Ю. Зубакин
ФАНТАСТИКА НА КОНВЕРТАХ «МЕЖДУНАРОДНОЙ КНИГИ»
Фантастика в филателии
|
Во времена СССР некоторая советская филателистическая продукция предназначалась для распространения за рубежом. Так, выпускались специальные конверты первого дня (КПД), отличающиеся от тех, которые продавались в СССР. Подготовкой и распространением экспортной продукции занималась внешнеторговая организация «Международная книга». Зачастую (если не всегда) гашения на таких конвертах выполнялось задним числом, иногда через несколько лет после выпуска марок. Конверты выпускались без привязки к конкретному событию, один тот же конверт мог быть использован для КПД к годовщине рождения Ленина, так и для КПД с маркой, посвящённой советскому изобретательству или космическим достижениям. Среди КПД «Международной книги» 1960-х встречаются интересные конверты с фантастическими рисунками, напечатанные металлографией. Все эти рисунки выполнены по мотивам фантастических работ других художников или фотографиям космических аппаратов. Мне показалось занимательным найти эти работы и сравнить с рисунками «Международной книги». Оказалось, что художники вдохновились набором советских открыток, детской чехословацкой книгой и фотографиями, сделанными на ВДНХ СССР.
Полузнакомая фантастика
Одни из первых конвертов с фантастическими рисунками от «Международной книги» использовались для КПД 1964 года, посвящённых полёту космического корабля «Восход». В дальнейшем эти конверты использовались для других КПД. Так, один из конвертов использовался для КПД почтовых марок СССР 1967 года «Космическая фантастика». Марки погашены специальным штемпелем «Советская станция на Венере», посвящённом автоматической межпланетной станции «Венера-4».
|
СССР, 1967 год
Конверт первого дня
|
На рисунке спутник незнакомой планеты: высокие скалы, чёрное небо со звёздами и огромным полосатым шаром-планетой. Слева изображёна куполообразная база землян, из которого торчат антенны. В центре рисунка высокий космический корабль и ферма обслуживания - это местный космодром. Три космонавта стоят на каменистой поверхности спутника, на людях скафандры с антеннами на шлемах.
Оказалось, что этот рисунок выполнен по мотивам картины московского художника Андрея Соколова «На спутнике Сатурна». На рисунке космонавты соединяют кабелем или трубопроводом вездеход на гусеничном ходу с вертикально стоящим космическим кораблём. Впервые эта картина, под названием «Сатурн. На Титане», появилась на немаркированной открытке, выпущенной в 1963 году в наборе открытых писем «Космическая фантазия» издательства ИЗОГИЗ.
Художник, выполнивший рисунок конверта, видоизменил вездеход, сделав его куполообразной базой, убрал кольца планеты, изменил детали космического корабля, по другому расположил фигуры астронавтов, но рисунок остался узнаваемым.
Позднее существенно изменённый рисунок А. Соколова (без космического корабля, одного из космонавтов и некоторых других деталей) появился под тем же названием в изоальбоме А. Леонова и А. Соколова «Ждите нас, звёзды!» (М.: Молодая гвардия, 1967). Поясняющий текст к рисунку: «Вот она, самая необычная планета - с кольцами. Астрономы знали и на Земле, что эти кольца - мириады камней - мельчайшие луны Сатурна. Космонавты сейчас на одной из его десяти крупных лун. Скоро будут раскрыты многие загадки Сатурна. Человек идет на штурм планеты-гиганта».
А ещё через несколько лет, в 1970 году, этот рисунок появился в изоальбоме А. Леонова и А. Соколова «К звёздам!» (Л.: Аврора, 1970). В издании 1970 года рисунок незначительно отличается от рисунка 1963 года - добавлены элементы космического корабля, немного изменена форма скал и др.
