С. Иванов
КАК СТАТЬ ПИСАТЕЛЕМ-ФАНТАСТОМ?
Заочный семинар
|
ФАНТАСТЫ И КНИГИ |
© С. Иванов, 1989
Комсомолец Донбасса (Донецк).- 1989.- 11 нояб.- ( 217)).- С. 4.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001 |
В почте "Клуба любителей фантастики" поступило от читателей немало рукописей фантастических произведений. Это побудило нас открыть при "КЛФ" заочный семинар для начинающих писать в жанре фантастики.
Мы уже убедились, что рукописи, написанные от руки, не всегда представляют интерес. Поэтому будут рассматриваться только машинописные рукописи. Но не спешите отправляться на поиски пишущей машинки. Подумайте, выдержит ли ваше творение испытание машинописью! Да и мы не станем обнадеживать, что машинописный вид автоматически пропустит рукопись на страницы газеты.
В дальнейшем мы с вами решим, есть ли необходимость провести очный семинар начинающих авторов и рекомендовать лучших из них для участия во Всесоюзном семинаре молодых писателей-фантастов.
Остается сообщить, что вести наш заочный семинар будет Виталий ЗАБИРКО с помощью Алины БОЛОТО, Сергея ИВАНОВА и других членов горловского КЛФ "Контакт". Ваши рукописи будут внимательно рассмотрены, а вы пока познакомьтесь с наставлениями молодым писателям-фантастам.
Издательство "Молодая гвардия" порадовало нас еще одной замечательной книгой из серии "Библиотека советской фантастики". Книга Юрия Глазкова "Черное безмолвие" может быть поставлена в один ряд с такими выдающимися в своем роде книгами, как "Чаша бурь" В. Щербакова, "Колесница времени" Ю. Медведева, "Фаэтон" М. Чернолусского, "Третий глаз" В. Фалеева и некоторыми другими.
"Космонавты, видевшие черный космос, изумрудную Землю, белую Луну и далекие немигающие звезды, зачастую берутся за перо и пытаются рассказать обо всем этом людям. Пусть это не всегда получается профессионально, но это слова идущие от души, от сердца, это те мысли, которые рождаются в космическом полете когда думаешь о Земле, о судьбах человеческих, о Вселенной, о Разуме, о жизни". Так пишет космонавт Юрий Глазков в предисловии к своей книге.
Фантастика космонавтов становится традицией - вспомните книги Л. Хачатурьянца и Е. Хрунова, вышедшие в этой же серии. И здесь перед издательством "Молодая гвардия" открываются широкие перспективы в отношении будущих авторов НФ произведений. Ведь число наших космонавтов перевалило уже за 60, и не исключено, что многие из них тоже, воодушевленные примером Хрунова и Глазкова, поделятся мыслями, которые родились у них в космических полетах.
Много страниц книги Ю. Глазкова посвящено разоблачению коварных замыслов империалистов, которые лелеют замыслы звездных войн, хотят перенести вооружение в космос. Несомненная заслуга автора в том, что он показывает наших идейных врагов такими, каковы они есть - хитрыми, злобными, жестоки (новеллы "Конфликт", "Зоопарк". "Безумцы на орбите", "Раскрывалка", "Сетка"). Грустно писать об этом, однако в изображении аших идейных противников в литературе, в последнее время проявляется не только в литературе, в последнее время проявляется некий либерализм - авторы в целях ложно понимаемой "правды жизни" наделяют их некоторыми положительными качествами и чертами характера - скажем, любовью к детям или порядочностью, или внешней привлекательностью. Это дезинформирует нашего читателя, уводит его от идейной борьбы, затягивает в болото подражательства Западу. Что мы можем противопоставить такой девиации? Только произведения, в которых вещи называются прямо и недвусмысленно, своими именами. И отрадно, что в ряду этих произведений прочно займет место и книга Ю. Глазкова.
Читатели, почитающие творчества великого мастера советской научной фантастики А. Казанцева, будут приятно удивлены, прочитав такие рассказы, как "Сон", "Робинзон". Приятно удивлены потому, что кроме А. Казанцева никто более с такой прямотой и смелостью не выдвигал фантастические гипотезы о посещения Земли инопланетными гостями. Революционные идеи А. Казанцева получили дальнейшее развитие в творчестве космонавта-фантаста Ю. Глазкова - это ли не доказательство преемственности поколений писателей. Опытный читатель, помнящий рассказы-гипотезы и романы гипотезы А. Казанцева найдет подобное в книге Ю. Глазкова, где прямо и недвусмысленно полагается, что Луна - это космический корабль пришельцев, наскальная картина "Великий бог марсиан" - изображение пришельца, пирамиды Египта и гигантские дворцы Бенина - построены при помощи пришельцев, каменные шары в сельве Амазонки н гигантские рисунки в пустыне Наска - дело рук пришельцев...
