История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

В. Кропанин

ГЛЕБ ГОЛУБЕВ ЖУРНАЛИСТ, ПОПУЛЯРИЗАТОР НАУКИ И ПИСАТЕЛЬ

ФАНТАСТЫ И КНИГИ

© В. Кропанин, 2015

Любезно предоставлено автором

Глеб Голубев родился в городе Калинин, когда он ещё назывался Тверь, в 1926 году, а первый раз напечатался в газете в 20 лет. После поступил на сценарный факультет ВГИКа и закончил его в 1952 году.

Сценаристом правда не стал, а поступил на работу редактором в отдел науки журнала «Крестьянка». Затем перебрался спецкором в журнал «Вокруг света», где много ездил по нашей стране. Статьи и очерки печатались как в «Вокруг света», так и в «Смене», «Пионере» и других журналах.

В 1954–55 годах «Вокруг света» начал публиковать его историко-популярные рассказы о неизвестных путешественниках прошлых веков, а в 1956 году была опубликована его первая детективно-фантастическая повесть «Золотая медаль Атлантиды». В 2010 её переиздали в серии «Фантастический раритет» издательства «Тардис» (Екатеринбург)

До свиданья, Земля!

В эти же годы «Вокруг света» напечатал его научно-фантастические репортажи «Погода на заказ» «Будь готов!» и «Межпланетный репортаж» («Вокруг света» № 8 1956) о полете на Марс в 1971 году. Ведь в сентябре 1956 года было «Великое противостояние», а следующее должно было быть только в 1971. В последнем очерке четко просматривается его журналистская и кинематографическая специализация. Но Глебом Голубевым был опубликован только один киносценарий, написанный в соавторстве с А. Леонтьевым – «До свиданья, Земля!» («Техника-молодёжи» №№ 7–8 1961) о полете к Марсу и тайнах народа майя.

В основном в эти годы автор писал научно-популярные книги. Это «Необыкновенные путешествия» и «Неразгаданные тайны», а также биографии в серии «Жизнь замечательных людей» монографию «Улугбек» (1960) и «Заболотный» (1962). Позже с биографическими книгами выступал в серии «Пионер – значит первый».

В журнале «Искатель» 1962 года была опубликована серия его астрономических статей о звездах и планетах солнечной системы.

Огонь-хранитель

В 1962 году Голубев вернулся к фантастико-детективным произведениям на тему археологии Причерноморья, написав повести «По следам ветра» и «Огонь-хранитель». Первая повесть нефантастическая, но попала в библиографию фантастики Бориса Ляпунова. В 1963 году она вышла отдельной книгой в издательстве «Молодая гвардия». В дальнейшем это сотрудничество продолжалось до 80-х годов ХХ века. В 1975 году автор возвращается к археологии Причерноморья – книга «След золотого оленя», но уже с детективным уклоном.

Также на тему расследования археологических загадок были написаны повести «Тайна пирамиды Хирена» (1964) и «Следствие сквозь века» (1969).

Здесь действие происходит соответственно в Египте и Центральной Америке. В книгах ученые разгадывают почти детективные происшествия далекого прошлого Африки и Америки. Местные преступники стараются помешать исследованиям, что ещё увеличивает детективную составляющую этих произведений.

Гость из моря

Затем было написано множество произведений на морскую тематику, но фантастики в них было очень мало. Только в «Госте из моря» (1967) было несколько фантастических эпизодов. Остальные произведения были приключенческо-географического характера. Повесть «Гость из моря» вообще написана в виде репортажа – «Журналист сменил профессию» для большей правдоподобности произведения. Но вначале 1970-х географическая фантастика стала неинтересна читателям, поэтому писатель ушел в тайны мышления и человеческой психики. Действующими героями стали парапсихологи и гипнотизеры. Тогдашнему руководству издательства «Молодая гвардия» это видимо не понравилось, и эти книги выходили уже в издательстве «Детская литература»: «Голос в ночи, Вспомни» (1972) и «Лунатики» (1980 г.).

В 80-х годах автор попытался вернуться в «морскую» тематику выпустив сборник «Морские тайны», но уже не имел читательского успеха. В этом сборнике напечатано последнее научно-фантастическое произведение Г. Голубева – рассказ «Украденная Атлантида» написанный в виде журналистского репортажа. Понимая отсутствие читательского интереса к подобной фантастике, автор больше к ней не возвращался.

Поэтому пришлось вернуться к историко-документальным повестям и художественной публицистике: «Шлиссенбургская нелепа» (1984), «Потомкам для известия» (1986) и «Колумбы Росские» (1989) о полярных путешествиях и тайнах Российской империи. Таким образом, на склоне лет писатель вернулся к журналистике и переизданиям своих художественных произведений в различных приключенческих сборниках.

В настоящее время фантастическими считаются только четыре произведения писателя:

1) Киносценарий «До свидания, Земля!». В конце 1950-х годов отечественный кинематограф затребовал сценарии для научно-фантастических фильмов, и многие авторы откликнулись на этот зов. Фильмов было снято немного, а неиспользованные сценарии были опубликованы в различных журналах.

В данном киносценарии описывается полет в район планеты Марс и исследование его спутника Деймоса, который оказался искусственным.

В настоящее время известно, что это не так, и произведение стало просто фантастическим.

2) Научно-фантастическая повесть «Огонь-хранитель» (Сын неба), где описывается способ получения изображений из далекого прошлого, и находка следов необычного человека: толи космического пришельца, толи гения древности. Подобная технология до сих пор не изобретена, и достоверные пришельцы из космоса не найдены.

Цитата:

«...Но, кто же тогда был этот Сын Неба?

Михаил пожал плечами.

– Это уж придется выяснить при помощи твоего дедуктивного метода. Во всяком случае к небу он не имеет никакого отношения. Но все равно фигура любопытная...»

3) Повесть «Гость из моря» рассказывает о научной экспедиции в Атлантический океан с применением способа сверхглубоких погружений человека без подводных лодок и находки живого «морского змея».

В наше время этого способа не придумано и «змей» не пойман.

Цитата:

«– Вижу «морского змея»! Не пугайтесь шеф. Не «зеленого змия», обыкновенного, морского. Сейчас будем его ловить, как вы и обещали. Он сам просится в гости...»

4) Рассказ «Украденная Атлантида» о находке этого легендарного материка, что так и не произошло.

Таким образом проанализировав творчество понятно, что репортерская закалка привела к возвращению автора к историко-публицистическим произведениям, так как детективные и приключенческие сюжеты он развивал значительно лучше, чем научно-фантастические.

Литература:

Г. Голубев «Улугбек» монография (ЖЗЛ), Молодая гвардия 1960.

Г. Голубев «По следам ветра» повесть, Молодая гвардия 1963.

Г. Голубев и А. Леонтьев «До свидания, Земля!» киносценарий, «Техника-молодежи» №№ 7–8 1961.

Г. Голубев «Огонь – хранитель» повесть, «Искатель» №№ 2–3 1964.

Г. Голубев «Гость из моря» повесть, Молодая гвардия 1967.

Г. Голубев «Морские тайны» сборник (Стрела), Молодая гвардия 1981.

В. Кропанин «Последние наследники Жюля Верна в СССР» 2002 г. сетевая публикация (fandom.ru)



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001