Ю. Зубакин
«ПРОЕКТ АЭРОПЛАНА ДЛЯ ВЫЛЕТА ИЗ ЗЕМНОЙ АТМОСФЕРЫ»
Фантастика в филателии
|
|
Россия, 2012 год
|
9 августа 2012 года в России выпущена почтовая марка, посвящённая 125-летию со дня рождения Феликса Цандера (1887–1933). На марке портрет изобретателя, и чертёж странного аппарата на фоне звёздного неба и Марса. На сайте издательско-торгового центра «Марка», подготовившего почтовую миниатюру, сказано: «На почтовой марке изображён портрет Ф. А. Цандера и модель корабля-аэроплана, представленная учёным на Московской губернской конференции изобретателей».
Но оказалось, что это описание ошибочно.
На первой Московской губернской конференции изобретателей, проходившей с 29 декабря 1921 года по 2 января 1922, Цандер выступил с докладом о своём двигателе межпланетного корабля-аэроплана. Судя по архивным записям и последующим публикациям Цандера, проект корабля-аэроплана ещё не была окончательно разработан. Поэтому не было и модели, о которой ошибочно написано на сайте ИТЦ «Марка». В своей автобиографии, написанной по просьбе Н. Рынина и опубликованной в книге Рынина «Ракеты и двигатели прямой реакции» (Л.: 1929)), Цандер пишет о работе над проектом корабля-аэроплана:
«В феврале 1919 года я поступил с великими надеждами на Гос. Авиазавод № 4, «Мотор», в Москве, в качестве Завед. Технич. Бюро. Начал во всякое свободное время заниматься разработкою конструкции аэроплана для вылета из земной атмосферы и получения в ней космических скоростей, а также и разработкою двигателя к нему.
В конце 1920 г. [1921 – Ю. З.] я доложил про свой двигатель на Губернской Конференции Изобретателей в Москве, на которой была учреждена Ассоциация Изобретателей А. И. 3., и много говорил про свой проект межпланетного корабля-аэроплана. Там мне Владимир Ильич Ленин обещал поддержку».
После этого Цандер взял многомесячный отпуск и полностью погрузился в разработку своего проекта. Интересна формулировка отпускного свидетельства, выданная изобретателю: «Отпуск предоставляется для разработки проекта аэроплана для вылета из земной атмосферы и двигателя к нему».
В автобиографии Цандер пишет об этом времени:
«Я после этого работал более интенсивно дальше, желая представить наиболее совершенно разработанные работы; со средины 1922 до средины 1923 г. для ускорения работ работал исключительно дома, попал при этом в большую нужду; потребовалась продажа моей астрономической трубы. Ею заинтересовались красные курсанты в Кремле и закупили у меня трубу для клубного отдела В. Ц. И. К., помогая этим продолжению работ. Т. т. рабочие с завода «Мотор» также поддержали меня, отчисляя мне мой 2-х месячный заработок. Это было первым пожертвованием в пользу межпланетных сообщений».
В 1924 году в № 13 журнала «Техника и жизнь» появилась статья Цандера «Перелёты на другие планеты», в которой рассказывается о возможных конструкциях космических аппаратов. Там же приводится схема межпланетного корабля (вид сбоку, спереди и сверху) с условными обозначениями, которые не расшифровываются в статье. Рисунок из статьи (вид сверху), без условных обозначений, был воспроизведён на немаркированной почтовой карточке ГДР, посвящённой Цандеру и выпущенной к 25-летию космической эры.
Рисунок межпланетного корабля, выполненного по схеме Цандера, можно увидеть, например, на одном из картмаксимумов – это иллюстрация Н. Андреева из книги Г. Черненко «А всё-таки полетим!» (Л.: Дет. лит, 1984). На показанных вверху картмаксимуиах московское и петербургское гашения.
Помимо публикации 1924, схема межпланетного корабля была обнаружена в архиве изобретателя, в рукописи, которая впоследствии издавалась под названиями «Описание межпланетного корабля системы Цандера» и «Конструкция далеко летающей ракеты». В рукописи тот же самый рисунок, что и в статье 1924 года «Перелёты на другие планеты», причём к нему имеются подписи, сделанные изобретателем: «Междупланетный корабль системы Ф. А. Цандера Инженера Технолога» и «Чертил: Ф. А. Цандер».
