Даниил Измайловский
ОЛЬГА ЕЛИСЕЕВА. СОКОЛ НА ЗАПЯСТЬЕ
|
Ольга ЕЛИСЕЕВА
СОКОЛ НА ЗАПЯСТЬЕ
Москва: АСТ, 2002. - 444 с. (Серия "Заклятые миры"). 7000 экз.
"Сокол на запястье" - первая книга дилогии "Золотая колыбель" и вторая в писательском активе историка О. Елисеевой. Правда, была еще крупная повесть "Дерианур - море света", "захватившая" большую часть объема сборника "Сакральная фантастика - 3.2", и недавно переизданная под названием "Камень власти" в одном из томов альманаха "Подвиг". Но эти издания вряд ли можно назвать авторскими книгами.
Ольга Елисеева - не самый плодовитый, но, осмелюсь предположить, один из самых работающих, постоянно перевоплощающихся авторов "женского цеха" нашей фантастики. И три основных ее произведения - свидетельство работы писателя над собой. Надеюсь, и впредь писательницу минует участь самоповторов.
Дебютная книга - роман "Хельви - королева Монсальвата" (2001; См. рец. в "Если" № , 2001) - это типичный образец женской чувственной прозы, романтической фэнтези, написанной интеллигентно, страстно, но без пошлости, и все-таки неистрибимо сверкающей всеми оттенками розового. Однако в последовавшей за дебютом повести "Дерианур - море света" (2001) читателю явился автор под тем же именем, но в ином обличии. Место романтичной дамы-литератора занял писатель-историк, исследователь. Искусственные декорации и поэтические образы вымышленного мира "Хельви" заменены объектами и персоналиями реальной истории России XVIII века. Фантастическая составляющая предельно минимализирована, "Дерианур" - скорее добротная историко-авантюрная, чем фантастическая проза, исследующая судьбы России.
И вот теперь "Сокол на запястье" - пример историко-мифологической фантастики, написанный плотным, даже жестким языком, что прежде было не свойственно Елисеевой. "Сокол" - одно из пока редких произведений фантастики, в котором исследуются времена античные (сходу вспоминается разве что "Герой должен быть один" Г. Л. Олди). Да, пространство текста населяют герои греческой мифологии: враждующие Аполлон и Геката и прочие боги, направляющие смертных, определяющие их линии жизни, есть амазонки, скифы... Но отнести роман к жанру фэнтези - язык не поворачивается. Перед нами - взвешенный взгляд профессионального историка на античную мифологию и историю. Пересказывать сюжет в короткой рецензии - бессмысленная и нереальная задача: роман многослойный, свитый из многочисленных сюжетных линий, сплетенный из сотен судеб, сотканный из научных фактов и художественных домыслов. Здесь присутствует почти весь джентельменский набор "умной мэйнстрим-фантастики": проблемность и романтическая чувственность, авантюра и политика, психологизм и религиозные откровения. Можно сказать с уверенностью: книга разочарует поклонниц дебютного романа писательницы, но позволит автору приобрести новых почитателей - из числа ценителей интеллектуальных игр в НФ. По всей вероятности, с появлением второй, завершающей, части, дилогия "Золотая колыбель" имеет шанс заслужить статус едва ли не самого основательного и глубинного исследования Античности. В фантастической словесности, разумеется.
|