Если сравнить все варианты рисунка Андрея Соколова, то выяснится, что рисунок на «межкниговском» КПД выполнен по мотивам рисунка из набора открыток «Космическая фантазия» 1963 года.
|
СССР, 1967 год
Конверт первого дня
|
Конверт первого дня с марками серии «Космическая фантастика» распространялись в комплекте с другим КПД, на рисунке конверта которого изображены космические аппараты на орбитах вокруг Луны. Рисунок условный и при известном желании его можно отнести к фантастике, потому что среди космических аппаратов на показан пилотируемый космический корабль «Восток» с третьей ступенью ракеты-носителя, облетающий Луну. В действительности же такого никогда не было.
|
СССР, 1967 год
Конверт первого дня
|
|
СССР, 1967 год
Конверт первого дня
|
Марки «Космическая фантастика» часто встречаются и на других КПД «Международной книги» – на конвертах с нефантастическим условным изображением советских космических аппаратов и траекторий их полёта. Марки погашены стандартным штемпелем первого дня. Эти КПД подготовлены значительно позже выпуска марок, а дата на штемпеле выставлена задним числом. Дело в том, что этот штемпель начал применяться только с декабря 1968 года, т. е. через 14 месяцев после появления марок серии «Космическая фантастика». Видимо, было несколько выпусков КПД с этими марками: первый выпуск на конвертах с фантастическими рисунками и спецгашением «Советская станция на Венере» разошёлся быстро, поэтому был второй выпуск на конвертах с нефантастическим рисунком и стандартным штемпелем первого дня.
|
СССР, 1969 год
Конверт первого дня
|
Вверху показан ещё один КПД «Международной книги» с фантастической маркой, посвящённой 50-летию советского изобретательства.
Планета расплавленных скал
Среди КПД «Международной книги» встречается конверт с рисунком фантастического вездехода и необычной местности с причудливыми скалами и огромным солнцем над горизонтом. Как оказалось, это не абстрактная планета, а Венера – рисунок выполнен по мотивам картины московского художника-фантаста Андрея Соколова.
|
СССР, 1964 год
Конверт первого дня
|
Один из таких конвертов применялся для КПД серии марок, посвящённых полёту космического корабля «Восход». На одном КПД марки погашены календарным штемпелем московского международного почтамта 19 октября 1964 года, а рядом поставлен специальный штемпель с надписью «12–13. X 1964 первый в мире полет советского трехместного космического корабля «Восход» и «Московский международный почтамт 1964 г.». Оба штемпеля красного цвета. На втором КПД блок (правильнее будет сказать – крупноформатная беззубцовая почтовая марка), погашенный календарным штемпелем международного почтамта 20 ноября 1964 года.
Рисунок на конвертах – это творчески переработанная картина художника Андрея Соколова. Работа Соколова называется «Венера. Лавовое поле» и впервые появилась в наборе открыток «Космическая фантазия», выпущенном издательством «Изогиз» в 1963 году. Интересен пояснительный текст на обороте открытки: «Здесь не пройти человеку. На раскаленное поле застывшей лавы выехала автоматическая танкетка космонавтов, и вдруг несущиеся тучи на секунду разошлись. Показалось солнце – непривычное, огромное, не похожее на наше, земное».
На рисунке конверта скалы за вездеходом зеркально повёрнуты, а его конструкция изменена – теперь он не похож на утюг.
Рисунок в наборе открыток «Космическая фантазия» интересен тем, что во всех последующих публикациях он изменён – принципиально иной вездеход, изменились детали пейзажа, у солнца появилось гало. Изменённый рисунок публиковался в изоальбомах «Ждите нас, звёзды!» (М.: Молодая гвардия, 1967), «К звёздам!» (Л.: Аврора, 1970), «Человек и Вселенная» (М.: Изобразит. искусство, 1976), наборах открыток «Человек в космосе» (М.: Сов. художник, 1968) и «Звёздные пути» (М.: Изобразит. искусство, 1978). В разных изданиях рисунок назван по-разному: «Венера – раскалённая», «Венера раскаленная», «На раскалённой планете», «На планете расплавленных скал!!!». Также встречаются пояснительные тексты к рисунку:
«Очень тяжело даже вездеходу, когда вокруг плавятся скалы...»
«На вездеходе на воздушной подушке люди исследуют планету. Огромной силы вулканический катаклизм ожег, расплавил большой участок Венеры, только самые тугоплавкие породы устояли, но сплавились и застыли в причудливых всплесках».
Автоматический гусеничный вездеход, изображённый на рисунке «Венера. Лавовое поле», очень похож на вездеход с другой картины Соколова – «Песчаная буря». Здесь лаборатория-автомат попала в марсианскую бурю.
