Э. Кекелидзе
В ОЖИДАНИИ КОНТАКТА
|
ФАНТАСТЫ И КНИГИ |
© Э. Кекелидзе, 1979
Советская Эстония (Таллин).- 1979. - 14 сент. - 211 (10909)). - С. 3.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002 |
...ОН ПОХОЖ на узенькую световую тропинку, этот внезапно возникший разноцветный луч. На слабую бесплотную ниточку, соединившую небо с кой-то заброшенной точкой на земном шаре. Несколько раз будет возникать на экране эта ниточка-надежда, тропинка-символ. Символ Контакта. Надежда на взаимопонимание.
|
Кадр из фильма "Отель "У погибшего альпиниста". |
И на фоне его будет мучиться сомнениями инспектор Петер Глебски: прав он был или неправ в этой давней истории, был у него выбор или нет И будет сам себя и нас убеждать, что прав, что выбора не было. Это он только исполнял свой долг И а этих уговорах-оправданиях будет слышаться его неправота и раскаяние.
Отель "У погибшего альпиниста" снят на "Таллин-фильме" режиссером Григорием Кромановым по одноименной повести братьев Стругацких и их сценарию.
В затерянный в горах отель неизвестно кто вызывает инспектора полиции Глебски. Но это не розыгрыш. Вскоре убит один из постояльцев - Олаф Андварафорс. Убит при очень странных обстоятельствах: окно открыто, следов никаких. Кем-то связан другой постоялец - Хинкус. Странный физик Симоне утверждает, что видел госпожу Мозес мертвой, хотя она жива. Наконец, появляется какой-то совсем странный человек Луарвик, который не может ответить на самые простые вопросы. И ведущий расследование инспектор Глебски, путаясь в самых противоречивых исходных данных, не понимает уже ничто, кроме того, что здесь действует какая-то сила, неподвластная человеческому разуму. Но то, что выходит за пределы объяснимых вещей, не существует для инспектора и поэтому он свято выполняет свой долг "держать и не пущать".
И когда ему уже открытым текстом говорят, что господин Мозес и Луарвик - инопланетяне, а госпожа Мозес и Олаф - роботы, и что только он, инспектор Глебски, может спасти их всех, вернув им чемодан Олафа, он, неспособный все это осмыслить, отказывается отдать чемодан, обосновывая отказ безупречной цепью логических доказательств. Безупречной - с точки зрения практической земной логики.
Воспринять саму мысль о том, что они столкнулись с чем-то из ряда вон выходящим способны только два человека: хозяин отеля Алек Снивар - поскольку он поэт в душе, и даже в застольной легкой беседе говорит, что пришельцы - это из области поэзии (помните, в "Солярисе" Тарковского отец Криса кричит сыну: "Космос - это хрупко"), и полубезумный физик Симоне в силу того, что он - ученый.
Девушку Брун это вообще не интересует, она знает только, что Олаф Андварафорс, которого она полюбила (впервые а жизни!) мертв. Ее не волнует, что он робот, не важно, кто он, если его можно полюбить. Хинкус вполне может воспринять идею инопланетян - с точки зрения силы. Он уважает Мозеса за силу и презирает за то, что он неспособен убивать людей.
Из многочисленных версий о возможных первых Контактах, предложенных в фантастических романах и повестях, версия, исследуемая Стругацкими в "Отеле "У погибшего альпиниста" предполагает, наверное наихудший для инопланетян и нелестный для землян вариант: инопланетяне, неспособные разобраться в делах Земли, сначала принимают шайку бандитов и грабителей за борцов и революционеров и помогают им затем, разобравшись не могут от них скрыться, затем встречаются с таким законником как инспектор Глебски и в конце концов погибают.
Контакт, ожидаемый всеми землянами в чисто теоретическом плане, может обернуться и так - предупреждают нас. Потому что большинство из нас разучилось просто глядеть на небо неспособно разорвать круг привычных понятий.
Мысль, в общем-то, не новая при всей ее неоспоримой ценности Важно то, как она доказывается, насколько художественно убедительно.
Маленькое отступление: в советском кино "фантастические" ленты пока вообще насчитываются единицами так что, пожалуй, в отличие от литературы, мы не можем еще говорить о каких бы то ни было традициях кинофантастики. Единственное, что можно предположить наверное: кино не будет проходить такого длинного пути становления, поскольку все развитие советской фантастики неопровержимо доказало, что главная ее задача - не популяризаторские беседы о горизонтах науки, не предсказание научно-технических открытий (хоть и это не исключается) но углубленное изучение нравственных социально-психологических проблем настоящего и будущего. Грубо говоря, в связи с контактом с инопланетными цивилизациями, в фантастической литературе, пожалуй можно заметить два направления, одно из них - экстраполяция будущего, где Контакт интересен сам по себе и "проигрываются" различные его варианты. Другое - обращение к сегодняшнему дню, где фантастическая ситуация или элементы служат для изучения человеческой природы.
Отель "У погибшего альпиниста" примыкает скорее к проблематике "Молчания доктора Ивенса", и отношение к нему тоже складывается неоднозначно.
На мой взгляд, в "Отеле "У погибшего альпиниста" существует разрыв между постановочными приемами и идеей фильма. Мне почему-то кажется, что они существуют в картине чуть ли не независимо друг от друга.
По сравнению с повестью в фильме опущены некоторые логические звенья происходящего. Головоломки, конечно, не получится, но возникает ощущение недосказанности, ложной многозначительности, даже ходульных рассуждений. И хотя актерские работы фильме очень интересны, особенно у Ю. Ярвета, У. Пуцктиса, М. Микивера, С. Луйка и Л. Петерсона, но и они, каждая храня в себе загадку не составляют цельной психологической ткани. Фильм слишком апеллирует к рациональному восприятию.
Художник Тыну Вирве и оператор Юри Силларт создают на экране удивительно красивый мир: изысканные интерьеры, дивные пейзажи, прелестные костюмы - все ласкает взор. При этим им удается создать атмосферу опасности и страха в этих угловатых тесных коридорах, среди всего этого блеска и красоты
Может быть контраст между блестящей формой и несколько зашифрованным содержанием мыслился авторами как своего рода эффект отчуждения. Но в таком случае фильму явно не хватает напряжения силового поля размышлений.
|