В публикации статьи в 1947 году (Цандер Ф. Проблема полётов при помощи ракетных аппаратов: Сб. статей под ред. М. Тихонравого. – М.: Оборонгиз, 1947. – С. 24–29) чертёж Цандера был перерисован и нанесена новая нумерация частей конструкции.
Но Цандер не исключает и другие конструкции межпланетного корабля-аэроплана, он пишет: «Можно применять самолеты разных систем, а также использовать корпус ракеты в качестве поддерживающей поверхности».
Через несколько лет, при непосредственном участии Цандера, был изготовлен макет другого межпланетного корабля. Макет изготовлен к Первой мировой выставке межпланетных аппаратов и механизмов, прошедшей в Москве в первой половине 1927 года. Сохранились интересные материалы, рассказывающие об этом мероприятии, например, альбом с 45 фотографиями экспонатов выставки. На двух их них запечатлены работы Цандера, фотографии подписаны «Модель ракеты изобретателя Цандера (СССР)» и «Уголок изобретателя Цандера (СССР)». Вверху показана одна из этих фотографий – на ней макет межпланетного корабля. В книге «Ракеты и двигатели прямой реакции» Н. Рынин так поясняет эту фотографию: «На выставке межпланетных аппаратов в Москве в 1927 г. были выставлены чертежи и модель (рис. 183) ракетного аппарата Цандера, и было указано, что он работает в этом направлении с 1922 г. С земли до высоты 7 km ракета поднимается при помощи крыльев. Даже крылья втягиваются и начинается работа ракетного двигателя путем сжигания алюминия в чистом кислороде. Спуск производится планированием, как у аэропланов. Кроме того, при подъеме и спуске должен применяться мотор, потребляющий на 1 лош. силу 1 грамм горючего».
Чертёж именно этой «модели ракеты изобретателя Цандера» и показан на марке России 2012 года. Получается, что на сайте ИТЦ «Марка», в описании почтовой миниатюры, допущена ошибка: не «модель корабля-аэроплана, представленная учёным на Московской губернской конференции изобретателей» в 1921 году, а более поздняя «модель ракеты изобретателя Цандера», показанная в 1927 году на Первой мировой выставке межпланетных аппаратов и механизмов.
|
СССР, 1977 год
(Лапин № 77-364)
|
Изображение межпланетного корабля Цандера 1927 года уже появлялась в филателии: в 1977 году, к 90-летию изобретателя, в СССР выпущен художественный маркированный конверт, на рисунке которого схема космического корабля.
Вверху показаны картмаксимумы с коллажом – рисунок корабля Цандера 1927 года выполнен по рисунку А. Астрецова к обложке книги Г. Салахутдинова «Фридрих Артурович Цандер: К 100-летию со дня рождения» (М.: Знание, 1987).
|
Изображение на сайте ИТЦ «Марка» |
|
Изображение на сайте ИТЦ «Марка» |
Интересно, что на сайте ИТЦ «Марка» рисунок московского и петербургского штемпелей первого дня существенно отличается от рисунка штемпелей, которые в действительности применялись для гашения.
Отмечу также, что к 125-летию Цандера, при участии московского филателиста Сергея Познахирко, была выпущена немаркированная почтовая карточка с фотографией макета корабля Цандера (см. вверху).
В последние годы дизайнеры ИТЦ «Марка» очень часто зеркально поворачивают портреты людей. Так произошло и с портретом Цандера на марке 2012 года.
|
Россия, 2007 год
Художественный маркированный конверт
|
|
Россия, 2012 год
Художественный маркированный конверт
|
На марке зеркальный поворот прошёл без последствий, а вот Циолковскому и Кондратюку на художественных маркированных конвертах 2007 и 2012 годов не повезло: после зеркального поворота они превратились в трансвеститов.
Среди картмаксимумов встречаются и другие проекты Цандера. Так, на одном из них, показан проект межпланетного корабля, который для движения использует давление света. Рисунок картмаксимума выполнен по иллюстрации Н. Андреева из книги Г. Черненко «А всё-таки полетим!» (Л.: Дет. лит, 1984).
Вверху показаны ещё несколько картмаксимомов. Их и другие, показанные в статье, подготовил московский филателист Александр Ольшевский.
|