Ю. Зубакин
НЕМЕЦКАЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОСТЬ, ПЕРРИ РОДАН И КУРТ ЛАСВИЦ
Фантастка в филателии
|
Иногда на германских конвертах, слева от календарного штемпеля, можно увидеть надпись «Gebühr bezahlt» или «Entgelt bezahlt» (тариф оплачен) и дополнительный штемпель, на рисунке которого космический или фантастический сюжет. Причём один и тот же дополнительный штемпель на протяжении нескольких десятилетий может использоваться с разными календарными штемпелями.
Часто такое сочетание штемпелей ошибочно называют специальным штемпелем, но это не так.
Вверху показан один из таких гибридов. Впервые этот дополнительный штемпель использовался 16 октября 1984 года, в день 25-летия проведения первой сварки в космосе.
|
СССР, 1972 год
(Michel № 4042)
|
Помимо космического корабля «Союз», на штемпеле изображена торообразная орбитальная станция будущего, выполненная по рисунку А. Соколова для марки СССР 1972 года (Michel № 4042).
Судя по показанному вверху конверту, дополнительный штемпель также использовался 31 марта 1993 года. А одно из последних его применений было 12 апреля 2011 года.
Чтобы разобраться в этих «космических» и «фантастических» штемпелях, пришлось поискать информацию. Выяснились любопытные подробности, связанные с немецким обществом «Космическая филателия» («Weltraum-Philatelie e. V.») и деятельностью его членов.
Оказалось, что в начале 1984 года зарегистрированное общество «Weltraum-Philatelie e. V.» приобрело штемпелевальную машину «Halser Mailmaster F 204 Franking Machine». Это позволило членам общества, практически по поручению почты, наносить на конверты и карточки оттиски календарного штемпеля западногерманского города Гархинг. Но самым интересным было то, что вместе со штемпелем можно было, по согласованию с почтой, использовать вставное клише с любым рисунком и текстом. Использование такого клише не делает календарный штемпель специальным, но в то время для членов «Weltraum-Philatelie e. V.» это была единственная возможность запечатлеть на штемпелях астрофизиков, немецких космонавтов и современных немецких фантастов. Дело в том, что на марках и спецштемпелях ФРГ нельзя было изображать никого из живущих людей, кроме федерального президента.
Справа от вставного клише надпись «Тариф оплачен», что указывает на массовую обработку почтовых отправлений. Если судить по каталогу «Astro – Space – Kosmos Stempel», подготовленного членами «Weltraum-Philatelie e. V.», в Гархинге впервые гашение с использованием вставного клише применялось 4 июля 1984 года. Нужно отметить, что члены общества использовали подобные клише и раньше в других городах, но это были единичные случаи и не столь массовыми, как в Гархинге.
При активном участии Дитера Вангенмайера, секретаря «Weltraum-Philatelie e. V.», было изготовлено много клише, причём рисунки на них были самыми разными, вплоть до портрета самого Вангенмайера с надписью «Официальный агент почтовой администрации Солнечной Империи». В 1999 году один из конвертов с оттиском этого клише был доставлен космическим кораблём «Союз ТМ–29» на борт станции «Мир».
Дитер Вангенмайер оказался большим почитателем научно-фантастического книжного сериала «Перри Родан», поэтому было изготовлено несколько десятков клише, посвящённых авторам и книгам о Перри Родане. В конце 1995 года Вангенмайер решил выпускать «конверты первого дня» с «марками»–виньетками, и «спецгашением»–клише. На виньетках рисунки к книгам «Перри Родан». С 1995 по 1999 год было выпущено 25 «марок»–виньеток Солнечной Империи, которые наклеивались на конверты и на них наносился оттиск клише. Одна из виньеток показана вверху.
Рисунок виньетки, наклеенной на показанный выше конверт, выполнен по иллюстрации Джонни Брукка. Этот рисунок в 1971 году появился на обложке 492 выпуска «Перри Родан». По сравнению с оригиналом, на рисунке виньетки не показан шлем скафандра.
На конверте, под виньеткой, указано название конвенции любителей фантастики, время и место её проведения. Судя по почтовому адресу, письмо адресовано Вангенмайеру и, скорее всего, им же отправлено. На рисунке клише изображён фантастический космический корабль из мира Перри Родана, и портрет Детлева Винтера, который с 1981 по 1985 год написал несколько книг для этого фантастического сериала. На конверте, слева, вертикально расположен поясняющий текст о художниках и дизайнерах, работавших над рисунком клише и оформлением виньетки:
«Клише штемпеля «Детлев Г. Винтер»: Юпп Диенст
Виньетка: «Забияка» Свен Папенброк
рисунок с обложки «Перри Родан» выпуск 492»
Вверху показана фотография одного из клише, используемых «Weltraum-Philatelie e. V.». На нём изображён инопланетный космический корабль шарообразной формы и портрет немецкого писателя Карла-Герберта Шера, который вместе с Кларком Дартлоном (псевдоним писателя Вальтера Эрнстинга) написал первые научно-фантастические книги цикла «Перри Родан».
