Таис Жангарина
ЗАКОНЧИЛСЯ ФЕСТИВАЛЬ «АЭЛИТА»
|
КОНВЕНТЫ ФАНТАСТИКИ |
© Т. Жангарина, 2002
Вечерние ведомости из Екатеринбурга.- 2002.- 17 июня.- С. 1, 6.
Пер. в эл. вид Д. Бахтерев, 2002 |
В выходные дни в Екатеринбурге закончился девятнадцатый по счету фестиваль фантастики "Аэлита". Это самый крупный в России фестиваль, который присуждает, одноименную премию в области фантастической литературы. Она была учреждена редакцией журнала "Уральский следопыт" в 1981 году. В том же году ее получили братья Стругацкие за повесть "Жук в муравейнике". Из уральских авторов "Аэлиту" в апреле 1983 года получил Владислав Крапивин.
Лауреатом премии этого года стал признанный российский фантаст Евгений Лукин (Волгоград). Он автор таких книг, как "Пятеро в лодке, не считая Седьмых", "Там, за Ахероном", "Сокрушитель", "Когда отступают ангелы", и многих других. Большинство вещей он написал в соавторстве со своей женой Любовью. Евгений Лукин неоднократно становился лауреатом разных престижных премий в области фантастики: "Великое кольцо", "Еврокон-90" (Франция), "Малый золотой Остап", "Интерпресскон", жанровая премия "Меч в камне". И в этом году он впервые получил "Аэлиту" Эта премия не присуждается за какое-то конкретное произведение, она вручается за общий вклад в развитие фантастической литературы.
В этом году фестиваль проводился более чем скромно. По традиции, на него в Екатеринбург приезжают почти все ведущие фантасты России. На этот раз любители фантастики имели возможность пообщаться только с писателем и журналистом Дмитрием Байкаловым, писателем, геологом, поэтом Геннадием Прашкевичем и Игорем Можейко, более известным как Кир Булычев. Для последнего, по его собственному признанию, "Аэлита" - часть жизни. Не приехали приглашенные Юлий Буркин, Белла Клюева и лауреат Евгений Лукин.
Отсутствие размаха и помпезности в этом году связано со многими моментами. По словам Кира Булычева, главной причиной проведения в Екатеринбурге "Аэлиты" было наличие здесь журнала "Уральский следопыт", который, кстати, оценивается российскими фантастами, очень высоко. Сейчас, к немалому сожалению последних, журнал борется за свое существование и пока проигрывает эту борьбу.
Его редакция почти вытеснена со своего места арендаторами. Журнал продолжает выходить, но это становится все более и более сложным. В Екатеринбурге постепенно исчезает эта особенная атмосфера, которая позволяла раньше называть его "городом фантастики". И фестиваль тоже стал более скромным и незаметным. Разговоры о кризисе в российской фантастике ведутся уже давно, но при этом все гости строят очень оптимистические прогнозы. Их отношение к "кризису" совершенно особое.
В течение фестиваля прошли встречи Геннадия Прашкевича, Кира Булычева и Дмитрия Байкалова с читателями. Как можно догадаться, на эти встречи пришли в основном дети - основная аудитория Кира Булычева. На них корреспондент и узнал, что думают о российской фантастике самые яркие ее представители.
Отношение к Екатеринбургу и проводимому в нем фестивалю у гостей традиционно положительное.
Кир Булычев: "Аэлита " - это не просто премия, это "отметина" на всю жизнь. И это лучшая премия. Екатеринбург вообще для фантастов не пустое место. Во многом это связано с тем, что здесь есть журнал "Уральский следопыт", которому сейчас, к сожалению, очень тяжело. Но фестиваль проводится, и это хорошо. Лауреат этого года Евгений Лукин - очень хороший фантаст (прим ред. До этого года Евгений Лукин становился лауреатом только малой премии "Великое кольцо", одного из подразделений "Аэлиты")".
Естественно, много вопросов задавали дети. В чем-то они были наивные, иногда интересные. Вроде: "Ваше отношение к "Гарри Поттеру? ". На такой вопрос нельзя ответить иначе, чем...
Кир Булычев: "Гарри Поттер" - хорошая книжка, но я подозреваю, что в Англии сейчас много пишется книжек для детей, и, скорее всего, некоторые из них лучше. Просто они нераскрученные".
Вопрос о Гарри Поттере - это вопрос из серии про футбол - "у всех на слуху". Например: "Над какой книгой вы сейчас работаете?" (вопрос к Булычеву). "Если я вам скажу, что работаю над книгой "Моя мама - Хрюша", это точно вам скажет столько же, сколько настоящее название". Но иногда дети задают очень интересные вопросы именно за счет своего незашоренного восприятия. А иногда очень простые вопросы дают толчок к самым неожиданным и интересным ответам. Например, такой, казалось бы, тривиальный вопрос, как: "Какие книги вы в детстве читали?"
Кир Булычев: "Я в детстве играл в футбол. А вообще, мы находимся в плену такого заблуждения, что классика - это именно то, что надлежит читать, и в ответ на этот вопрос следует назвать что-нибудь вроде "Войны и мира" или "Преступления и наказания". На самом деле нам часто нравятся совершенно неожиданные вещи. Например, в 30 лет я открыл для себя"Крышу мира" Мстиславского, Но для каждого возраста - своя книга".
Взрослых читателей интересует один вопрос. Это вопрос, возникающий у каждого, кто более-менее знаком с состоянием фантастической литературы в России, - сейчас это вопрос о кризисе. Разговоры о кризисе фантастической литературы ведутся уже достаточно долго.
Геннадий Прашкевич: "В современной фантастике - дикий кризис? Это ужасные слова, если их произносит молодой писатель, пишущий хорошие книги. Плохие авторы были и будут всегда. Но вопрос о кризисе всегда интересовал любого пишущего человека. Сколько я пишу, всегда слышу одно и то же - кризис, кризис. Лучший совет мне дал Аркадий Стругацкий, когда у меня не приняли роман; "Возвращайся к себе в Новосибирск и пиши. Пока ты пишешь, умрет редактор, поменяется состав комиссии, власть изменится". Можно сказать, что я выжил только потому, что, пока все сидели и твердили - "кризис, кризис", я писал".
В заключение можно сказать, что премия "Аэлита" - своего рода показатель того, что происходит в русской фантастике. Пока есть кому ее вручать, кризис не наступит.
|