Людмила Кириченко
БУДУЩЕЕ РЯДОМ С НАМИ
|
ФАНТАСТИКА В ЖИВОПИСИ |
© Л. Кириченко, 1976
Техника-молодежи.- 1976.- 2.- С. 16-17.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002 |
Имена Валерия Байдалюка и Сергея Гавриша запомнились нашим читателям еще по прошлому конкурсу "Мир двухтысячного года".
Много общего между молодыми художниками (Байдалюку - 24 года, Гавришу - 26), хотя и работают они в разной манере: Валерий увлекается чеканкой, а Сергей - по всей своей природе живописец.
Оба - сибиряки. Валерий живет и работает в Братске, а Сергей в селе Баеве, что в Алтайском крае. Удивительно ли, что тема завтрашней Сибири привлекла их к себе так же мощно и неудержимо, как и проблема освоения неведомых доселе планет.
"Сегодняшнюю Сибирь я знаю, - говорит Валерий Байдалюк. - А завтра?" - и задумывается...
Да, современная Сибирь молодым художникам хорошо знакома, но тем больше хочется вглядеться в ее грядущий день.
"Ритм БАМа" - так назвал В. Байдалюк свою работу, публикуемую на обложке журнала.
...Вот и позади долгий, упорный труд. Серебряный костыль забит в шпалу у последнего рельса трассы.
В молчании, гордом и сосредоточенном молчании, на мгновение застыли победители времени и пространства.
Финиш многолетнего пути.
Начало нового дела.
"Человек, держащий в своих руках солнце, - пишет В. Байдалюк о своей работе "Солнце над Сибирью" (слева вверху), - дерзновенным трудом согревает необъятные просторы сибирского края. Люди, осваивающие его богатства, строители новых городов, гидроэлектростанций, строители коммунистического завтра Сибири - разве запасы энергии их сердец уступают нашему дневному светилу? Нет, ибо нет ничего ярче на свете, нежели сияние ленинских идей..."
Сергей Гавриш много поездил по свету, отсюда и диапазон его творческих замыслов и свершений. Мягкое зарево расстилается над северным городом. ("Город в Заполярье" - справа внизу. Слева - вторая работа С. Гавриша "Дорога".) "Север, - вспоминает С. Гавриш, - это фейерверк красок. Закат и восход, слившиеся воедино. Расплавленное золото облаков и фиолетовые озера. Трава, поднимающаяся за день. Это словно иная планета. А полярная ночь? В зеленой проталине неба - багровое око луны. Царство непуганых лебедей, куда придут витязи XXI века".
И куда пришли уже люди века двадцатого, добавим мы от себя.
Увидеть человека будущего - вот в чем предел творческого воображения художников-фантастов. Ибо мир без человека холоден и неподвижен.
Но каким ему, человеку грядущего, суждено быть?
"...Напрасно пытался приблизить я недоступные города, чтобы увидеть людей, - сетует С. Гавриш. - Перед моим взором проносились лишь сверкающие ажурные строения. И тогда я чаще стал вглядываться в лица прохожих..."
Сергею вторит В. Байдалюк: "Недавно я был на Усть-Илиме, видел стройку, строителей ГЭС. Сегодня все это только строится, а завтра - большой, благоустроенный город, множество крупных предприятий.
Я разговаривал с людьми и вдруг понял - будущее рядом с нами, оно уже среди нас. Разве ж не интересно его представить и изобразить?"
Два молодых человека, два талантливых художника-фантаста, они даже незнакомы друг с другом. Но они знакомы с будущим нашей страны, потому что это - их будущее.
ЛЮДМИЛА КИРИЧЕНКО,
учительница, г. Монино Московской обл.
|