Первоначально предполагалось, что будет изготовлено несколько вставных клише с портретами авторов фантастических книг. Также предполагалось, что первым из фантастов, пишущих о Перри Родане, станет Вильям Вольц, написавший для этой серии 213 книг. Предполагалось, что клише будет изготовлено в 1988 году, к 50-летию писателя. Но в 1984 Вольц умер, поэтому члены «Weltraum-Philatelie e. V.» первым среди авторов «Перри Родана» изобразили на клише Шера – впервые клише с его портретом использовалось 9 мая 1987 года. Оттиск клише и календарного штемпеля наносились на маркированные конверты с надпечатанным фантастическим рисунком. В конверты вкладывались листочки с пояснительным текстом, из которого становится понятен повод изготовления клише:
«По случаю основания «Архива филателии астрономии и космических полётов», 10 мая 1987 года проводилась выставка почтовых марок по космической тематике. В программе был конкурс рисунка и живописи по теме «Космические полёты будущего на почтовых марках будущего». Участвовали более 120 учеников из Гархинга.
Конверт посвящён этой теме. Он показывает внеземной ландшафт и приземлившийся шарообразный космический корабль, выполненный по рисунку Дж. Брука. Изображение на вставном клише заключено в рамку, выполненную в виде почтовой марки. На нём показан портрет Карла-Герберта Шера и шарообразный космический корабль, придуманный Шером для серии «Перри Родан» и нарисованный Джорджом Джоердженсом.
Портретом Карла-Герберта Шера на вставном клише, «Архив» выражает уважение немецкому писателю, который вместе с Вальтером Эрнстингом является отцом-основателем НФ-серии «Перри Родан». Как автор, он более 18 лет придумывал Вселенную Перри Родана и создавал литературный космос будущего».
Судя по переписке Вангенмайера и Шерра, писатель выслал свои фотографии и одобрил рисунок:
«В приложении Вы найдёте самые последние фотографии. Они выполнены по поводу проводившегося в Саарбрюккене ковента в честь 25-летия серии о Перри Родане. Помогут ли они Вам? На всякий случай, я поставлю автограф на одну из них.
Что касается темы рисунка, то я соглашусь с Вами – выбрать типичный шаровой космический корабль с экваториальным опоясывающим приводом.
Корабли такого вида были моими первыми, и, пожалуй, также новаторскими конструкциями в рамках серии о Перри Родане. Было бы неплохо изобразить этого космический корабль во время запуска. Струи условно естественного потока частиц испускаются под опоясывающим утолщением. Если картина будет закрываться струями, то можно от них отказаться».
Пожелания Шера были учтены – взлетающий космический корабль на клише изображён со струями по бокам, а в центре они убраны, чтобы был понятен вид корабля.
Клише с портретом Шера использовалось несколько раз, в Гархинге оно применялось 9 мая 1987 года и 15 сентября 1995 года (календарный штемпель с новым пятизначным почтовым кодом). В других городах оно тоже применялось вместе с машинными штемпелями, но без указания названия организации и абонентского ящика: Раштатт 31 декабря 2000, Мюнхен 8 сентября 2001 год, Веслинг 19 июня 1998 года. Один из конвертов с гашением Веслинга был доставлен «Союзом ТМ–29» на борт космической станции «Мир».
Также, без календарного штемпеля, оттиск этого клише заранее наносился на конверты, а затем, в других местах, производилось гашение марок календарным штемпелем. Именно так выполнено гашение во Фридрихсдорфе (Таунус) 26 марта 1991 года, в день 30-летия с момента написания Шером первой рукописи о Перри Родане.
Как и предполагалось, клише с портретом Вильяма Вольца было изготовлено, оно применялось 28 января 1988 года, в день 50-летия писателя. Оно стало десятым среди клише, используемых «Weltraum-Philatelie e. V.». В конверт вкладывался лист бумаги с поясняющим текстом:
«Общество «Weltraumphilatelie e. V.» отдаёт дань уважения писателю-фантасту Вильяму Вольцу. 28 января 1988 года ему бы исполнилось 50 лет. Он умер 24 марта 1984 года после продолжительной, тяжёлой болезни.
Вольц был одним из самых незаурядных и лучших немецких НФ-писателей.
Литература: Ежегодник научной фантастики 1985 года, издательство «Moewig», книга в мягкой обложке, выпуск 3654.
На конверте с напечатанной маркой показаны различные разумные инопланетяне из серии «Перри Родан», на клише штемпеля портрет Вилли Вольца (рисунок Георга Юргенса) и астронавт в космическом пространстве перед шарообразным космическим кораблем.
