А. Белошистая
ЗАЖЕЧЬ ИСКРУ В СЕРДЦЕ
|
СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ |
© А. Белошистая
Уральский следопыт. - ?.- ? - С. 27-28.
Пер. в эл. вид А. Лапудев, 2002 |
Проблема воспитания глубоконравственного человека столь же стара, пожалуй, как вопрос о смысле жизни: решать ее приходится, приходилось и придется - до тех пор, пока существует род человеческий, - каждому, кто примет на себя труд родить и вырастить нового человека. Я не случайно говорю "человека", а не "ребенка", ибо детство - важнейший период человеческой жизни. На подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
Н. М. Амосов в книге "Здоровье и счастье ребенка" писал, что есть три канала для тренировки словесных формул, выражающих убеждения; личный пример авторитетного человека, такие же примеры любимых героев книг и фильмов и собственные действия человека (удержался от плохого поступка, совершил хороший). Конечно, самый действенный - третий, однако он лишь закрепляет то, что было уже воспринято и прочувствовано раньше. Личные примеры высокой морали и служения идее редко встречаются в жизни. Родители, знакомые и учителя не воспринимаются как примеры, поскольку мелкие дефекты поведения заслоняют их благородную сущность, даже если она есть. Вот почему так важно приучить детей к чтению книг.
Не секрет, что активными читателями становятся те дети, которым много читают мамы, папы и бабушки в возрасте от 1 до 6 лет, - дальше эти дети обычно начинают читать сами. Что и как? Зайдите в любую детскую библиотеку, поинтересуйтесь: дети какого возраста читают больше всего? Услышите в ответ: пик приходится на 3-5 классы, а уже семиклассников очень мало. На вопрос - что же просят больше всего? - вам ответят: 1-2 классы - сказки, 3-6 классы - фантастику. Любопытно при этом, что подавляющее большинство библиотекарей считает фантастику литературой предосудительной. Более того, несколько лет назад во все детские библиотеки поступило указание рассредоточить фантастику и приключения по всему фонду, не выделяя их в отдельный стеллаж, как было раньше. Тем не менее дети ее все равно выискивают, со вздохом сообщают библиотекари.
В чем тут дело? Попробуем разобраться в этом феномене: с одной стороны, мы говорим - растет нечитающее поколение, и уже не первое, а с другой стороны - даже тех, кто хочет читать, "не пущаем"... Литература, которую дети читают с удовольствием, - это сказка, фантастика, приключения. Так не проще ли открыть эту дверь (и пусть входят в нее желанными гостями), чем силой пытаться заставить читать то, что не хочется? Ведь как бывает: дам фантастику, если возьмешь ещё это и это; один возьмет и отнесет домой, а потом вернет не читая; а другой не придет больше... И скажите на милость, где и кому удавалось таким "силовым" методом воспитать любителя чтения?! Когда ребенка кормят через силу, его тошнит; когда заставляют читать то, что не хочется, отбивают охоту к чтению вообще. Это - аксиома.
Надо радоваться тому, что ребенок любит сказки, ибо сказочные герои, по сути, и есть нравственные эталоны, созданные мудростью тысячелетнего опыта всех народов мира, мудростью всечеловеческой. В любой сказке есть точное разделение светлого и темного, добра и зла, и не случайно нет ни у одного народа сказок о том, что побеждает зло. Побеждает всегда добро, так было, так есть и так будет, - вот первое, что закрепляется в сознании ребенка, читающего сказки. В жесткой однозначности нравственного содержания сказочных образов есть та необходимая жесткая однозначность нравственных правил, норм, что не допускает разночтения и не принимает оправданий "разными обстоятельствами".
И не надо путать нестоящую сказку с сусальной рождественской историей: только сопоставление двух противоположностей (Ивана-царевича и Кащея Бессмертного, Василисы Премудрой и Бабы-Яги, Буратино и Карабаса, хоббитов и Владыки Мордора) делает для ребенка вполне очевидным выбор между добром и злом, наполняет его эмоциональным смыслом.
Любой воспитатель детского сада подтвердит вам, что ребенок, читающий в 5-6 лет, умнее, глубже, часто наблюдательнее, пытливее, чем его сверстник, не знающий букв. Ребенок, проводящий часы перед телевизором, иногда обладает более широкой (количественно) информацией, но ни способностью к анализу ее, ни тем более развитым воображением он, как правило, не отличается. А уж то, что фантастика будит и развивает воображение, сегодня факт общепризнанный.
И второй довод в защиту пользы фантастики для детей.
Еще в 1930 году Горький сказал замечательную фразу: "Дети растут для будущего". Сегодня, 60 лет спустя, далеко не все взрослые поняли справедливость этой фразы. А дети поняли. Они понимают, чувствуют, что растут не для "сегодня" и не для "вчера", а для "завтра". И поэтому хотят знать, хотя бы одним глазком заглянуть в это "завтра", а котором им предстоит жить для "послезавтра", поэтому и про "послезавтра" надо хоть что-нибудь знать! Знать для себя, для того, чтобы понимать "сегодня", какими строить себя для жизни в "завтра" и "послезавтра". А такое знание дает им только фантастика.
