Х. Алымов
ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ НТР
|
СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ |
© И. Халымбаджа, 1987
Соликам. рабочий (Соликамск).- 1987.- 24 сент.- С. 4.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2005 |
Может, иной книголюб поморщится снисходительно, перебирая книги на стеллажах в моей квартире - тоненькие брошюры и солидные тома, книжки в ярких обложках и одетые в старинные кожаные переплеты: "Столько книг - и одна фантастика!"
Действительно, школьные учебники литературы до сих пор игнорируют фантастику, словно бы ее и не существует. Неизвестно, как родилось мнение, будто существует Литература с большой буквы и некое легкое развлекательное чтиво в виде фантастики, которым можно переболеть в детстве, словно корью или ветрянкой, без особых последствий.
Я тоже заболел фантастикой в детстве, но "болезнь" эта не прошла бесследно, как и для многих других, остались "осложнения".
Это теперь я знаю, что существует некая связь между экономической и технической развитостью той или иной стороны и уровнем научной фантастики в ее литературе. В развитых странах не только издается до 1000-1500 книг научной фантастики ежегодно, но и ведется преподавание научной фантастики в технических вузах в качестве специального предмета.
Ведь научная фантастика развивает творческое воображение, учит мыслить самостоятельно, нестандартно, помогает искать новаторские, непроторенные пути решения творческих задач.
Это теперь я знаю, что научная фантастика учит оптимизму, вере в светлое будущее (ведь она зародилась в недрах социальной утопии), и в то же время поднимает острейшие проблемы нашей эпохи, порой еще только намечающиеся, предупреждая о них загодя. Взять хотя бы угрозу экологической катастрофы, о которой заговорили только в последнее время. Между тем писатели-фантасты еще в начале прошлого века писали о грозящем загрязнении рек, гибели лесов, оскудении почв... В России XXIV века им виделись монеты из... дерева, которое стало реже и дороже любого металла.
Это теперь... А тогда, тридцать лет назад, фантастика привлекла меня занимательными сюжетами, невероятностью ситуаций, цельными образами положительных героев, а главное - верой во всемогущество человека.
Я читал затрепанные до дыр книги Александра и Сергея Беляевых, Гребнева, Адамова, Казанцева, первые книги Ефремова... Появилась настоящая потребность вновь и вновь возвращаться к прочитанному.
Могут сказать, что фантастика это несерьезно, это не Чехов, не Достоевский, не Лермонтов, не Гоголь. Хотя, простите, и эти писатели не были ей чужды! У Чехова есть "Летающие острова", у Достоевского - "Сон смешного человека", у Лермонтова "Штосс", а повести Гоголя "Нос", "Портрет" и многие другие - ярчайшие образы народной фантастики!
Многие выдающиеся советские писатели активно писали научную фантастику - среди них Алексей Толстой ("Аэлита", "Гиперболоид инженера Гарина", "Союз пяти", "Фабрика молодости"), И. Эренбург ("Трест Д. Е."). А. Шишков ("Конец здравого смысла", "Аппетит микробов" и др.), В. Язвицкий ("Остров Тасмир", "Гора лунного духа" и др.). В последние годы журналы открыли нам ярчайшую фантастику М. А. Булгакова ("Мастер и Маргарита", "Собачье сердце", "Луч жизни", "Адам и Ева", "Иван Васильевич" и др.), А. Платонова.
И современная научная фантастика создала замечательные образцы, получившие всемирное признание. Широко издаются за рубежом книги Ивана Антоновича Ефремова, братьев Стругацких, Кира Булычева, уральского писателя Владислава Крапивина, многих других.
Феномен фантастики ставит в тупик социологов, психологов, литературоведов: книги с грифом "научная фантастика", даже изданные полумиллионным тиражом, мгновенно исчезают с прилавков. Во многих городах страны (и даже в селах) возникли самодеятельные клубы любителей фантастики: при библиотеках, домах, культуры, планетариях, редакциях газет, молодежных творческих объединениях, учебных заведениях - от университетов до ПТУ, даже райкомах ВЛКСМ. Есть такие клубы в Перми, Березниках, Чернушке, Кудымкаре, Чусовом, Краснокамске, Октябрьском... Члены их обсуждают прочитанные книги и увиденные научно-фантастические кинофильмы, ставят спектакли и снимают любительские фильмы по собственным сценариям, встречаются с интересными людьми, в том числе с писателями-фантастами, сами пишут рассказы, повести, даже романы, разумеется, фантастические, и обсуждают их. Пишут и коллективно, так называемые буриме, где каждый автор сочиняет одну главу. Придумывает себе тысячи интересных дел - от КВН до новогоднего бала-маскарада, от конкурса на лучший научно-фантастический рисунок до вечера фантастической музыки... Иными словами, живут творческой, насыщенной, полнокровной жизнью. И ежегодно встречаются в конце апреля в Свердловске на празднике фантастики - вручении приза за лучшее научно - фантастическое произведение года, учрежденного журналом "Уральский следопыт" и Союзом писателей РСФСР. Приз этот, замечательное изделие уральских камнерезов, представляет собой хрустальный шар на подставке из титана с устремленной ввысь ракетой...
|