История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Ю. Зубакин

ЧУЖОЙ МУЗЕЙ

Фантастка в филателии

ФАНТАСТИКА В ФИЛАТЕЛИИ

© Ю. Зубакин, 2011

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2011

Россия, 2007 год

Художественный маркированный конверт

Некоторые художники весьма вольно обращаются с творческим наследием Циолковского, смело внося изменения в его конструкции. Курьёзный случай произошёл с рисунком художественного маркированного конверта России 2007 года, посвящённого кировскому музею К. Э. Циолковского, космонавтики и авиации. На конверте изображено здание музея, стилизованные Солнце и ракета, чертёж космического аппарата. Рисунок выполнил дизайнер Роман Комса.

Рисунок К. Циолковского (1883)

(Циолковский К. Свободное пространство)

Этот чертёж – очень вольная интерпретация рисунка Циолковского из рукописи «Свободное пространство». Рисунок и относящиеся к нему записи датированы 9 апреля 1883 года. На рисунке изображён «снаряд для путешествия в свободном пространстве».

Снаряд представляет собой железный или стальной шар с многочисленными отверстиями в корпусе, закрытыми толстыми прозрачными стёклами. Внутри снаряда находятся люди (по Циолковскому – одушевлённые тела) и предметы (неодушевлённые тела). На рисунке показаны три оси (полярная, экваториальная и меридиональная). Плоскость, проходящую через меридиональную и экваториальную ось, Циолковский назвал экваториальной плоскостью, а её пересечение с корпусом снаряда – экватором. На рисунке экватор обозначен пунктирной линией. Слева и справа расположены два устройства «вроде пушки», предназначенные для перемещения снаряда. В правом устройстве небольшие ядра выбрасываются в свободное пространство с помощью пороха или взрывчатого вещества. Используя это устройство, снаряд может перемещаться на большие расстояния. Левое устройство с трубой большого диаметра отбрасывает ядро «значительной величины и плотности». Ядро выбрасывается рукой или пружиной, а к концу ядра прикреплена длинная нить. С помощью этого устройства снаряд перемещается на незначительное расстояние, ограниченное длиной нити. Разворот снаряда осуществляется кругами, расположенными перпендикулярно к полярной и экваториальной оси.

Куба, 1966 год

(Michel № 1153)

Монголия, 1977 год

(Michel block № 49)

Рисунок из рукописи появлялся и на почтовых миниатюрах – на марке Кубы 1966 года (Michel № 1153) и блоке Монголии 1977 года (Michel block № 49).

Музей К. Э. Циолковского, космонавтики и авиации в Кирове

После смерти Циолковского рисунок снаряда для путешествия в свободном пространстве неоднократно появлялся в книгах и журналах, использовался при оформлении музеев, в том числе и в музее К. Э. Циолковского в Кирове.

Музей К. Э. Циолковского в селе Ижевское Рязанской области

Но рисунок на стене кировского музея очень сильно отличается от рисунка на конверте. Дело в том, что дизайнер Роман Комса ошибся и использовал рисунок из другого музея Циолковского, находящегося в селе Ижевское Рязанской области. В этом музее рисунок выполнен на стекле круглой формы, расчерченном горизонтальными и вертикальными линиями, и подсвечивается лампами.

Фотография из «Википедии»

По сравнению с рисунком в рукописи Циолковского, рисунок на стекле упрощён, в нём убраны некоторые детали. Фотография рисунка из музея в селе Ижевском появилась на популярном Интернет-ресурсе «Википедия» в статье о Циолковском. Фотография плохого качества и небольшого размера, рядом с ней поясняющая надпись: «Чертеж первого космического корабля К. Э. Циолковского (из рукописи «Свободное пространство» 1883)». В тексте ошибка – на фотографии не рисунок из рукописи Циолковского, а рисунок на стекле из музея в Ижевском. К тому же по непонятной причине изображение на фотографии повёрнуто на 90 градусов.

Из русскоязычной статьи «Википедии» фотография вскоре перекочевал в статьи на других языках, и широко разошлась по всему миру. Теперь её можно увидеть во многих статьях об истории космонавтики, майках, кружках и многом другом.

Вверху показана эволюция рисунка от рукописи Циолковского до конверта России 2007 года. Работая над рисунком конверта, дизайнер Роман Комса использовал ту же самую фотографию, которая размещена в «Википедии», и даже воспроизвёл горизонтальные и вертикальные полосы на стекле. Кроме того, дизайнер ошибочно принял отражение в стекле за конструктивный элемент – на рисунке он обведён линией синего цвета. Роман Комса произвольно изменил форму ядра (на фотографии отмечено зелёным), убрал корпус (отмечен красным) и выделил экватор (отмечен жёлтым цветом). Получилась странная конструкция, существенно отличающаяся от рисунка Циолковского и его описания: «Вообразим железный или стальной шар, могущий выдержать давление заключённого в нём воздуха».

Получается, что Издательско-торговый центр «Марка» и дизайнер Роман Комса формально отнеслись к созданию рисунка конверта, в результате чего была принципиально изменена конструкция Циолковского, а рисунок из музея в селе Ижевское оказался на конверте, посвящённом музею в городе Кирове.

P. S. 11 ноября 2011 года статья о Циолковском в wiki была изменена и фотография из музея была заменена на рисунок из рукописи. Спасибо за оперативность!

Слева фрагмент статьи до изменения, справа после изменения:



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001