История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

В. Немиров

КОНТАКТ ПО ЛИНИИ «КОНТАКТА»

КЛУБЫ ФАНТАСТИКИ

© В. Немиров, Н. Калашников, 1989

Кузнецкий рабочий (Новокузнецк). - 1989. - 20 окт. - С. 3.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2007

Массаж лингама полового 10 действий и мужчина лингам массаж для мужчин.

Свой очередной, двенадцатый, сезон открыл городской клуб любителей фантастики «Контакт». Двенадцать лет для неформального объединения – срок немалый. Поэтому наш разговор с президентом КЛФ «Контакт» Н. Н. КАЛАШНИКОВЫМ начался с воспоминаний.

– Основателями клуба, его организаторами были энтузиасты фантастики главный врач восьмой инфекционной больницы Борис Михайлович Гилев и Светлана Афанасьевна Плеханова, тогда ответственный секретарь городского добровольного общества книголюбов. Именно им принадлежала мысль собрать любителей фантастики города под одной крышей. Живое общение, воспитательное значение фантастики ставились во главу угла. Эта идея увлекла многих.

Интересы членов клуба были самые разнообразные. Поэтому темой первого заседания выбрали творчество Станислава Лема, которое находится как бы на стыке зарубежной и советской фантастики. А наиболее часто обсуждались наши любимые писатели – братья Стругацкие – и ранние произведения, и те, которые появлялись в периодике.

– Мне помнится, что на пятилетие КЛФ «Контакт» тогдашний президент Б. М. Гилев сказал: «Фантастика привлекает нес нестандартностью мышления. Мы видим мир как результат преображающей человеческой деятельности. В произведениях фантастической классики много актуальных и острых идей – сохранение природы, человека и его нравственная позиция, борьба за мир и многое другое...»

– Произведение, в котором описывается тридцатый век, все равно говорит о настоящем. Фантастика – своеобразный инструмент, используя который, путем показа прошлого и будущего, писатель анализирует нашу действительность. Конечно, каждый видит в фантастике что-то свое. Мы не уходим от рассмотрения фантастических «аксессуаров» – обсуждались, к примеру, мир животных и растений в «Улитке на склоне» Стругацких. То есть не отдаляем идеи писателя от способов их выражения. Для нас куда важнее всегда было отделить ту халтуру, что выходит под грифом «НФ», от высокохудожественных произведений, воспитать вкус к хорошей литературе. Кроме собственно обсуждений мы, особенно в первые годы существования клуба, слушали лекции по важнейшим отраслям науки. Читали их квалифицированные лекторы из пединститута и СМИ, бывало, разбивали в пух и прах какие-то фантастические версии, но одновременно знакомили с новыми идеями в науке. Были лекции о сегодняшнем дне робототехники, о зарождении Вселенной, о возможности полетов со сверхсветовой скоростью, была дискуссия о проблемах технического прогресса. Мы знакомились также с элементами фантастики в других искусствах – прошло заседание по «космической» музыке, живописи, обсуждали фантастические фильмы.

– И это, насколько мне известно, дало толчок к творчеству самих членов клуба.

– Наши беседы по звездной живописи подтолкнули А. Павлова, Р. Скрылеву, В. Колотвина на создание живописных работ на фантастические темы. Была проведена выставка, творчество ребят получило наше «добро». Литературное творчество началось с клубной игры «Аламагуса» – по названию рассказа Фрэнка Рассела. Она представляла из себя повесть-буриме: один пишет главу, другой продолжает. Повесть осталась незаконченной, зато появились рассказы, стихи, юморески членов клуба. Самыми крупными своими достижениями считаем творчество Александра Головкова и Владислава Ксионжека, долгое время посещавших клуб. Интересно творчество ТПРУНЯ – коллективный псевдоним В. Колотвина, О. Тумакова, А. Павлова – и отдельно В. Колотвина. Сейчас к нам пришла Марина Авдонина, пишущая стихи. Поощрялось и иного рода творчество: В. Емельяненко создал маленького робота, который участвовал в каждом заседании и при необходимости мог сказать: «Ваше время истекло!». Сочинением викторин, кроссвордов, чайнвордов, криптограмм занимался ваш покорный слуга. Вышел, кстати, первый клубный рукописный альманах, в какой-то мере это творчество, отразивший. Есть надежда, что выйдет и второй.

– Но это уже в прошлом, а что же сейчас?

– К сожалению, из тех, кто пришел в клуб в первый год его работы, почти никого не осталось. Причины тут разные. Многие обзавелись семьями и отошли от нас. Потом мы слишком часто – библиотека имени Н. В. Гоголя, общество книголюбов, читальный зал Дворца культуры металлургов КМК, снова правление ДОК и, наконец, вновь «гоголевка» – меняли крышу над головой. Мы оказывались не всегда удобной «нагрузкой» библиотекарям. Был период, когда КЛФ не приветствовались, скажем так, по всей стране, некоторые вообще закрылись. И к нам неоднократно наведывались различные комиссии на предмет поиска «крамолы». Сейчас к клубам любителей фантастики относятся лучше. Чуть больше года назад создан Всесоюзный центральный совет КЛФ, в который вошли представители семи организаторов-учреждений, известные писатели и наиболее активные члены фэн-движения под эгидой ЦК ВЛКСМ.

– Все это хорошо. И все-таки бытует мнение, что фантастика – не более чем развлекательное чтиво, несерьезная литература, которая – в этом смысле – вредит постижению высокой классики.

- Меня всегда удивляло отношение многих – не всех, но, к сожалению, очень многих – учителей литературы к фантастике. Помните, в «Ночи после выпуска» В. Тендрякова: «Да ребятам нравится собак гонять на улице, в подворотнях торчать, в лучшем случае читать братьев Стругацких, а не Толстого и Белинского. Вы хотели, чтобы я потакала невежеству?». Эти слова говорит учитель литературы! Часто мы слышим сетования на то, что дети не хотят читать классику. А пытаемся ли мы помочь им полюбить Пушкина, Чехова? А ведь одна из возможностей – их любовь к фантастике. Дайте задание восьмикласснику рассказать о случаях телепортации (нуль–транспортировки) у А. С. Пушкина («Сказка о золотом петушке») или у Гоголя («Заколдованное место»). Нет, конечно, таких слов у писателей XIX века, оно появилось во второй половине XX, но, думаю, даже «середнячки» и «двоечники» в литературе «вылижут» эти произведения, чтобы найти такие вещи. Мне бы очень хотелось, чтобы учителе литературы сделали фантастику своим союзником на уроках литературы, а не врагом.

И еще вот о чем бы хотелось сказать. Наша страна, к сожалению, также на уровне третьеразрядном (да что там – десятистепенном) и по отношению к фантастике. У нас нет своего журнала фантастики (такое положение разве что в уж очень слаборазвитых африканских странах). Ни в школах, ни в вузах нет курсов фантастики. В большинстве стран (а «загнивающие» уже второе столетие капиталисты зря денег тратить не будут) введены курсы фантастики во многих вузах (не только гуманитарных, но и технических), курсы фантастики и курсы развития творческого воображения (на основе фантастики) проводятся в Японии, Америке и других странах для менеджеров, инженеров, экономистов и т. д. Это поставлено на государственный уровень. «Они» «там» считают, что это помогает им развиваться, идти вперед, продвигать по пути прогресса науку, технику, производство. Нам, вероятно, это и нужно?

Записал

В. НЕМИРОВ.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Клубы >
А Б В Г Д З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Ч Ш Э | Другое о КЛФ
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001