История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

[А. Петросов]

ОБ ОРИГИНАЛЬНОМ ЖАНРЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО

СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ

© А. Петросов, 1996

Красное знамя (Венев).- 1996.- 21 нояб.- С. 3.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002

ПРОГУЛИВАЯСЬ по воскресному рынку, редкий книголюб не остановится у книжных развалов, чтобы покопаться в книгах с надеждой в душе, что обнаружит для себя нечто интересное. Действительно, перед его взором предстанет большое количество разнообразной литературы, но в основном зарубежных авторов. Естественно, что любитель фантастики, в первую очередь, начнет присматриваться к фантастической литературе. Здесь он встретит книги всех жанров, однако, к великому сожалению, не найдет произведений В. Одоевского, О. Сенковского и других представителей русской фантастики. А ведь она, особенно в XIX веке, сыграла немалую роль в развитии литературы и даже оказала некоторое влияние на развитие западной фантастики, явив целую галерею тем, образов и сюжетов, установив связь двух миров - потустороннего и реального. И еще один нюанс. По сравнению с западной, русская дореволюционная фантастика была более разветвленной и многоликой. Она, заглядывая в будущее, первой выдавала на своих страницах предвидения, связанные с техническим прогрессом. Достаточно рассмотреть два примера, чтобы убедиться в этом. Столь распространенный в мировой фантастике прием "путешествие во времени" впервые был введен русским писателем Вельтманом, создателем первого в России научно-фантастического произведения оригинального жанра. Его герой отправляется в прошлое на живой машине времени - гиппогрифе. Или шедевр русской научной фантастики "Косморама" В. Одоевского, в нем он предсказал выход России в космос. Кстати, Одоевский по праву считается основоположником русской научной фантастики. А многие ли книголюбы читали "Космораму" или "Предки Калимареса. Александр Филиппович Македонский", выше упомянутого Вельтмана.

Говоря о русских писателях-фантастах, особенно XVIII века, следует отметить, что из всех жанров фантастики предпочтение они отдавали психологическому и философскому. Лишь с 1-й половины XIX века стало характерной чертой постоянное обращение к вопросам науки и техники.

Еще одно отличие русской фантастики от западной заключается в том, что к какому бы жанру не принадлежало произведение, в первую очередь, в нем ставилась социальная проблема.

В своих "Психологических заметках" В. Одоевский писал: "При всяком происшествии будем спрашивать самих себя, на что оно может быть полезно, но в следующем порядке: первое - человечеству, второе - родине, третье - кругу друзей или семейству, четвертое - самим себе. Начинать эту прогрессию наизворот есть источник всех зол, которые окружают человека с колыбели".

Немало внимания русские фантасты уделяли и утопии. Первым в России образчиком утопии является книга М. Щербатого "Путешествие в землю Офирскую г-на С..., швецкого дворянина". В 1784 году вышла в свет книга В. Левшина "Новейшее путешествие, сочиненное в городе Белеве", а затем "4338 год" В. Одоевского.

Не надо забывать и о том, что многие классики русской литературы широко использовали в своих произведениях элементы фантастики, достаточно вспомнить Пушкина, Лермонтова, Достоевского и Тургенева.

В истоках русской фантастики лежат мифы, верования, легенды, а также гадание, колдовство, мистика.

Коль скоро речь зашла о мистике, то здесь хотелось бы упомянуть одну из первых писательниц-фантасток России Веру Ивановну Крыжановскую-Рочестер, написавшую свыше 50 произведений, большую часть которых составляют фантастические, оккультные и историко-мистические. По ее утверждению, некоторые из них продиктованы духом английского поэта XVII века Дж. Уиолмота, графа Рочестерского, с которым она вступила в спирическую связь (отсюда и псевдоним).

Писательница, родившаяся 135 лет назад и начавшая свою литературную деятельность в 18 лет, давно забыта, и это печально сознавать. Поэтому забыты и другие авторы и их произведения. И как не вспомнить слова великого русского историка Карамзина: "Мы никогда не будем умны чужим умом и славны чужой славой: французские, английские авторы могут обойтись без наших похвал, но русским нужно по крайней мере внимание русских".

    А. ПЕТРОСОВ,
    учитель физики ВСШ № 1.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001