А. Громова
[ПРЕДИСЛОВИЕ К ЖУРНАЛЬНОЙ ПУБЛИКАЦИИ ПОВЕСТИ «УЛИТКА НА СКЛОНЕ»]
|
СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ |
© А. Громова, 1968
Байкал (Улан-Удэ). - 1968. - 1. - С. 36-37.
Пер. в эл. вид А. Кузнецова, 2001 |
Не ищите в этой повести восторженного описания грядущих чудес науки и техники. Не ищите также пророчеств и предвидений в области социологии и морали. Тот, кто любит фантастику именно такого рода, пускай обратится, например. к недавно переизданной Детгизом повести тех же авторов "Возвращение": там есть лирические и остроумные эскизы конструкций будущего коммунистического общества, построенные на научном предвидении.
"Улитка на склоне" - это фантастика совсем другого рода. И другого уровня - гораздо более сложная, рассчитанная на восприятие квалифицированных, активно мыслящих читателей. Таких читателей в нашей стране очень много - без преувеличения можно сказать, что больше, чем в какой-либо другой стране мира. А общедоступность произведений искусства (то есть, доступность любого произведения любому читателю) - это ведь вообще фикция. Не существует некий "читатель вообще" - есть очень неодинаковые читательские аудитории, определяющиеся уровнем понимания мира, степенью активности, возрастом, профессией, средой (не говоря уж о разнице индивидуальных вкусов и пристрастий). Существуют и различные уровни сложности в литературе. Юморески раннего Чехова вполне доступны каждому грамотному человеку; для понимания зрелого чеховского творчества нужна зрелость мысли и чувств.
Так что я вовсе не собираюсь, из опасения, что "Улитка на склоне" будет кому-то непонятна, давать к ней разъяснительные примечания: я знаю, что этой повести обеспечена достаточно широкая аудитория. Я просто хочу дать некоторые необходимые справки, так сказать, библиографического характера.
Дело в том, что в "Байкале" публикуется лишь одна часть (примерно половина) этой повести. Другая ее часть была опубликована в 1966 году в ленинградском сборнике фантастики "Эллинский секрет". Трудно и даже невозможно определить, какая из этих частей является первой, какая - второй. Действие одной из них происходит в таинственном и жутком Лесе, другой - в Институте, который занимается проблемами, связанными с этим Лесом. В одной из них главным героем является бывший сотрудник Института, Кандид, об исчезновении (или гибели) которого иногда упоминают персонажи другой части; этим и ограничивается внешняя, сюжетная связь между ними, в остальном их действие развивается параллельно и независимо друг от друга.
Конечно, для более полного понимания повести надо прочесть обе книги. Но то, что публикует на своих страницах "Байкал", на мой взгляд, представляет вполне достаточный самостоятельный интерес.
|