Ценность книги также и в том, что она заставляет читателя активно участвовать в процессе чтения, думать, рассуждать. Для того автором применен оригинальный прием. Временами кажется, что авторская речь бессвязна. Порой невольно ломаешь голову над тем, что хотел сказать писатель тем или иным предложением. В этом и заключается хитрая уловка автора - заставить читателя не скользить пассивно взглядом по ровным строчкам, а заставить его остановиться в недоумении, приложить палец ко лбу, подумать. И вдруг - прозрение! Чувства, испытываемые при этом терпеливым читателем, можно сравнить разве только с чувствами Архимеда в знаменательный момент. Так и хочется крикнуть: "Эврика"! И такой крик рвется почти на каждой странице. Не будем голословны. Возьмем, к примеру, рассказ "Безумцы на орбите". Читаем: "Разноязычная трескотня журналистов, музыка, заполненные игровые площадки, битком набитые питейные барчики и ресторанчики, машины всех цветов и марок - все это придавало людям чувство причастности к происходящим событиям и близости к тем, кто летел в космические дали... Но прошли годы восторгов и общих побед, и людей отлучили от этих свершений, космос стал доступен далеко не для всех и далеко не для того, что приносило людям радость, прогресс и чувство очередной победы в познаний природы, Вселенной".
Читатель прикладывает уже упомянутый палец к упомянутому месту и начинает рассуждать: "Что же хотел сказать автор? Какое отношение имеют барчики и машины к космосу? Что приносило людям радость, прогресс и чувство победы?". А иной читатель, прочитав это, скажет: "Что за чепуха?" - и отбросит книгу подальше. Но в том то все и дело, что автор рассчитывает не на такого, а на вдумчивого, пытливого читателя, для которого разгадывание словесных хитросплетений - любимое занятие.
Чтение сборника Ю. Глазкова - нелегкое дело, но ведь серьезная литература и требует к себе серьезного отношения. Чем глубже вчитываешься в исполненные подчас глубочайшего смысла загадочные фразы, тем больше извлекаешь для себя. Чем труднее чтение, тем большее чувство облегчения испытываешь, когда наконец-то отложишь книгу в сторону, просмаковав последнюю страницу.
Еще один прием, применяемый автором для более активного вовлечения читателя в процесс чтения - прием несоответствия или загадки. Его суть состоит в том, что автор вносит в рассказ сюжетное или описательное несоответствие (конечно же, сознательно) и как бы наблюдает за читателем - найдешь ли? Так сюжет рассказа "Пластинка" строится на том, что на некой планете полностью отсутствуют запахи, а автор (вот хитрец!) в начале пишет: "Их (специалистов - С. И.) было четверо, и Винкл должен следить за ними ежесекундно, чтобы они... не попали бы в щупальца какого-либо очаровательного цветка, манящего красками и тонким запахом лучших парфюмерных фирм родной Земли". (с. 121).
А в "Заправке" он описывает заправочную станцию:
"Это был скромный и неприметный шар, летящий в безмолвии, с причалами, стыковочными устройствами, антеннами". (с. 138).
На другой странице:
"Перед ним (космонавтом - С. И.) была идеальная гладкая сфера, блистающая в лучах света далеких и близких звезд". (с. 139).
И пусть читатель, заметивший это, не удивляется, - как идеально гладкая сфера может быть с причалами и антеннами - это всего лишь прием.
Читая Глазкова. так и видишь перед собою эту чугунную решетку, видишь раскачивающиеся на ветру толстые сучья. Он умеет в нескольких словах создать настолько запоминающийся образ, что тот буквально "впивается", "влипает" в память.
И не зря вы не найдете в выходных данных книги Глазкова фамилии рецензента. Надеюсь, выражу общее мнение, если скажу, что такая книга не нуждается в рецензировании.
Да, едва не забыл... Ответ на вопрос, вынесенный в заглавие, дает этой книгой редакция фантастики издательства "Молодая гвардия". Зря молодежь сетует на то, что их фантастику не печатают. Как видно, стать писателем-фантастом очень просто - нужно только сначала слетать в космос. Итак, все - в космонавты!
|