Э. Молчанов
ЗАБЫТЫЕ ТРОПЫ АЛЕКСАНДРА ГРИНА
|
ФАНТАСТЫ И КНИГИ |
© Э. Молчанов, 1989
Наука Урала (Свердловск).- 1989.- ?
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2003 |
В КОРРЕСПОНДЕНЦИИ, опубликованной в "Правде" (№ 19, 1988 г.). сообщалось, что решением Свердловского облисполкома и Министерства культуры РСФСР создан Государственный музей-заповедник горнозаводского Среднего Урала. В экспозицию его входят памятники истории, металлургические заводы и горные карьеры.
Думается, что экспозиция Государственного музея-заповедника на Урале только выиграет от того, если в нее войдут и места, связанные с памятью Д. Н. Мамина-Сибиряка, П. П. Бажова, А. П. Бондина, а также и Александра Грина, истоки творчества которого, несомненно, сопряжены с нашим краем. Итак, что же это за уральские тропы Александра Грина?
В экспозиции Кировского литературного музея есть личные вещи писателя, его юношеские портреты и книги, которые он переплетал. Представлено несколько документов отца, "польского бунтовщика", находившегося под надзором полиции; фотографии городов конца XIX века Слободского и Вятки, где прошли детство и юность будущего писателя. На снимках - загородный сад, где часто бывал Александр, театр, в котором он подрабатывал перепиской ролей. Экспонированы и первые издания произведений Александра Степановича.
В повести "Воздушные фрегаты" Леонид Мартынов писал: "Грина знают далеко не целиком, представляя его все еще как-то односторонне, зачастую сусально-романтически, в отрыве от действительности.
Были в этой действительности и тропы на уральской земле: в феврале 1900 года он пешком отправился из Вятки на Урал.
О своей встрече с горнозаводским краем Александр Грин говорит в "Автобиографической повести": "Вокруг стояли круглые горы, заросшие синим лесом, и хоть стыдно сознаться, но когда я прошел верст пять, дикий мрачный вид этой страны золота посеял во мне наивные надежды".
В литературном музее нашел отражение и этот период жизни писателя. Хлебнув лиха на золотых приисках, Грин бросает непосильную работу старателя. "Золотой дым вылетел из моей головы", - признается он.
По свидетельству Александра Степановича, его дар рассказчика помогал ему находить общий язык с рабочими. Лесоруб Илья, в хижине которого он нашел приют, любил слушать сказки.
В трагически безысходном рассказе "Кирпич и музыка" писатель коснулся судьбы заводского рабочего Евстигнея, сломленного обстоятельствами жизни: "Он был силен и зол, его боялись, а пьяного молча и сосредоточенно били". В душе Евстигнея таится протест. Его трогает музыка, которую он случайно услышал у господского дома. Но и стихийная ненависть рождается в нем. Не вызывает сомнения, что рассказ построен на уральском материале. Грин подчеркивает местный колорит: "Это была широкая, темная поляна и на ней, смутно белея во мраке, стоял новый большой дом "управителя", как зовут обыкновенно управляющих на Урале".
Там, где будущий писатель Александр Грин некогда знакомился с жизнью рабочего люда Урала, и поныне действуют те же предприятия. Время преобразило их.
Но, к сожалению, нет мемориальных досок, посвященных пребыванию писателя в этих местах, его работе на руднике и металлургическом заводе. Хождение по Руси, путешествие писателя - замечательная традиция русской литературы прошлого, она не подлежит забвению. В Ростове, Свердловске, Иркутске и других городах установлены мемориальные доски, пометившие вехи странствий по Руси А. М. Горького, путешествия на Сахалин А. П. Чехова. Но разве не достоин благодарной памяти потомков Александр Грин?
Еще раз побывать на Урале Александр Степанович, наверно, и не чаял. И все же есть на Урале набережная, которую можно назвать его именем,. и старинный дом в Туринске, где память о его пребывании хранит мемориальная доска.
Весной 1906 года Александр Степанович был арестован в Петербурге за революционную деятельность и сослан под надзор полиции с водворением в городе Туринске. Еще в пути созрела у него мысль о побеге, когда в арестантском армяке шел по этапу из Петербурга. В Тюмени возле пересыльной тюрьмы передали ему паспорт на случай побега.
Вскоре Грин бежал из Туринска. Ссылка дала ему материал для нескольких пронзительных русских рассказов.
Сюжет - бегство одного из ссыльных по подложному паспорту - не выдуман писателем. Именно так он и бежал из Туринска, не без содействия товарищей по ссылке.
Появилась, однако, и версия, изложенная недавно вятским журналистом А. Ревой в газете "Неделя" (№ 39, 1988 г.), что в основе "Зимней сказки" обстоятельства побега из архангельской ссылки Алексея Ивановича Рыкова, в будущем Председателя Совнаркома СССР, репрессированного в 1937 году.
Не ставя под сомнение возможность близкого знакомства Александра Степановича Гриневского и Алексея Ивановича (они были земляками), все же нельзя, пожалуй, согласиться с тем, что в рассказе описан лишь конкретный побег Рыкова. В значительной мере обстоятельства побега, сюжет рассказа и его главный герой ассоциированы, биографически и с самим автором. Итак, реальный сюжет в нескольких проявлениях, герой, у которого не единственный прототип, - такой подход писателя к рассказу-новелле наиболее вероятен.
В "Зимней сказке" беглец признается ссыльным, рассчитывая на их участие: "...Еду на вольных перекладных, паспорт фальшивый, мужик ищет лошадей на следующий перегон. Сидеть в избе, среди разбуженных мужиков и баб, быть на глазах, врать, ждать - неудобно. У них памятливые глаза. Ямщик указал вас, я зашел, а теперь разрешите мне ожидать у вас"...
Судьба Грина в дореволюционную пору была тяжелой, порою почти беспросветной. Но ничто не могло сломить его прирожденного мужества.
"В нем, - свидетельствует в воспоминаниях И. С. Соколов-Микитов, - нередко видят фантаста, мечтателя, уводящего читателей в неведомые, экзотические страны. Легенды о Грине живучи. Между тем он был мечтателем и писал книги о мечтателях потому, что хотел людям много добра, солнца и счастья".
Когда Александр Грин был связистом Красной Армии, рукопись "Алых парусов" хранилась в его солдатском мешке и прошла вместе с автором дорогами гражданской войны. Помните слова Грея из "Алых парусов"? "Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками".
Известны гриновские места в Крыму. Однако есть они и в нашем крае. Они по праву могут войти в экспозицию Государственного музея-заповедника Среднего Урала.
Э. МОЛЧАНОВ,
редактор издательства "Наука".
г. Свердловск.
|