Не случайно, я думаю, библиотека нашего пединститута, проведя опрос среди первокурсников: какие книги ты хотел бы прочитать в ближайшее время? - получила на первом месте запросы на... кого бы вы думали?.. на Ефремова! Затем - на "Дети Арбата" Рыбакова. Будущие учителя, те, кому через пять лет идти в школу, растить граждан 2000 года, хотят знать, какое оно - это "завтра", для которого им работать. Но им уже не 10 лет, и поэтому они понимают: чтобы не делать ошибок сегодня, надо знать об ошибках, сделанных вчера, - и поэтому за фантастикой всегда идет история.
Так органично детская любовь к сказке в 4-8 лет перерастает в юношески максималистскую страсть к фантастике в 10-15 лет, а потом так же органично переходит в зрелую и непоколебимую любовь к исторической, психологической и другой серьезной литературе.
Любовь к Толстому и Достоевскому нельзя вложить силой - она должна вырасти из потребности более глубокого осмысления мира. А эта потребность возникает непременно у того, кто в детстве зачитывается "Королем Матиушем" и "Алисой", подростком совершает подвиги со Зверобоем и крапивинскими мальчишками, юношей сражается за счастье человеческое рядом с Максимом Каммерером и Благородным Руматой, преклоняется перед Женщиной - Таис Афинской и Ассоль... Да разве перечислишь всех!
Отбивая у мальчишек и девчонок любовь к сказке и фантастике, мы рубим сук, на котором сидим, ибо отбиваем "заодно" и любовь к книге вообще. А потом те же "метры от литературы", которые вчера называли фантастику второсортным чтивом, благородно возмущаются на страницах периодики бездуховностью молодежи, тем, что она вообще ничего не читает. Но ведь чтобы понять, почему этот 15-летний любому виду досуга предпочитает сунуть голову в полиэтиленовый мешок или часами подергиваться под оглушающие вопли динамиков - без мыслей, без чувств, - надо оглянуться на 5-10 лет назад, когда не нашлось рядом с ним человека, который отворил бы ему дверь в дивный мир мечты, благородства, любви. Который дал бы ему в руки сегодня - эту, завтра - ту, послезавтра - третью книгу, но уж такую, что наверняка оставит крошку себя в сердце ребенка. Некому было выстроить его душу. И поэтому, даже если его вылечат (сейчас много говорят об этом: спасать алкоголиков, спасать наркоманов), - а что он будет делать, чем жить, когда его отвадят от дурмана? Ведь душа-то в нем не выстроена, а без души - что за жизнь?!
Поэтому давайте прежде всего думать о тех, кто не ушел еще от нас на "красивые, глухие окольные пути".
Сегодня фантастика - это единственный универсальный род литературы, который читают все: от третьеклассника до доктора наук, от домохозяйки до космонавта. И тем не менее, как ни горько это признание для любителя фантастики с двадцатилетним стажем, я признаю, что основание для предубеждения против нее в последнее десятилетие есть, и очень серьезное.
Давайте подумаем, через какую дверь вошли в фантастику мы (те, кому сегодня за 30-40 лет) и через какие двери войдут в нее наши дети и внуки? Через унылые, серые и бездарные издания "Молодой гвардии" последних десяти лет? Но ведь именно о них говорят с совершенно справедливым предубеждением в детских библиотеках. За редким исключением, их действительно лучше не давать в руки детям. Но что же тогда давать?
Мы счастливее наших детей в этом смысле. Откликнитесь, сверстники, я уверена, что не ошибусь, мы начинали с вами одинаково: к нам вовремя пришли Жюль Верн и Беляев, Уэллс и Мартынов, "Приключения Карика и Вали", "Королевство Кривых Зеркал", и "Страна багровых туч", "Туманность Андромеды" и "Магелланово облако", и "Изгнание владыки", и Громова, Гансовский, Гуревич, Емцев и Парнова, Лагин и многие другие.
Зайдите в библиотеку сегодня, спросите "Гианэю" Мартынова, "Затерянный мир" Конан Дойла... Спросите "Матиуша", "Питера Пэна", "Хранителей", спросите Майн Рида или Купера, Брет Гарта, Лондона... Я специально говорю больше о детской приключенческой классике и сказке, так как спрашивать "Час Быка" Ефремова или "Обитаемый остров" Стругацких просто бессмысленно. Уходят, гибнут от ветхости книги, воздействие которых на пробуждающуюся душу ребенка неоценимо и несравнимо ни с чем. А сколько их уже ушло, прекрасных книг, которые помнят только наши отцы и деды?!
