С. Легостаев
«БЭТМЭН» ФИЛЬМ ОДНОГО АКТЁРА
«BATMAN»
|
ФЭНЗИНЫ ФАНТАСТИКИ |
© С. Легостаев, 1990
Фэнзор: Любител. ж-л по проблемам фантастики и фэндома (Севастополь).- 1990.- 1.- С. 69-76.
Публикуется с любезного разрешения С. Бережного - Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002 |
Назад Начало Вперед
"Бэтмэн". "Человек - летучая мышь". Даже до нашей глубинки доходят слухи об огромной популярности этого фильма в США. Еще бы: попасть в десятку самых кассовых фильмов - это, знаете ли, кое о чем говорит. Даже наше любимое ЦТ подлило масла в огонь ожидания этой картины, показав несколько умопомрачительных и интригующих моментов. И вот, наконец, усевшись в удобном кресле и нажав на "плэй"...
...Но сперва небольшое отступление. О разнице восприятия художественного фильма, просмотренного в кинотеатре или увиденного по телевидению (частный случай - по видео). Сразу оговорюсь, что как там у них, на Западе, я понятия не имею, мои наблюдения относятся только к нашей стране, только к нашему советскому зрителю. Так вот, разница эта (между просмотром фильма в кинотеатре и по видеомагнитофону) на мой взгляд огромна. И дело здесь не в большом экране и прекрасном качестве изображения (что далеко не всегда увидишь в видеозаписи: копии попадаются с провалами, фонограмму перевода частенько еле слышно, цвет пляшет, как ему вздумается и т.д.) - нет, по-моему, дело не в этом. Так уж получается, что частенько поход в кинотеатр - маленькое, но все же событие. Человек идет в КИНОТЕАТР, платит деньги, толкается в томительном ожидании в фойе, а если фильм новый, то еще и в очереди в кассу постоит. И подсознательно настраивает себя на благосклонное восприятие фильма. Не стоит сбрасывать со счетов и то, что в зале ты далеко не один и реакция остальных зрителей тоже влияет...
У владельцев же видеомагнитофонов, или же у тех, кто смотрит видео достаточно часто, все не так. Во-первых, смотреть хорошо сделанные, профессионально снятые коммерческие фильмы они привыкли и удивить их чем-либо достаточно трудно. Во-вторых, посмотреть фильм (если кассета дома) они могут в любое время, а в случае, если он не понравится, снять и поставить что-нибудь другое. В-третьих... Впрочем, достаточно - вернемся к "Бэтмэну".
Так вот, такой супергромкий фильм владельцы видеомагнитофонов, конечно же, обязательно посмотрят (если достанут) - хотя бы для того, чтобы быть в курсе. И смотрят. И не нравится. Не нравится, потому что скучно, потому что ожидали большего, У меня нет никаких сомнений, что если бы фильм демонстрировался в советском прокате, - а такой вариант в наше время (чего не бывает!) не исключен, - то кассовый успех ему обеспечен. А что-о? Красочно, профессионально сделано. Добро побеждает Зло, да еще и гипнотизирует огромная зарубежная популярность фильма...
Причины, по которым фильм настолько популярен на Западе, в общем-то, вполне объяснимы. Ностальгия по прошлому. Еще бы - с тридцатых годов вся Америка листает комиксы о Бэтмэне, там практически каждый знает его с детства - а детские впечатления, сами понимаете, остаются на всю жизнь. Как воспоминания о чем-то таком... здоровском!
Мы же с комиксами почти не знакомы, поэтому к нашему впечатлению от фильма ностальгические воспоминания не примешиваются. "Бэтмэна" ми смотрим без предубеждения, оценивая лишь художественные и коммерческие достоинства картины.
Итак...
Преступность захлестнула один из американских городов. Порядочному человеку и на улице-то показаться страшно. Власти обещают навести порядок, но, сами понимаете... И в этот момент в трущобах города появляется какой-то загадочный субъект, этакий современный технически оснащенный Зорро, караюший убийц, воров и насильников. Коррумпированная полиция отрицает существование незваного конкурента. Таинственным героем в поисках сенсации заинтересовывается честолюбивый журналист, а в компаньоны к нему набивается фотокорреспондентка - естественно, очаровашка. Они развивают активную деятельность в поисках Бэтмэна.
Тем временем главарь организации преступников решает избавиться от своей "правой руки", компаньона, который втихаря спит с его любовницей. Он посылает своего "верного друга и помощника" на химзавод, чтобы выкрасть оттуда компрометирующие бандитов документы, а сам звонит подкупленному лейтенанту полиции и дает ему соответствующие инструкции.
Лейтенанту этому начальство, по всей видимости, не очень-то доверяет, и комиссар полиции, узнав об операции, бросает все и мчится с бригадой на химзавод прямо с великосветского приема у местного богатея. Вот тут-то зритель и узнает, что этот обаятельный, молодой и немного рассеянный богач и есть тот самый Бэтмэн, вознамерившийся расправиться со всем городским преступным миром. Весь его особняк, где проходит раут, напичкан скрытыми камерами, так что Бэтмэн знает все.
Однако - последуем на химический завод. Зловонные испарения, чаны с кислотами и так далее... Вскрыв сейф, гангстеры понимают, что их подставили, достают автоматы и готовятся прорываться с боем. Полицейский же лейтенант дает своим людям команду стрелять метко, класть бандитов наповал и пленных не брать. Само собой, ливни свинца, воя рикошетирующих пуль, штукатурка градом... короче, очень красочная сцена. В это время приезжает комиссар и берет дело в свои руки, но гангстерам терять уже нечего, а пуль в обоймах хватает. Продажный лейтенант застрелен гангстером.