У Андрея Соколова есть ещё одна картин, на которой изображён венерианский гусеничный вездеход. Первоначальный вариант картины под названием «Венера. Чёрные скалы» появился во всё том же наборе открыток «Космическая фантазия», выпущенном издательством «Изогиз» в 1963 году. На обороте открытки описание рисунка: «Температура – сотни градусов, небо покрыто вечной мглой. Среди столбообразных диких скал остановились космонавты со своим вездеходом и тревожно следят за полетом шаровых молний, возникших внезапно у них на пути».
Впоследствии публиковался только изменённый рисунок под названием «На планете двух солнц». На нём изменены многие детали и убран вездеход-утюг. Если присмотреться к рисунку, то можно увидеть не две, а три звезды: огромная красная и две ярко-голубые меньшего размера. Это наследие первоначального варианта картины, на котором изображена не планета другой планетарной системы, а Венера.
|
Куба, 1974 год
(Michel № 1961)
|
Этот рисунок появился марке Кубы 1974 года (Michel № 1961).
Луна-1
|
СССР, 1965 год
Конверт первого дня
|
В 1965 году в СССР выпущена серия почтовых марок, посвящённая Дню космонавтики. Через несколько месяцев после этого советская внешнеторговая организация «Международная книга» выпустила филателистические сувениры – конверты первого дня (КПД) с фантастическим рисунком космонавтов и космического корабля на Луне. То, что конверты выпущены через несколько месяцев после апреля 1965 года, можно определить по наклеенным на конверты почтовым миниатюрам – они изготовлены на глянцевой металлической фольге, в тираже, который отпечатан позже апреля 1965.
|
СССР, 1965 год
Конверт первого дня
|
Фантастический рисунок на конверте примечателен тем, что космический корабль на нём выполнен по мотивам рисунка из детской фантастической книги Иво Штука и Теодора Ротрекла «Шесть дней на Луне–1». Книжные иллюстрации выполнил чехословацкий художник Теодор Ротрекл. На языке оригинала книга называется «Šest dnů na Luně 1» и выпущена в 1963 году в Чехословакии. Через два года книга издана на русском языке (Штука И., Ротрекл Т. Шесть дней на Луне–1 / Пер. с чеш. М. Реллиба. – Прага: Артия, 1965).
В левой части книжной иллюстрации изображён двухступенчатый космический корабль, вертикально стоящий на стартовом столе, слева от него обслуживающая ферма. У верхней, возвращаемой на Землю, ступени корабля обтекаемая форма и большие «крылья» для планирования в атмосфере. Ракетный корабль находится на третьей стартовой площадке космодрома старейшей и самой большой лунной станции – «ЛУНА–1».
В книге рассказывается о возникновении этой лунной станции:
«Почему «ЛУНУ–1» мы построили именно тут, а не где-нибудь в другом месте? Ответ на этот вопрос вы легко найдете сами. Идите за мной, это всего несколько шагов, вот сюда, к этому памятнику. Это необычный памятник, я знаю. Он похож на старинную ракету, всю из серебристого металла. Прочтите дату, она внизу на постаменте: 13 СЕНТЯБРЯ 1959 ГОДА, 22 ЧАСА, 02 МИНУТЫ, 24 СЕКУНДЫ.
В этот день и в эту секунду впервые за всю историю человечества творение разума и рук землян коснулось другого небесного тела. Именно сюда упала первая советская лунная ракета. Потом в неглубокой лощинке мы нашли ее осколки. Со временем на этом месте была поставлена верная копия первого межпланетного летательного аппарата. На вершине ракеты, устремленной к черному небосводу, сверкает серп и молот. В то давнее время это был знак Советского Союза. С тех пор серп и молот с красной пятиконечной звездой стали эмблемой всего освобожденного человечества, эмблемой Всемирного Союза Коммунистических Республик. Теперь это знак планеты Земля».
При сравнении книжной иллюстрации с рисунком конверта хорошо видно, что советский художник позаимствовал не только вид космического аппарата, но и элементы стартового стола.
Подобные космические корабли часто встречаются на иллюстрациях 1950-х. Так, 28 сентября 1959 года в журнале «Life» была опубликована статья «На новолуние, вероятное место действия: алюминизированная база для первопроходцев», рассказывающая о том, как в будущем может выглядеть первая лунная колония. На иллюстрации Роберта Макколла (1919–2010) изображён космический корабль (в тексте статьи он называется ракетой), очень напоминающий корабль из книги «Шесть дней на Луне–1». Статья небольшая и интересная, поэтом дам её полностью в переводе с английского.