Вилли Фольц, со своим чутким и убедительным описанием персонажей в серии «Перри Родан», запал в сердца читателей. Из письма читателя, от имени всех поклонников:
«Он был «наилучшим» для меня, и я надеюсь, что мы однажды встретимся где-нибудь или когда-нибудь в пространстве и времени».
Клише с портретом Вильяма Вольца использовалось несколько раз, помимо 28 января 1988 года, известно его применение вместе с календарным штемпелем Гархинга 25 марта 1995 года.
Следующим фантастом, появившийся на клише, стал Кларк Дарлтон. На клише, слева, портрет писателя, справа его факсимиле, а также Гукки (мышиный бобр с планеты Трамп) и сферические космические корабли. На чистых маркированных конвертах был напечатан портрет писателя с большими ушами мышиного бобра. Над рисунком надпись: «Кларк Дарлтон (Вальтер Эрнстинг) автор научной фантастики и книг для молодёжи».
В конверт вложен листок с поясняющим текстом:
«Кларк Дарлтон, чье настоящее имя Вальтер Эрнстинг, родился 13.6.1920 в Кобленце.
Он не только «отец Гукки», но и человек, который продал свой первый роман, пожалуй, самым изысканным способом: так как тогдашний издатель отказывался от романов неизвестных немецких авторов, Эрнстинг придумал (как редактор и переводчик серии «Утопия») автора Кларка Дарлтона, и выдал свой роман «НЛО в ночном небе» за мнимый перевод. Через два года, в 1957, роман получал награду «Немецкий Хьюго», и родился НФ-автор Кларк Дарлтон. Как соучредитель серии «Перри Родан», с 1961 года и до сегодняшнего дня он является одним из авторов. Кларк Дарлтон считается «патриархом» немецкой НФ, и сейчас живет в Ирландии.
Под своим настоящим именем Вальтер Эрнстинг написал несколько НФ книг для молодежи».
Клише с портретом Кларка Дарлтона использовалось несколько раз, известно его применение 23 марта 1991 года (вместе с календарным штемпелем Гархинга), 26 марта 1992 (Гархинг), 13 июня 1995 (Гархинг), 13 июня 1999 (Веслинг), 7 декабря 1999 (Раштатт), 13 июня 2000 (Раштатт).
Нужно отметить, что в Германии применялись и специальные штемпели, посвящённые «Перри Родану». Вверху показаны два из них, первый использовался 6 мая 1990 года в Гархинге, а другой 18 декабря 1999 года в Майнце, во время ковенции любителей фантастики «WeltCon–2000».
А первым писателем-фантастом, портрет которого появился на вставном клише Гархинга, стал немецкий писатель Курт Лассвиц, автор знакового для национальной фантастики романа «На двух планетах» (1887), рассказывающего о событиях на Земле и Марсе. На русском языке книга была издана в 1925 году. Впервые клише с портретом Лассвица использовались 17 октября 1985 года, в 75-ю годовщину со дня смерти писателя. Известны ещё несколько случаев использования клише – 31 декабря 1991, 5 декабря 1992 и 17 октября 1995 года. В последнем случае для гашения применялся календарный штемпель с пятизначным почтовым кодом.
Интересно гашение в последний день 1991 года. Члены «Weltraum-Philatelie e. V.» подготовили конверт с рисунком марок Сьерра-Леоне 1990 года (Michel № 1392) и Гренады 1991 (Michel № 2294). Марки посвящены «лицу на Марсе» – природному образованию причудливой формы на поверхности Красной Планеты. В верхнем левом углу конверта, над изображением марок, расположены надписи «Архив астрономии и космической филателии» и «Является ли Лицо на Марсе артефактом нумэ из романа «На двух планетах» Курта Лассвица?» Здесь необходимо пояснить, что марсиане из книги Лассвица называют себя «нумэ».
Под рисунком марок текст на английском языке «Научная фантастика» и «Конверт последнего дня». Дело в том, что «марсианскую» тему конверта дополняет марка ГДР 1990 года (Michel № 3363), посвящённая конгрессу Международной астронавтической федерации, проходившему в Дрездене. На марке изображён Марс. Эта почтовая миниатюра, как и все марки ГДР, 31 декабря 1991 года находилась в почтовом обращении последний день, затем их заменили марки объединённой Германии.
