Анатолий Ткаченко
БЕЛАЯ БАБОЧКА ФАНТАЗИИ
|
ФАНТАСТЫ И КНИГИ |
© А. Ткаченко, 1989
Литературная Россия (М.).- 1989.- 31 марта.- 13 (1365).- С. 22.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2003 |
Иван Зюзюкин. "Скрипка Ивана Гавриловича". Роман, повести. Издательство "Советский писатель". 1988, 480 стр. 2 руб. 10 коп.
ЭТА книга выходила в свет более шести лет. И, пожалуй, не вышла бы вовсе, не подоспей сегодняшние перемены. Хотя "внутренний" рецензии на нее были в общем положительные.
Чего же опасалось издательство? Может, автор Иван Зюзюкин где-то неправильно высказался, усомнился в наших устоях?..
Долгие годы он проработал в комсомольской печати, был известен как отличный знаток школы, воспитания детей и подростков. Его книги "Люди, я расту", "Из-за девчонки", "Узнаю человека" не только с интересом читались, но и (мне приходилось быть тому свидетелем) использовались учителями как практические пособия.
Попробуем разобраться, что настораживало издателей в предложенной И. Зюзюкиным рукописи романа-фантазии "Черная бабочка" (кстати, прежнее название, "Кормящий отец" было, на мой взгляд, более удачным, но и оно, вероятно, кому-то не понравилось). Вот краткое содержание романа.
Одинокий и неудачливый отец-звездочет воспитывает любимую дочурку, крепенькую девочку, отдавая ей всего себя, всю свою душу и по возможности каждую минуту своей жизни. Он запечатляет в собственной памяти и на фотопленке часы и дни ее драгоценного бытия, угадывает все желания дочурки, не позволяя ей не только что-либо делать собственными руками, но и самостоятельно мыслить. Словом, растит дочь частицей самого себя, становясь в то же время частицей ее самой.
Многое могла бы исправить школа. Но отец-звездочет по рассеянности отдает дочку в такую школу, где директором стал человек с весьма оригинальными убеждениями: "Когда я увижу, что хотя бы один ученик не любит и не уважает меня, я самого себя уничтожу как бешеную собаку!.. Пусть дети делают, что хотят, и не делают, чего им не хочется". Предоставив школьникам такую вот полную свободу, директор, однако, взял под свой бдительный контроль все их мысли, побуждения и даже сны.
Как видим, девочке крепко не повезло: от любимого папочки, лишившего ее собственного "я", она попадает к педагогу, прозванному Несклоняемым и лишающему учеников даже признаков духовности (не зря, выходит, при рождении осенила девочку крыльями печальная черная бабочка). Но она ничего этого не знает и вскоре становится лучшей и Вечной ученицей школы. Ее жизнь с безумно любящим отцом, ее постоянно восхваляемое школьное учение заканчиваются печально - "болезнью беспамятства": она забывает не только все то, чему ее учили, но и свое прошлое.
Через многие фантастические и сказочные превращения пройдут герои романа в поисках добра. Крепенькая девочка будет принята наконец в хорошую Школу Огромных Перемен (черная бабочка ее прошлого превратится в белую бабочку ее будущего). Она навсегда расстанется с отцом: что ж, уходя из детства, дети уходят и от своих родителей.
Полагаю, теперь ясно, что именно могло кое-кому не понравиться в этом романе: мало ли у нас было и еще есть Несклоняемых, Торжественно-Веселых Церемоний, Тяжелых Канцелярий и т. д.?
Лет пять назад, прочтя роман Ивана Зюзюкина в рукописи, я подумал: благополучный конец понадобился автору для более легкого прохождения романа в печать. Многие ли не грешили этим? Теперь думаю иначе: а не попытался ли И. Зюзюкин предсказать Школу Огромных Перемен, задыхаясь в недавнем времени Несклоняемых?..
Совсем о другом строго реалистическая повесть "Командировка в сорок третий год". Со Смоленщины, где два года гремели незатихающие бои, наконец ушли немцы, оставив после себя начиненную минами землю. Наши саперы еще воевали на Западе, и за опасное дело - обезвреживание мин - взялись шестнадцатилетние мальчишки, окончившие месячные курсы бойцов-минеров. Гибли они на страшном поле Кочегор, оплакивали их матери, гибли затем на этом же поле первые пахари... Нельзя без содрогания читать это трагическое повествование, хотя, казалось бы, прочитано великое множество книг о войне: такова, значит, сила прочувствованного, правдивого слова!
Сюжет повести "Скрипка Ивана Гавриловича" прост: жил спокойно в поселке городского типа пенсионер Ляшенков, скрипач-любитель, бывший резчик свеклы на местном сахарном заводе, и вдруг приехавший на побывку из столицы некий Владик заявляет, что старенькая-то скрипка у Ивана Гавриловича необыкновенная, самим знаменитым Страдивари сработана. Нет цены этой скрипке, а если уж решится продать - многие тысячи за нее дадут. И нарушилось мирное течение жизни пенсионера Ляшенкова...
Кончается эта история, как и следовало ожидать, ничем - скрипка оказывается подделкой. Но мы успеваем узнать обширное окружение Ивана Гавриловича: двух его разнохарактерных сыновей, соседей, жизнь целого поселка с его делами и заботами. В повести немало комедийного и печального, читается она легко, разве что несколько затянуто начало: автор слишком медленно, со многими пояснениями и отступлениями подводит читателя к главным событиям.
Две другие повести - "Невиновный Глебов" и "Правильная" - не столь остры и глубоки по мысли, но в сборнике они вполне уместны: разнообразят его необычными житейскими ситуациями и терпеливо выписанными персонажами.
В заключение хочу заметить, что автору вполне по силам и фантазия, и жесткий реализм, он свободно владеет сюжетом, у него обширные житейские познания. А это, все вместе взятое, и есть признак надежной талантливости писателя.
|