Вы скажете: пусть читают Пушкина и Гоголя. Да не будет он в 10 пет читать Пушкина: сказки он перерос, а до остального - не дорос еще! Он вообще тогда читать не будет! А дайте ему в 7 лет - "Карлсона", в 9 лет - "Тайну двух океанов", в 12 лет - "Туманность Андромеды", а в 14 - "451° по Фаренгейту", и он - ваш, он будет с горящими глазами рыться в книгах, он дорастет в 15-17 лет до "Второго нашествия марсиан", до "Вина из одуванчиков", а там и рукой подать - до Гоголя и Воннегута, Чехова и Горького, Толстого и Томаса Манна, "Игры в бисер" и "Саги о Форсайтах"... Но дайте же ему самому подняться по ступеням, не тащите его за шиворот через целые пролеты, не губите в нем будущего профессионального читателя! Ибо только фантастика оказалась на сегодня способной вырастить лет за двадцать систематического "употребления" такую не виданную доселе категорию - "профессионального читателя", Такого, кто не только читает, но и имеет по поводу читаемого свое мнение, свои требования, свои запросы и критический взгляд, который к тому же желает их высказать!
Что же делать, где выход? Да ведь он - на поверхности: НУЖНЫ ПЕРЕИЗДАНИЯ. Нужна специальная детская серия, и пусть она идет прицельно в детскую библиотеку, и пусть переиздается систематически хотя бы раз в десять лет. Надо только помнить, зачем и для кого составляется эта библиотека. Она, например, не должна иметь особо роскошного оформления - чтобы не превратиться в "экстра-валюту" на книжном рынке, не осесть в читальных залах и шкафах под замком (надо быть чудом природы, чтобы в 9-10 лет прочитать книгу в 400-500 страниц в читальном зале, на это редкий взрослый способен)...
И пусть она покажется устарелой иным "зубрам" от фантастики, наивной, чересчур прямолинейной, но ведь законы детской литературы несколько иные, чем литература для взрослых. Здесь нужно смотреть на два главных момента. Эта литература должна быть, во-первых, безусловно гуманистической, отстаивающей лучшие идеалы человечества, человечески цельной, проникнутой радостным и деятельным чувством бытия, а во-вторых, глубоко нравственной, несущей образец нравственного поведения, нравственного мировоззрения. Герой детской книги должен быть, безусловно, хорошим человеком! Именно в этом главная сила крапивинских мальчишек, хотя я встречала людей, которые утверждают, что это бессмысленная и вредная идея: мальчик со шпагой, с деревянным кинжалом против олицетворения зла. "Да ведь они всегда потерпят поражение!" - говорят эти люди. Нет, это неправда, ведь дело не в том, чтобы взять верх. Дело в неистребимой жажде добра и справедливости, присущей этим мальчишкам, в остром неприятии равнодушия и лицемерия, уверенности в правоте и необходимости вмешаться, готовности к открытому спору и бесстрашной схватке. Вопрос "бывает так или не бывает?" звучит в данном случае так же нелепо, как попытки жителей Каперны убедить Ассоль в том, что алых парусов она не дождется. Пусть наши дети растут с искрой в душе, они должны верить, что наперекор всему однажды сверкнет на горизонте алый парус, а деревянный клинок войдет в кирпичи, как в масло. Только так можно с годами вырастить из искры - солнце. А человек с солнцем, пусть просто с искрой в душе на пойдет грабить, насильничать, губить живой мир вокруг себя, оскорблять и унижать беззащитных.
Впрочем, вернемся к нашей серии.
Детская секция Всесоюзного совета КЛФ (о создании которого сообщалось в № 6 "У.С.") задумала составить список этой гипотетической библиотечной серии НФ с примерной рекомендацией к прочтению по возрастам.
Когда у нас в руках будет список - будет возможно бороться за серию, "пробивать" ее.
Но для этого нам нужно как можно больше ответов на вопрос: "Ваши любимые фантастические книги в возрасте от 3-х до 20 лет?".
Поэтому приглашаем всех, кто считает себя "профессиональным читателем" или любителем чтения, членов КЛФ и не членов, всех, кто занимается пропагандой хорошей литературы не по долгу службы, а от избытка собственных душевных запасов и личного стремления сделать мир лучше, - принять участие в нашем почине.
Если вспомните возраст, когда книга произвела наибольшее впечатление, укажите. Если не помните автора - неважно, восстановим. Только пишите от себя лично. Не от ума, а от сердца. Попросите друзей, знакомых, учеников, собственных детей ответить на этот вопрос.
Ваши письма шлите на адрес редакции "Уральского следопыта" с обязательной пометкой: для ВС КЛФ.
Надеемся на вашу помощь, друзья!
В. А. Сухомлинский писал (лучше его не скажешь): "Уже в детстве надо зажечь в сердце каждого человека искру гражданской страсти и непримиримости к тому, что является злом или потворствует злу".
Так давайте зажигать эти искры сегодня, завтра можно и опоздать.
|