Тут и появляется Бэтмэн, снаряженный до невозможности. Небольшая, но зрелищная схватка с "правой рукой" главаря. Бандит падает в чан с кислотой. Полицейские потрясены. Вспышка, клубы дыма - и Бэтмэн бесследно исчезает. Полицейские покидают завод. И вдруг из чана с кислотой высовывается изуродованная человеческая рука...
Следуют несколько эпизодов, очень лирических, о зарождающейся любви молодого богатея к ни о чем таком не догадывающейся очаровательной фотокорреспондентке. Молодой человек совершенно неотразимо богат, поэтому в первую же ночь она спит в его постели, а сам он висит рядом на турнике вниз головой (замечательная сцена).
Тем временем, искупавшийся в кислоте гангстер собран по клочкам подпольным хирургом-умельцем и требует зеркало. Лицо его нам пока не показывают, а бандит, посмотрев на свое отражение, дико хохочет. От этого хохота у зрителей мурашки бегут по телу, они догадываются, что скоро хохотать будет весь город. Тем более, что разные персонажи раз десять ненавязчиво намекали, что гангстер этот психически ненормален.
В следующем кадре этот оживший мертвец заявляется к своему патрону. Да-а, лицо его действительно ужасно. Жуткая застывшая улыбка-гримаса и дьявольски блестящие безумные глаза... Главарь гангстеров в ужасе. А его "верный друг и помощник" заявляет, что отныне его зовут "Мистер Шутник" и в качестве первой шутки посылает в грудь патрону несколько полновесных пуль.
Экстравагантно, но не без блеска. Шутник (отныне его зовут только так) устраняет конкурентов и захватывает власть в мафии, Затем он врывается в программу местного телевидения и повергает обывателей в ужас сообщением о том, что в каком-то из продающихся в городе косметических и туалетных средств содержится смертельный яд (естественно, неизвестно в каком именно) - может, и в детском мыле). В подтверждение своей рекламы он демонстрирует телезрителям парочку свежих трупов, на губах которых застыла зловещая улыбка.
Так как мистер Шутник испытывает вполне понятную "любовь" к Бэтмэну, он тщательно изучает все, что хотя бы косвенно к нему относится. Увидев фотографию очаровательной фотокорреспондентки он решает, что пора сменить любовницу (было бы странно, если б этого не случилось).
Дальше, наверное, пересказывать сюжет не стоит. И не потому, что он примитивен, а дабы не портить читателю удовольствие (вдруг да получит?) от просмотра этого (честно признаем - достаточно профессионально снятого, да к тому же приключенческого) фильма, ежели вдруг у него возникнет желание сей боевик посмотреть.
А теперь попытаемся разобраться: почему видевшие этот фильм не находят в нем ничего особенного и, в общем-то, в нем разочаровываются. Сначала, объективности ради, отметим сильные стороны картины.
Во-первых, это попытка дать психологически точные портреты героев - попытка, правда, не всегда успешная. Собственно, говоря, герои даже похожи на живых людей (кроме, может быть, Бэтмэна, который выглядит все-таки очень "картонным", несмотря на все старания авторов фильма), но... всех их целиком и полностью затмевает мистер Шутник в блестящем (чтобы не сказать больше) исполнении известного актера Джека Николсона.
Мне не очень-то нравится Джек Николсон, хотя я признаю, что он Большой Мастер своего дела. Особенно удачно у него получаются роли всевозможных психопатов (достаточно вспомнить демонстрировавшийся в нашем прокате фильм "Пролетая над гнездом кукушки" иди распространенный на видеокассетах фильм по роману Стивена Кинга "Сияющий", где Николсон очень впечатляюще исполняет роль свихнувшегося папаши, гоняющегося с топором за женой и малолетним сыном). Но в "Бэтмэне" он просто превзошел самого себя. Его Шутник настолько поражает воображение, что это, возможно, и явилось причиной неудачи фильма.
Ну посудите сами: ни сюжет, ни остальные персонажи, ни сам Бэтмэн, который воплощает Добро и Справедливость и должен быть стержнем картины, - не запоминаются совершенно. В памяти остается один Шутник. И, что обидно - совершенно не чувствуется закономерность победы Бэтмэна над Шутником. Так, чистая случайность. Хотя, впрочем, нет, не случайность, конечно, авторов фильма вели жесткие законы жанра. Но если бы в финале погиб Бэтмэн, я даже не знаю - пожалел бы его кто-нибудь из зрителей...
Не буду придираться к техническим шероховатостям, которые в фильме, конечно же, есть - да их и не могло не быть, они просто запрограммированы, так как лента снята по комиксам. Так что не будем привередничать и делать из этих шероховатостей главные причины неудачи, к тому же, они не слишком бросаются в глаза.
Вполне возможно, что я слишком уж строго подошел к "Бэтмэну - все-таки, лента развлекательная. Во всяком случае, посмотреть фильм я рекомендую - на полтора часа забудете об очередях в магазинах, а что еще человеку надо?
Ходят слухи (пока еще непроверенные), что создатели Фильма сняли следующую серию - "Бэтмэн-2". Охотно верю - американцы всегда следовали принципу "куй железо, пока горячо". Что ж, будем надеяться, что в новом фильме Бэтмэн покажет не только чудеса своего технического снаряжения (которое по нашим временам не очень-то и впечатляет), но и свой характер, свой ум (к сожаление, с комиксами не знаком, не знаю, - полагается ли ему вообще ум или нет?).
Будем надеяться...
|