Ю. Дмитриев
ФАНТАЗИИ НА ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ
Размышление
|
ФАНТАСТЫ И КНИГИ |
© Ю. Дмитриев, 1987
Молодой дальневосточник (Хабаровск).- 1987.- 11 июля.- С. 8.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2004 |
Как только не называют фантастику! Литературной "Золушкой", "сказками для взрослых" (а, собственно, что в том плохого?), легким чтивом наравне с детективами... И постоянно в критике возникают разговоры о "кризисе жанра". На мой взгляд, говорить о кризисе можно - если рассматривать выпускаемую издательствами НФ-продукцию, лишь как "корзину" с неудачными, поверхностными, вторичными, откровенно неумными произведениями, каковых, безусловно, предостаточно - но ведь не они определяют состояние жанра, ведь и в "реалистической" прозе по-настоящему значительных работ немного. Давайте не будем копаться в "мусорной корзине", давайте обратимся к "золотой полке" НФ, поразмышляем: что же новое, умное, нужное читателям сказано в последние годы писателями-фантастами?
...Почти одновременно вышли несколько лет назад повести В. Распутина "Прощание с Матерой" и братьев Стругацких "За миллиард лет до конца света". При всем их очевидном различии, они об одном - о проблеме нравственного выбора в экстремальных обстоятельствах. У жителей Матеры, на первый взгляд, выбора нет: они обязаны переселиться, так как остров будет затоплен. Ситуация вполне реальная. Фантастический вариант: сама Вселенная воздействует на группу ученых, заставляя их прекратить научные исследования. ГЭС не "отменишь", с Вселенной не поборешься! Вот тут-то и находят писатели "болевую точку". Смириться с диктатом обстоятельств - значит, потерять себя, прервать нравственное движение поколений (и человечества в целом). И вот уже поджигает собственный дом Петруха в "Прощании с Матерой", и Стругацкие устами Малянова предупреждают: "Все будет другое (если герой смирится). Другие друзья, другая работа, другая жизнь... С тех пор все тянутся передо мной кривые глухие окольные тропы... Конечно, останется у меня Ирка, и Бобка будет жив-здоров, но он уже никогда не вырастет таким, каким бы я хотел его вырастить. Потому что теперь у меня не будет права хотеть. Потому что он больше никогда не сможет мной гордиться". И остаются на острове старухи, и решают продолжать работу Вечеровский и Малянов, потому что нравственная смерть, потеря себя для них страшнее гибели физической. Нельзя предавать Матеру (для каждого свою) - вот о чем говорят нам писатели.
И еще - об ответственности перед собственными детьми, перед Будущим. Да ведь и фильм Абуладзе "Покаяние", и пьеса Розова "Кабанчик", пришедшие сегодня к зрителю - о том же!
Нельзя предавать - деревню, в которой родился, принципы, по которым живешь. Писатели ставят героев в обстоятельства жесткие, на грани жизни и смерти. Но ведь и мы, в наших повседневных буднях, постоянно сталкиваемся с проблемой выбора: обстоятельства диктуют что-то, с чем не соглашается наша совесть, что противоречит нашим нравственным принципам. Обычные обстоятельства, не ГЭС и не Вселенная - и как часто мы пасуем! Обе повести - и реалистическая, и фантастическая - мощная поддержка в трудные минуты жизни, предупреждение о последствиях нравственного компромисса.
И подобных произведений в сегодняшней фантастике немало. Не могу не согласиться со словами болгарского фантаста Л. Дилова ("Иностранная литература", № 8, 1983 г.): "Читатель обращается к этой литературе именно потому, что глобальными вопросами, которые она затрагивает, она провоцирует его мышление, поднимает над мелочами будней, заставляет его гневаться и мечтать, но при этом - рассуждать и участвовать в дискуссии о будущем мира".
|