Г. Михайлова
ПОИСКИ УТРАЧЕННОГО ЧУВСТВА
|
ФАНТАСТЫ И КНИГИ |
© Г. Михайлова, 1989
Комсомольская правда (М.).- 1989.- 4 нояб.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002 |
Произведение Георгия Шахназарова называется "Нет повести печальнее на свете"... И в названии уже печальный намек на печальную развязку. К нему читатель вместе с героями следует уже с первых страниц, несколько сбитый с толку "лобовой" параллелью с фабулой известной шекспировской драмы "Ромео и Джульетта". Правда, та разворачивалась в рамках средневековья, эта - в досягаемом пока лишь с помощью фантазии автора двадцать пятом веке.
Зовут героев Ром и Ула. Принадлежат они к разным профессиональным кланам. Ром - к "аграм", связанным с землей. Ула - к "матам", связанным с математикой. Человек, по мнению одного из профессоров, обучающих юношу азам агротехники, - это профессия. Род занятий закодирован в генах, как ни звучит это парадоксально. Отступиться от своего дела, значит, предать клан. С годами молодость тускнеет от сделок с совестью. Старость не гибка, но сильна, сильна опытом своей профессиональной деятельности. Прогноз на клановую профессионализацию будущего общества, пожалуй, самый интересный аспект романа. Г. Шахназаров - член-корреспондент АН СССР, и научная фантастика авторе относительно будущего социального лица общества имеет основание и почву.
Новый Монтекки надеется, что клановая гордость у его сына возьмет верх и он отречется от девушки из другого профессионального клана.
Но современный Ромео уже увлекся кабалистическими математическими знаками.
Дальнейший сюжет, читатель, вы почти разгадываете.
И в тот момент, когда читатель начинает слегка раздражаться склишированной историей родов Монтекки и Капулетти, возникает на страницах книги совсем иной сюжет: инопланетянам доходит сигнал о конфликте в Вороне двух кланов. Все, что касается профессионализма, возведенного в абсолют, инопланетянам понятно, но вот все, что касается любви, вызывает тот же вопрос, какой возникает по поводу искусства: а что это такое?
...Жизнь - сплошная реализация заложенных программ. Жизнь - сплошное подчинение программам. Тотальность такой жизни предполагает отнюдь не людей, а роботов. Одушевить эту технологическую пустыню, называемую жизнью социальных манекенов, может только дух, душа - понятия, которых нет в лексиконе героев.
Заканчивается история иным печальным итогом, чем у английского писателя. Влюбленных поглощает море. Отдавшихся во власти стихии чувств с самого начала, ведомые ею, они и растворяются в ней.
Автор книги, используя сюжет трагедии "Ромео и Джульетта" и завершая его печальным концом, делает вывод о несуразности государственного устройства, этой машины в отношении к живой человеческой любви, будь то в пятнадцатом или двадцать пятом веке.
Возможно, использование шекспировского сюжета относится к особому роду фантастики, объединяющей все произведения, собранные под обложку новой книги Г. Шахназарова "Всевидящее око". Но об этом лучше судить читателю, для которого и старался автор книги.
|