Геннадий Прашкевич
МАШИНА ВРЕМЕНИ
Узбекская научная фантастика сегодня
|
КОНВЕНТЫ ФАНТАСТИКИ |
© Г. Прашкевич, 1988
Правда Востока (Ташкент).- 1988.- 2 авг.- С. 4.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2003 |
В Ташкенте прошел первый Всесоюзный семинар молодых писателей, работающих в жанре фантастики и приключений. Почти десять дней начинающие литераторы из Москвы и Киева, Новосибирска и Риги, других городов страны, обсуждая свои произведения, свободно перемещались в пространстве и времени, давали волю самым дерзновенным мечтам.
Вопрос: у кого учиться? - всегда встает перед теми, кто вступает на трудную литературную стезю. Хозяевам встречи - С. Абдуллаевой, М. Юлдашевой, М. Ибрагимовой, Г. Бостоновой, братьям Турсуновым, А. Муминову, В. Фадееву, А. Свистунову, В. Мокашову, чье творчество было отмечено на семинаре, в известной мере повезло. В Узбекистане в жанре фантастики - новом для региона - работает немало писателей: Тахир Малик, Махкам Махмудов, Абдухаким Фазылов, Зоя Туманова, Михаил Гребенюк, Юрий Слащинин. Выделяются своими произведениями Э. Маципуло с его приверженностью к сказке, к острым социальным проблемам, X. Шайхов, в котором живет глубокий интерес к современной науке, и Н. Гацунаев, исследующий Человека в самых разнообразных аспектах. Именно эти авторы, представляющие три важнейших направления современной фантастики, были среди руководителей семинара.
У ЭДУАРДА Маципуло вышли в издательствах республики две книги - "Сочинитель Небылиц" и "Охота на монстров", и обе не залежались на прилавках книжных магазинов. Не случайно: читателей привлекла острота, злободневность поднятых тем.
В современном городе появляется сказочный дэв. Ни какое не чудовище, а просто плюгавенький человечишко - обрезчик деревьев по кличке Мокроносый. В замызганном чапане, перепоясанном старым платком, в старых разбитых кавушах, он одержим одним желанием - строить дувалы. Как можно больше дувалов, чтобы люди были разобщены. С наслаждением обрезает он кусты и деревья, лишая их природной красоты. Хорошая деталь: он творит зло не просто так, а за зарплату, поскольку числится работником сферы быта. Противостоят Мокроносому прекрасная юная Пэри (читай Красота), силач Палван (читай Сила) и, наконец, Сочинитель Небылиц (Ум, Творчество) - один из тех, чье поведение никогда не укладывается в рамки общепринятого, чьи слова возвращают людей к подлинной человечности. Дэв же уменьшает людей. Уменьшает и в прямом, и в переносном смысле. Загоняет души в модную стенку, новую машину, нашептывает: ценности, прежде всего ценности! Лишает деревья листьев, а человека - разума.
В повести зало побеждено. Но дэв все еще рядом с нами. Он в нас самих, и еще немало придется потрудиться каждому, чтобы выжать его из своей души.
Судя по заключительным словам, книга будет продолжена. Каким будет это продолжение, не знаю. Но "Сочинитель Небылиц", безусловно, удача Э. Маципуло.
Х. ШАЙХОВ уже в 1976 году был автором книги о роботах. Проснувшийся в нем чуть ли не в школьные годы острый интерес к науке не угас и по сей день - сужу по его последним книгам "Блеск алмаза" и "Демонстрация на орбите".
Мне трудно оценивать язык и стилистику Ходжиакбара Шайхова - он пишет на узбекском языке, а переводы названных книг не во всем удачны. Говорю, чтобы подчеркнуть: перевод фантастики все еще остается проблемой. На ташкентском семинаре, кстати, говорилось и об этом. Многие молодые фантасты, работающие на Украине, в Москве, в Ленинграде, в Сибири, увезли с собой подстрочники узбекских коллег. Хочется верить в их удачу.
Наверное, лучшая книга X. Шайхова - "Блеск алмаза". Первая часть ("Пламя") рассказывает о трагедии колонистов на далекой планете Верга, где добывая полезную руду, земляне попадают под воздействие некоего странного излучения, не менее губительного для психики, чем наркотик. Главный герой цикла Олмос Азизов находит выход из положения. В повести "Загадка Ренэ", по-настоящему увлекательной и динамичной, он спасает от гибели экипаж космонавта Старка, а попутно открывает необычную неорганическую жизнь, которая выводит землян на иной Разум. Чтобы встретиться с этим Разумом, земляне, рискуя жизнью, остаются на планете, обреченной на гибель ("К черной дыре"). В четвертой части ("Блеск алмаза") Олмос возвращается на Землю, где отсутствовал сто семьдесят лет. Думается, на этом цикл не закончен: ведь на далекой планете остался друг и помощник героя - Адам...
ОЧЕНЬ сильное впечатление оставляет фантастический роман Николая Гацунаева "Звездный скиталец" - на мой взгляд, принадлежащий к числу лучших произведений советской фантастики. Некто Симмонс, человек XXIII века, представитель агрессивных стран всеобщей конвенции, создает машину для перемещения во времени. Герою очень не хочется участвовать в очередной "локальной" войне, и он бежит... Бежит в прошлое, в Хивинское ханство конца XIX века. Обосновавшись там, Симмонс совершает вылазки в разные века, пытаясь в прошлом предотвратить то, что привело к несчастьям в его настоящей жизни. Он строит железную дорогу Ново-Ургенч - Чалыш, пытается спасти красного командира Строганова, идущего на встречу с Джунаидханом, поднимает на борьбу племена Айдос-бия... Но безуспешно. Каждый идет своим путем, только своим. И убедившись в этом, Симмонс возвращается в свое время, чтобы по-настоящему воздействовать на ход истории.
Гацунаев вырос в Хиве и Ургенче, и практически все его произведения привязаны к родному краю. "Хива предвоенных и военных лет, - вспоминает он в беседе с корреспондентом газеты "Наука в Сибири", - врезалась в память ярким, красочным, совершенно необычным воспоминанием. В этом азиатском городишке было в то время много европейцев. Украинцы, гуцулы, поляки, евреи, немцы, русские, татары, казахи, узбеки, каракалпаки, туркмены, корейцы жили в тесноте, но не в обиде и уж никак не во вражде.
Удивление и любопытство имели место, недоверчивость, вероятно, тоже, но враждой И не пахло..." Наверное, оттуда, из детских лет, идут краски, язык писателя. Оттуда и его высокая, чистая поэтичность (у него, кстати, несколько стихотворных сборников).
Исторична и повесть "Экспресс "Надежда". Ее герой, военный летчик, пытаясь спастись, оказывается в другом измерении, в странном поезде, оставив при этом на гибель товарища. Но побеждает себя и возвращается - чтобы, быть может, погибнуть, но спасти друга. Потрясают сцены на берегу высыхающего Аральского моря. Если бы не война, не годы трагических ошибок... Может, и радовал бы по-прежнему голубой простор, останься в живых все те люди, что способны были совсем иначе хозяйствовать, определять историю страны.
Обе книги Н. Гацунаева обойдены критикой, но, уверен, они еще получат надлежащую оценку.
УЗБЕКСКАЯ фантастика с ее мощным зарядом историчности, крепко привязанная к родной земле, все увереннее заявляет о себе. Хорошо, что молодым есть к кому обратиться за советом и помощью.
Геннадий ПРАШКЕВИЧ.
Писатель-фантаст.
г. Новосибирск.
|