НА НОВОЛУНИЕ, ВЕРОЯТНОЕ МЕСТО ДЕЙСТВИЯ: АЛЮМИНИЗИРОВАННАЯ БАЗА ДЛЯ ПЕРВОПРОХОДЦЕВ
Нарисованное здесь художником Робертом Макколлом является возможной луной базой, разработанной для «Life» корпорацией «National Research Corporation» и «The Architects Collaborative» из Кембриджа, штат Массачусетс. Используя материалы, которые или уже существуют, или разрабатываются, эта лунная база может служить в качестве временной базы для научной экспедиции.
Огромная ядерная ракета (на рисунке в глубине слева) доставила на Луну экипаж из 16 человек, обладающими навыками от космической навигации до ядерной физики. Теперь ракета обеспечивает энергией колонию и может использоваться для возвращения людей на Землю. Ракета также доставила строительный материал – чрезвычайно тонкие алюминизированные пластиковые щиты, отражающие солнечные лучи и радиацию, но удерживающие тепло. Гофрированные щиты упакованы в рулоны, а в их полых сегментированных стенках содержится сжатый воздух, поэтому щиты автоматически надуваются в лунном вакууме.
В левом части рисунка, на переднем плане, в разрезе показана трёхэтажная пластиковая сфера с двойными стенками и с расположенными в ней жилыми и рабочими помещениями. Щелевой щит на вершине перемещается на роликах – с его помощью регулируется количество солнечного света, который пропускается для отопления и освещения. Другие сферы расположены слева.
Справа члены экипажа в космических скафандрах разворачивают другой «дом». В его основании расположен вход – трубчатый воздушный шлюз. Огромный «зонтик» ограждает людей от прямых солнечных лучей, в то время как маленькие отражатели сзади получают достаточно солнечного тепла, чтобы люди не замёрзли в тени.
В ракету экипаж взял с собой 60-дневный запас пищевых концентратов и достаточное количество воды и кислорода, чтобы прожить неделю на Луне. После этого сложная система рециркуляции восстановит всю воду, в том числе из паров дыхания, пота или выделений. Кислород производится пищевыми растениями, выращиваемыми для получения витаминов и разнообразия пищи, на искусственной почве в жукообразных строениях (в центре рисунка), и в саду водорослей, расположенном через дорогу в похожих на колбасу теплицах. Водоросли также являются пищей и основным источникам белка для экипажа. Куполообразный «обменный центр» (справа от теплиц), связанный трубопроводом со всеми садами и помещениями, собирает кислород, выделяемый растениями, для поддержания жизни людей, и углекислый газ, выдыхаемый людьми, для снабжения им растений.
Справа показан трактор, работающий от заряженных солнечных аккумуляторных батарей. Зонт под скалами, справа, защищает солнечную печь, используемую для обжига керамики и плавки металла. Когда печь используется, затенение удаляется.
Пластиковый шар (на рисунке слева) наполовину посеребрён и используется в качестве радиоантенны для связи с Землей (слева на заднем фоне), находящейся на расстоянии 238000 км. На заднем фоне в центре беспилотная грузовая ракета с Земли тормозит при прилунении.
Ещё один подобный космический аппарат для полёта к другим планетам изображён на рекламе компании «Esso». Вверху показана реклама из журнала «World review of aviation and astronautics» (1962. – nov.-vol. XVII. – № 11. – p. 4 cover).
Советско-чехословацкое вдохновение
|
СССР, 1965 год
(Конверт первого дня)
|
23 марта 1965 года в СССР поступила в обращение зубцовая марка (Michel № 3032 A), посвящённая первому выходу человека в открытый космос. Внешнеторговая организация «Международная книга» выпустила конверт первого дня (КПД), на рисунке которого изображён фантастический космический корабль, пролетающий над лунными кратерами. Cоветский художник позаимствовал космический корабль с чехословацкой книжной иллюстрации из книги «Шесть дней на Луне–1» (1963), которая, в свою очередь, является вольной интерпретацией проекта лунного корабля американца Вернера фон Брауна.
