АРКАДИЙ СТРУГАЦКИЙ: «МЫ НЕ ЗНАЕМ ВЕЩЕЙ, РАДИ КОТОРЫХ СЛЕДУЕТ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ФАНТАСТИКИ»
|
ИНТЕРВЬЮ ФЭНДОМА |
© А. Стругацкий, А. Тетельман, 1989
Комсомолец (Ростов-на-Дону).- 1989.- 14 янв.- С. 4-5.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001 |
ПОСЛЕДНИЙ этаж 16-этажного дома возле "Юго-Западной". Выждать две оставшиеся минуты до назначенных 11.00 и - звонок. Хозяин любезно помогает мне снять шубу - в столице снег, местами переходящий в дождь. Полметра осадков за два дня - это чересчур. И разговор, конечно, начинается с погоды и трудностей хождения по нечищенным тротуарам. Но в гостях у писателя - фантаста я, конечно. не могла не похвастаться первой страничкой клуба любителей фантастики "Притяжение" в областной молодежной газете "Комсомолец".
- Аркадий Натанович, а как вы вообще относитесь к клубам любителей фантастики?
- Отношение очень хорошее и у меня, и у брата Бориса. Сильная штука! Из всех читательских организаций - единственная действующая. В клубах собираются самые активные читатели фантастики, а, следовательно, самые интеллектуальные читатели вообще. Интеллигентность, широта взгляда на вещи, мировоззренческая раскованность - первое дело.
- А над чем вы сейчас работаете?
- Мы сейчас, как и многие писатели, настолько поражены тем, что делается в нашей стране, особенно после голодного пайка недавнего времени... Могу провести аналогию: когда меня вывезли из блокадного Ленинграда, я начал дико... скажем, кушать - и заработал себе кровавый понос. Нет, поймите правильно - я не разделяю мнения тех, кто считает - поговорили о Сталине и хватит. Но сейчас время публицистов - они на коне. Нам же публицистика противопоказана, мы не умеем абстрактно мыслить в терминах морали, политики, экономики... Нам подавай конкретный художественный образ.
Но могу сказать, что неделю назад состоялась историческая встреча с Борисом Натановичем. Подчеркиваю - историческая. Была предпринята попытка со скрежетом повернуться к сегодняшнему дню. Мы собираемся написать пьесу. Называться она, по-видимому, будет "Веселые беседы при свечах", действия в ней не будет никакого, одни сплошные разговоры.
- Но фантастика-то в ней будет? У нас в клубе популярна ваша фраза из какого-то интервью: "Мы не знаем вещей, ради которых стоит отказаться от фантастики".
- Конечно, будет! Неизбежное столкновение времен, призраки из прошлого и будущего... Возвращаюсь к вашему вопросу - почему-то главное внимание нам сейчас приходится уделять фильмам. На нас "упали" кинематографисты... Но это - "отработанный пар", не имеющий отношения к литературе.
- Раз уж речь зашла о кинематографии: что вы думаете о фильме Сокурова "Дни затмения" по вашей повести "За миллиард дет до конца света".
- К сожалению, фильма я еще не смотрел. Сокуров показал страшную жизнь нашего провинциального города... Фильм классический, но нам не нравится, что этот фильм - опять не Стругацких. Либо получается классический фильм, не имеющий отношения к литературному источнику, как у Тарковского, либо чистой воды иллюстрация...
- Как в фильме "Отель "У погибшего альпиниста"?
- Да, пожалуй... Но имеется еще один вариант - прекрасный фильм на основе слабой книги. Литературный примитивизм, наверное, очень хорошо укладывается в киноизображение.
- А западная кинофантастика? Конечно, я говорю о видео в основном. - Нам очень понравился фильм "Нечто".
- По Кэмпбеллу?
- Да, правильнее было бы перевести название как "Эта штука". И еще один. Там идет экспансия цивилизаций, земной и инопланетной, космический бой, сбивают корабль над планетой...
- Наверное. "Враг мой" - по Лансиеру [Лонгиеру - ЮЗ]? Кстати, эту повесть любители фантастики назвали лучшим пепеводным произведением 1986 года - по результатам голосования, проведенного Омским КЛФ "Алькор".
- Да, да, но, по-моему, фильм сильнее книги. Еще вспоминается японский фильм "Провал во времени". И прекрасный фильм для детишек - "Звездные войны". Непонятно, почему его у нас не показывают?
- Почему же, в видеотеке нашего объединения "Досуг", например, мы его спокойно посмотрели. Кажется, он все-таки попал в список разрешенных к показу...
- Не знал. А вот "Одиссеей 2010 года" по Кларку я был сильно разочарован. Первый фильм был еще туда-сюда - показ, так сказать, возможностей техники. А второй откровенно слаб.
- Кстати, о технике. Не хотели бы вы использовать ее в писательском труде - скажем, печатать, как А. Кларк, сразу на компьютере?
- Нетушки, нетушки! Вот у В. Охотникова (писателя в целом весьма слабого) есть одна неплохой рассказ: технарь, решивший стать писателем, изобретает все более сложные агрегаты для этого. В конце концов он вспоминает, что Пушкин писал гусиным пером... Западногерманский режиссер Петер Флейшман [Фляйшман - ЮЗ] предлагал нам редактирующую машинку. Не хотим мы машинок, напишем и отредактируем все сами! Лишь бы редактор потом не трогал...
- Конечно, сами... А чье-то чужое произведение вам никогда не хотелось написать? Вот Ст. Лем считает, что ваш "Пикник на обочине" должен был бы написать он...
- Э-э... М-м-м. Я как-то не совсем готов к этому вопросу...
- Хочется ведь задать нестандартный вопрос!
- Ну вот, пожалуй... Мы посмотрели американский видеофильм "Зомби". Идея в том, что ад переполнился грешниками и больше не принимает мертвых. Безмозглые мертвецы пошли по земле с одной страстью - добраться до живых и сожрать. Сама идея о переполненности ада грешниками - такую повесть, сценарий нам было бы интересно написать.
- Аркадий Натанович, в свое время я делала в клубе доклад "Взаимоотношения полов в фантастике". Один из разделов назывался "Женщина - друг человека". Вот в ваших произведениях женщина выступает исключительно в этой ипостаси, а самостоятельного значения не имеет. Обидно...
- Честный писатель должен писать о том, что он знает. А женщины для меня как были, так и остаются самыми таинственными существами в мире, хотя женат не один десяток лет. Они знают что-то, чего не знаем мы. И повторяю, что сказал Л. Н. Толстой: "Все можно выдумать, кроме психологии". А психологию женщин мы можем только выдумывать.
- Аркадий Натанович, мы знаем, что вы родились в Ленинграде...
- В Батуми.
-...Простите, выросли в Ленинграде, служили на Дальнем Востоке, живете и работаете в Москве, бывали в Саратове... А как вы относитесь к Ростову-на-Дону?
- Долгое время было самое неприязненное отношение.
- ?!
- Ну, сейчас-то оно переменилось. Благодаря вашему клубу. Да и Ростиздат уже печатает фантастику - впервые "Собачье сердце" М. А. Булгакова, "Мальвиль" Р. Мерля...
- Аркадий Натанович, если можно, пару строк для читателей нашей странички в "Комсомольце".
[На фото - "Читателям "Комсомольца" - любителям фантастики - с наилучшими пожеланиями и с признательностью за доброе отношение к нашей скромной работе" - ЮЗ]
Интервью вела Анна ТЕТЕЛЬМАН.
|