Н. Вечканов
ОЧЕВИДЦЫ ВСЕЛЕННОЙ
|
ФАНТАСТИКА В ЖИВОПИСИ |
© Н. Вечканов, 1983
Молодой дальневосточник (Хабаровск). - 1983. - 8 янв. - 5 (11266). - С. 3.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2007 |
Корни «космического» изобразительного искусства уходят в далекую старину. Но лишь в наше время этот вид искусства совместился, если так можно выразиться, с реальностью. Это произошло, когда первый космонавт Земли Юрий Алексеевич Гагарин, увидев нашу планету сверху, воскликнул: «Какая ока красивая, наша Земля!»
Космонавты один за другим стартовали, выходили на орбиту, возвращались на Землю. Но добытая ими информация о новой среде была записана на малопонятном большинству людей языке цифр и графиков. А на долю человека оставались фотографии да рассказы устные...
Так продолжалось до 1965 года, пока в небо не поднялся Алексей Леонов, ставший первым землянином, которому выпало сделать шаг в бесконечный мир открытого космоса. Но значение полета «Восхода – 2» не исчерпывается этим грандиозным свершением. И, вполне вероятно, наши потомки, вспоминая об этом полете, на первое место поставят другое – на орбите впервые оказался художник, человек с острым глазом и твердой рукой. Человек, который пришел, увидел, показал,
Алексей Леонов стал первым мастером космического пейзажа в буквальном смысле этого термина. Его работы всегда несут новую информацию, причем такого рода, которую бессилен передать бесстрастный глаз телеобъектива.
Работы А. Леонова окрашены сопричастностью. Он видит небо глазами земного человека. И в этом их сила.
Любопытны судьбы некоторых его работ. Картина с космическим лифтом навеяла писателя-фантаста Артура Кларка на идею романа «Фонтаны рая». А изображение человека в невесомости стало символом рубрики, под которой журнал «Советская литература» публикует на иностранных языках рассказы наших фантастов.
На протяжении многих лет А. Леонов был не только первым, но и единственным художником – очевидцем Вселенной. Но они пронеслись, и в космос поднялся еще один художник – Владимир Джанибеков.
Символично, что в советско-американской экспедиции «Союз» – «Аполлон» Владимир Джанибеков был дублером Алексея Леонова.
Владимир Джанибеков не пошел по пути, проложенному старшим товарищем. Он нашел собственную дорогу. Впрочем, явственный отпечаток на его творчество наложило и время: чувствуется, что он начал летать гораздо позже А. Леонова.
У Алексея Леонова космонавт – это, как правило, первопроходец. У Владимира Джанибекова люди идут в космос работать. Они профессионалы. Космонавтика для них – просто работа, нелегкий труд, хотя и овеянный ореолом романтики. И главное, что интересует художника, – новые психологические состояния, которые дает им эта работа. Словом, А. Леонов и В. Джанибеков идут каждый по собственному пути. Что нового покажут нам будущие космонавты-художники?
Трудно сказать заранее. Ведь, помимо всего прочего, изобразительное искусство не исчерпывается живописью и графикой...
Н. ВЕЧКАНОВ,
скульптор.
(Журнал «Техника – молодежи»).
|