В правой части конверта, под маркой, расположена предупреждающая надпись «Если невозможно доставить, пожалуйста, верните отправителю» и адрес. Просьба о возврате здесь не случайна. Дело в том, что на конверте напечатан несуществующий адрес. Город выбран потому, что его название созвучно тематике конверта, ведь Марсберг можно перевести как «марсианская скала». Четырёхзначный почтовый индекс соответствует городу и дополнен буквой «W» – это ещё одно деталь переходного периода объединения ГДР и ФРГ. Некоторые индексы обоих стран совпадали, поэтому, чтобы не было путаница, индексы Западной Германии дополняли буквой «W», а Восточной – «O». Место проживания «Martierplatz 1/97» заведомо неправильный, а получателем указан герой фантастической книги Лассвица – астроном Фридрих Элль.
Дитер Вангенмайер активно экспериментировал с неправильными адресами и собрал большую коллекцию конвертов с отметками о возврате. Конверт с гашением 31 декабря 1991 года также был отправлен обратно – 16 января в Марсберге на лицевую сторону конверта поставили отметку синего цвета «Возврат» и направили отправителю в Гархинг. Там по названию организации на клише определили отправителя и вернули ему письмо.
На клише несколько надписей: справа, около календарного штемпеля – «Тариф оплачен», левее и вверху – «Испытательное космическое исследование», внизу под рисунком – название организации «Weltraum-Philatelie e. V.».
Рисунок клише состоит из двух частей, в левой портрет Курта Ласвица. Нужно отметить, что в ГДР портрет автора книги «На двух планетах» появился к 25-летию космической эры на немаркированной почтовой карточке, а 12 июля 1982 года в Берлине применялся специальный штемпель, посвящённое Лассвицу.
Попутно отмечу, что в 1997 году в германском городе Гота применялся специальный штемпель, посвящённый дню почтовой марки, 35-летию исследований Марса и столетию книги Лассвица. В частности, на спецштемпеле написано: «100 лет утопическому роману Курта Лассвица «На двух планетах». Штемпель подготовлен при участии Национальной ассоциации филателистов Тюрингии («Landesverband Thüringer Philatelisten e. V.»).
В правой части клише какая-то непонятная конструкция. Как оказалось, это фрагмент космической станции марсиан в разрезе. Согласно книге Лассвица, экспедиция на воздушном шаре, отправившаяся на исследование Северного полюса, обнаружила искусственный остров, расположенный на прямо на полюсе. Далее следует описание космической станции марсиан:
«Прямо по направлению оси, на расстоянии радиуса земного шара от поверхности Земли, т. е. на высоте 6356 километров, парило в свободном пространстве необычайное сооружение – кольцеобразное тело, напоминающее гигантское колесо, плоскость которого была параллельна горизонту полюса.
Это кольцо в ширину имело около 50 метров, внутренней его диаметр равнялся двадцати метрам, так что полный его диаметр был длиною в 120 метров. Кроме того, подобно Сатурну, оно было опоясано тонкими, широкими кольцами, поперечник которых достигал трехсот метров. Они представляли систему маховых колес, вращавшихся, без трения, с большою скоростью вокруг внутреннего кольца и поддерживающих его плоскость в положении перпендикулярном к земной оси. Внутреннее кольцо походило на трехэтажное кольцеобразное строение высотою около 15 метров. Внутри кольца, в среднем его этаже, в котором была протянута густая сеть проволок, решеток и колеблющихся зеркал, два существа были заняты наблюдением за целым рядом приборов.
Но каким же образом могло парить это кольцо на высоте 6356 километров над землею? Это чудесное сооружение, могло быть воздвигнутого только благодаря проникновенному знанию природы и остроумному развитию техники.
Кольцо несомненно испытывало притяжение Земли и, если бы оно было предоставлено самому себе, оно рухнуло бы на остров, лежащий у полюса; но как раз с этого острова на него действовала отталкивающая сила, которая держала его в равновесии над полюсом на расстоянии, равном радиусу Земли. Источником этой силы было само солнце, энергию которого так блистательно сумели использовать наука и техника».
Станция марсиан, изображённая на клише, выполнена по рисунку Грегора Седлага. Оригинальный рисунок опубликован в бюллетене «Weltraum-Philatelie e. V. "№№ 73–74 от 1 октября 1985 года. Вверху поясняющий текст: «Космическая станция нумэ, из романа «На двух планетах, 1897, д-ра Курта Лассвица».
Традиция размещать рисунок слева от календарного штемпеля и надписи «Entgelt bezahlt» сохранилась в Германии до сих пор. Но наряду с привычными вставными клише всё чаще используются струйные цветные принтеры. Например, на показанном вверху конверте, календарный штемпель и надпись «Entgelt bezahlt» нанесены машинным способом, а рисунок слева от них напечатан на струйном принтере. Часто на конвертах с такими современными гибридными «гашениями» можно увидеть имя получателя – Ральфа Шульца, известного немецкого энтузиаста (или «энтузиаста» – кому как угодно) космической филателии.
А как относиться к подобным специфическим экспериментам немецких филателистов, пусть каждый решает для себя сам.
|