располагается крылатый аппарат с людьми и грузом. Здесь первая ступень не показана, но судя по рисунку Ю. Случевского, она состоит из двух независимых крылатых частей, похожих на огромные самолёты. По их форме можно предположить, что первая ступень может использоваться многократно, и её крылатые части возвращаются на Землю для подготовки к новым запускам.
В зарубежной прессе появились иллюстрации по мотивам рисунка из журнала «Техника – молодёжи». Так, в статье «Гонка к Луне», опубликованной в журнале «Popular Mechanics» в августе 1959 года, приведён рисунок взлетающей ракеты-носителя с крылатым космическим кораблём. Поясняющий текст к иллюстрации:
«Русская концепция транспортной ракеты с ускорителями, спускающимися на Землю, и с установленным на носу возвращаемым кораблём».
Профессор Покровский не только писал технические статьи, но и хорошо рисовал, в книгах и периодике 1920-х – 1980-х можно найти много его рисунков. В архиве РИА Новости хранится негатив, сделанный фотографом Михаилом Кулешовым в июне 1961 года – на нём репродукция картины Покровского «Запуск межконтинентальной транспортной ракеты». Картина выполнена маслом на холсте и показывает взлёт геокосмической ракеты. Работают двигатели первой ступени, и ракета поднимается над стартовой площадкой. Не известно, почему в статье «Зодчество в космосе» нет репродукции этой картины. Возможно, она была нарисована после публикации статьи, или не подошла по техническим требованиям к журнальным иллюстрациям, и поэтому была заменена иллюстрацией Ю. Случевского, который выполнил свой рисунок по картине Покровского.
Ракету профессора Покровского видели все советские школьники, учившиеся по третьему изданию учебника «Природоведение» за 4 класс – она появилась на иллюстрации к краткому пересказу научно-фантастического романа Ивана Ефремова «Туманность Андромеды». Небольшой отрывок из учебника:
«Звездолет опустился на планету.
Люди надели скафандры и направились к кораблю, стоящему на равнине (рис. 29). Преодолевая большую тяжесть, по каменистой почве, нагретой звездой, они подошли к кораблю. Он был пуст. По записям, найденным на корабле, астронавты узнали, что люди погибли несколько дней назад. Но «горючее» осталось. Его перевезли на звездолет. И звездолет, покинув таинственную планету, полетел к Земле».
(О том, как астронавты возвращались от далекой планеты на родную Землю // Скаткин А. Природоведение: Учебник для 4-го класса. – Изд. 3-е. – М. Просвещение, 1974. – С. 30–31).
|