Книжная иллюстрация сопровождает описание радиолетучки, которую проводит начальника лунной спасательной экспедиции. Судя по внешнему виду, этот космический корабль не предназначен для перемещения в атмосфере и собирается из готовых блоков, доставляемых с Земли на околоземную орбиту.
|
Чехословакия, 1962 год
(Конверт первого дня)
|
|
Чехословакия, 1963 год
(Michel № 1397)
|
|
Парагвай, 1979 год
(Michel block № 336)
|
Иллюстрации из книги «Шесть дней на Луне–1» выполнены по мотивам рисунков из советских и американских изданий. Так, интересующая нас книжная иллюстрация является очень вольной интерпретацией рисунка космического корабля, предназначенного для облёта Луны. Этот проект в 1952 году предложил проживающий в США Вернер фон Браун – подробнее об этом космическом корабле я написал в заметке «Обратная сторона Луны». Отметим, что изображение этого космического аппарата можно увидеть на КПД Чехословакии 1962 года, марке Чехословакии 1963 года (Michel № 1397), блоке Парагвая 1979 года (Michel block № 336).
Космический мост в будущее
|
СССР, 1969 год
Конверт первого дня |
Ещё одну вольную интерпретацию иллюстрации из книги «Шесть дней на Луне–1» можно увидеть на другом конверте «Международной книги». Удалось проследить эволюцию рисунка космической станции, внешний вид которой менялся и начал путь в Германии 1929 года, затем появился в Великобритании 1948, потом в СССР 1952, Чехословакии 1963, и в 1960-х снова вернулся в СССР. Подробно об этом рисунке рассказано в статье «Космические станции Ноордунга, Росса и Смита, Ляпунова, Ротрекла и «Международной книги».
Монтажные работы в космосе
|
СССР, 1968 год
Конверт первого дня
|
Конверт первого дня «Международной книги», посвящённый стыковке «Союза–4» и «Союза–5», продавался зарубежным филателистам вместе с другим КПД, посвящённому полёту Георгия Берегового на космическом корабле «Союза–3». На конверте автограф космонавта. Встречаются и другие КПД с этим конвертом.
Рисунок на конверте этого КПД показывает космические монтажные работы в будущем и выполнен, также как и рисунок на КПД «Союза–4»-«Союза–5», по мотивам иллюстрации Теодора Ротрекла к книге «Шесть дней на Луне–1». Подпись под книжной иллюстрацией: «Космические будни – монтаж ракеты».
Книжная иллюстрация Ротрекла переработана больше, чем другие его рисунки, использованные художниками «Международной книги», но, тем не менее, рисунок на конверте узнаваем.
К конвертам прилагался сертификат, подтверждающий подлинность автографов.
«Восток» на Луне
|
СССР, 1966 год
Конверт первого дня
|
Среди КПД «Международной книгой» встречается конверт с ещё одним фантастическим рисунком. Ближайшее будущее, советский посадочный модуль над лунными кратерами. Судя по рисунку, модуль состоит из двух ступеней: посадочная ступень оборудована двигательной установкой, четырьмя амортизационно-посадочными опорами, антеннами, панелью солнечных батарей; круглая взлётная ступень с люком.
|
СССР, 1969 год
Конверт первого дня
|
Внешний вид посадочного модуля во многом повторяет вид космического корабля «Восток» вместе с третьей ступенью ракеты-носителя. Художники «Международной книги» неоднократно изображали такой «Восток» – вверху показан конверт первого дня с двумя марками серии «День космонавтики» 1967 года, погашенными специальным штемпелем московского международного почтамта.
|
Умм-аль-Кувейн, 1972 год
(Michel einzelbloch № 1067 A, белое поле)
|
На рисунке типичная ошибка, которая до сих пор появляется на знаках почтовой оплаты – вместо космического корабля «Восток» изображается «Восток» с третьей ступенью. Этой ошибке во многом способствовала модель «Востока», выставленная на Выставке достижений народного хозяйства СССР. Именно там «Восток» был показан с третьей ступенью ракеты-носителя, поэтому многие решили, что космический корабль выглядит именно так. На марках можно найти фотографии «Востока», показанного на ВДНХ СССР – например, на марке эмирата Умм-аль-Кувейн 1972 года (Michel № 1067), выпущенной в серии «История космоса».
|
СССР, 1969 год
Конверт первого дня
|
Конверт с рисунком советского фантастического лунного корабля несколько раз использовался для конвертов первого дня. Наиболее интересны те из них, которые использовались для марок с фантастическими лунными сюжетами. Это марки 1966 года, посвящённые Дню космонавтики (Michel № 3205–3206), и марка, выпущенная в 1969 году к 50-летию советского изобретательства (Michel № 3637).
|